Статьи
24.09.2024
Юрий Герций: зачем психологам сдавать профэкзамен
gercii_yv3.jpg

Председатель Совета по профессиональным квалификациям в сфере безопасности труда, социальной защиты и занятости населения, директор по развитию региональных проектов ВНИИ труда Минтруда России  Юрий Герций  рассказал советнику по региональному развитию и международным связям Национального агентства развития квалификаций  Светлане Власовой  об истории и перспективах законодательной инициативы по применению независимой оценки квалификации для психологов

В настоящее время в Комитете Государственной думы по защите семьи, вопросам отцовства, материнства и детства обсуждается проект федерального закона «Об основах психологической деятельности в Российской Федерации». В числе прочего законопроект предусматривает прохождение независимой оценки квалификации в качестве процедуры, обязательной для психологов, не имеющих высшего профильного образования.

 

Юрий Викторович, расскажите, пожалуйста, о предпосылках этой законодательной инициативы. Какое участие в этой работе принимает СПК в сфере безопасности труда, социальной защиты и занятости населения? На каком этапе находится сейчас законопроект?

К ведению нашего совета по профессиональным квалификациям отнесена социально-трудовая сфера. Это не только труд и трудовые отношения, но и в большей степени жизнедеятельность в целом. И сама жизнь нам подсказала ― необходимо обратить внимание на психологический аспект, человеческие особенности и климат в трудовых коллективах. Мы начали со взаимодействия с различными общественными и иными структурами, которые работают в сфере оказания психологической помощи, и пришли к выводу, что должны быть разработаны стандарты профессиональной деятельности для определенных специалистов.

Сегодня в России утверждено четыре профстандарта, которые касаются сферы оказания психологической помощи. Из них два ― «Психолог в социальной сфере» и «Психолог-консультант» ― закреплены за нашим советом.

Профстандарт «Психолог в социальной сфере» был разработан в 2013 году. Со временем мы поняли, что некоторые подходы, трактовки, формулировки требуют актуализации, и мы его актуализировали. В этой работе принимали активное участие представители Московского городского психолого-педагогического университета, в том числе и его ректор Виталий Владимирович Рубцов.

Что касается второго профстандарта «Психолог-консультант», история его создания следующая. Началось с того, что на нас вышли ряд саморегулируемых организаций в области психологии, в частности, президент саморегулируемой организации Национальная ассоциация «Союз психотерапевтов и психологов» Виктор Викторович Макаров. Он также является президентом Общероссийской профессиональной психотерапевтической лиги и вице-президентом Всемирного Совета по психотерапии. Мы встретились, обсудили и пришли к выводу, что для общей сферы, прежде всего связанной с работой в коллективах, профессиональный стандарт необходим. Создали рабочую группу, привлекли специалистов-практиков и разработали второй стандарт.

Работа по актуализации первого стандарта шла параллельно с разработкой второго, чтобы избежать перекрывания, повторений и других накладок. В результате проведенной работы в сентябре 2022 года утвержден профстандарт «Психолог-консультант», а в сентябре 2023 года утвержден актуализированный профстандарт «Психолог в социальной сфере».

Впоследствии были разработаны и утверждены стандарты «Психолог в служебной деятельности», который закреплен за СПК в области обеспечения безопасности в чрезвычайных ситуациях, и «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)». Он находится в ведении СПК в сфере образования. Это то, что касается непосредственно профессиональных стандартов.

Где и на каком уровне возникла идея разработки законопроекта по психологической помощи, я не готов сказать, но разговоры о необходимости регулирования этой деятельности идут уже долго. Обсуждение происходило как на уровне Государственной Думы в рамках Комитета по защите семьи, вопросам отцовства, материнства и детства, возглавляемого Ниной Останиной, так и в профессиональном сообществе. К примеру, эта тема активно поднимается представителями Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова и др.

Когда началась разработка проекта этого закона, думский комитет привлек нас, поскольку в нашем ведении есть два профстандарта в этой сфере деятельности. В большей степени наше участие заключалось в консультировании. В частности, нас интересовало, какие подходы и требования к квалификации специалистов предполагает законопроект. Это обусловлено тем, что у нас в социально-трудовой сфере в основном работают психологи, которые не имеют базового психологического образования. Они получили психологическое образование в качестве дополнительного. Причем зачастую работают они уже длительный период времени, некоторые из них более 20 лет.

Поэтому ставить вопрос о том, что, не имея высшего психологического образования, человек не может работать в этой сфере, нельзя. Накопленный опыт, полученный мною в том числе при организации преобразований в системе занятости населения, говорит ― необходимо сохранять имеющийся потенциал.

Мы заложили в проект закона нормы, которые дают возможность осуществлять профессиональную деятельность психологам при наличии у них дополнительного образования. При этом условием допуска к работе является прохождение независимой оценки квалификации. То есть мы преследовали две цели. Первая — сохранить тех, кто работает в этой сфере и хочет продолжать работать. И вторая цель ― обязательная независимая оценка квалификации психологов.

9 июля 2024 года Комитет Государственной Думы по защите семьи, вопросам отцовства, материнства и детства провел круглый стол, на котором обсудили проект закона. Комитет собрал замечания и предложения к данной законодательной инициативе. Мы тоже приняли участие в данном мероприятии и поддержали законопроект. Сейчас идет обобщение материалов по итогам круглого стола. В этих целях создана временная рабочая группа.

Мы посчитали, что нет необходимости входить в ее состав, однако свою позицию по проекту закона представили. Она содержит два пункта, названных мной выше. Прохождение НОК позволит сформировать единый федеральный реестр квалифицированных специалистов-психологов. В данном случае я имею в виду Реестр независимой оценки квалификации.

Возьмем, к примеру, медицинских психологов. Конечно, оценка их квалификации должна быть в увязке с какими-то медицинскими аспектами или особенностями. Единственное, чего хотелось бы достичь, чтобы у нас все психологи, вне зависимости от направления их деятельности, были внесены в единый федеральный реестр. Сегодня рассматривается идея, что какой-то федеральный орган будет вести особый учет этих специалистов. Это неправильно. Я убежден, что все сведения должны быть в одном месте и доступны, чтобы каждый работодатель, каждый гражданин мог их увидеть. К примеру, я иду на консультацию к врачу-психиатру, я могу посмотреть, есть ли у него квалификация, оценен он или нет.

В проект закона закладывается переходный период в три года, после чего все должны попасть в реестр НОК. Тогда будет порядок. Соответственно, объединения, саморегулируемые организации должны быть заинтересованы, чтобы их члены сдали профэкзамен и работали на законном основании. Это касается и других сфер — психологи в школах, например. Я думаю, похожая работа ведется и СПК в сфере образования. Если эта профессиональная деятельность будет отдана на откуп каким-то структурам любого уровня, то хорошего результата не будет — ничего не изменится.

На круглом столе, прошедшем в рамках Комитета Госдумы, специалисты высокого уровня, в частности, доктора наук, руководители психологических служб крупных структур, этот проект в целом поддержали. Такой закон нужен. И я надеюсь, что с принятием закона психологическая работа выйдет на новый этап развития.

Возможно, будет необходимость в какой-то степени актуализировать имеющиеся профстандарты, может быть, придется ещё какие-то стандарты разрабатывать. Я думаю, это будет интересно.

 

Готова ли система независимой оценки квалификации в области психологической деятельности для проведения профессиональных экзаменов? Насколько я знаю, у СПК уже есть опыт проведения независимой оценки квалификации психологов ― этим летом уже состоялись первые профэкзамены психологов-консультантов. Расскажите о нем: сколько человек приняли участие, какие результаты, возможно, выводы.

Кроме разработки и актуализации профстандартов, СПК подготовил другие инструменты. Прежде всего, это наименования квалификаций. Мы их разработали, рассмотрели и утвердили, внесли в Реестр независимой оценки квалификации. Разработали и утвердили оценочные средства. И после запустили процедуру независимой оценки квалификации.

Пока желающих пройти экзамен немного. Для психологов подтверждение квалификации сегодня носит заявительный характер, они не обязаны проходить НОК.

Результаты первого экзамена у нас ― 50/50. Половина участников сдала экзамен, а половина не смогла подтвердить свою квалификацию. Но так как мы каждому даем в заключении информацию, где его слабые места, соискатели могут сделать выводы, что нужно подтянуть.

 

Как обстоят дела с центрами оценки квалификаций и экзаменационными площадками, наделенными полномочиями по проведению профэкзамена по данным видам профессиональной деятельности?

Для того чтобы система функционировала в полной мере, мы работаем над подбором и определением структуры, которая сможет выполнять функции центра оценки квалификаций психологов. На первых порах профэкзамены по квалификациям психологов у нас проводит центр оценки квалификаций, который наделен полномочиями по оценке квалификаций специалистов социальной сферы. Социальная работа все же имеет более широкий охват, хотя и переплетающийся с психологической деятельностью.

gercii_yv2.jpg

Работа психолога специфическая, эксперты должны быть подготовлены и глубоко погружены в эту сферу. В связи с этим на заседании совета мы пришли к выводу, что необходимо выделить психологический блок в отдельный центр оценки квалификаций. Возможно, уже на ближайшем заседании СПК, которое запланировано на 19 сентября, мы рассмотрим предложение организации на предмет наделения ее полномочиями центра оценки квалификаций по проведению независимой оценки квалификации в сфере психологической деятельности. Эксперты для проведения НОК психологов у нас подготовлены, но пока замыкаются на центр, работающий в области социальной сферы.

Впоследствии мы планируем пригласить представителей Комитета Госдумы по защите семьи, вопросам отцовства, материнства и детства в центр оценки квалификаций. Покажем организацию деятельности, продемонстрируем, как проходит экзамен. Коллеги смогут своими глазами увидеть процесс, оценить его независимость, значимость.

Кстати, у нас есть еще один профстандарт, который перекликается с психологией ― «Профконсультант». Речь идет о специалисте широкого профиля, без привязки к какой-то отрасли или специфике.

В перспективе мы планируем проводить независимую оценку квалификации на соответствие этому профстандарту в едином центре, вместе с психологами. Потому что эти специалисты работают сообща. Не редкость, когда в штатных расписаниях, должностных инструкциях те и другие обязанности возлагаются на одного сотрудника. Это будет центр оценки квалификаций специалистов по индивидуальной работе с гражданином и с коллективом.

Таким образом, у нас в планах — наделить полномочиями в данном направлении центр оценки квалификаций, а в регионах будут открыты экзаменационные площадки. В рамках нашего совета это уже наработанная схема, она нас устраивает. Поскольку независимая оценка квалификаций пока не стала популярной, создавать большое количество ЦОКов в регионах нецелесообразно. Им будет тяжело обеспечивать свою деятельность. Экзаменационные площадки ― это та же работа, но с другим распределением нагрузки. При этом к площадкам мы предъявляем такие же требования с точки зрения материально-технического обеспечения, что и к центрам.

Поскольку у нас в СПК функционирует единая информационная система, обеспечивающая автоматизацию процесса независимой оценки квалификации ― АИС «НОК-СТС», то для нас нет проблемы в организации взаимодействия всех его участников. Роль центра оценки квалификаций, как юридического лица, состоит во взаимодействии с соискателем по всем направлениям ― от заявления до выдачи ему итогового документа о прохождении независимой оценки квалификации с оформлением договорных отношений.

Информационная система позволяет полностью мониторить процесс, вплоть до того, что я на своем рабочем месте могу наблюдать за прохождением экзамена в режиме реального времени. Хотя мы практикуем и непосредственное посещение экзаменов, если это возможно, смотрим, как организован и проводится экзамен. До настоящего времени ни нареканий, ни жалоб у нас не было. Наша система отлично себя зарекомендовала ― у нас 113 точек, и сбоев не было. Насколько мне известно, с использованием этой системы работают еще несколько советов по профессиональным квалификациям. Я, например, не вижу необходимости, как некоторые коллеги предлагают, перейти на другие продукты, в частности, речь идет о системе, предлагаемой СПК в области обеспечения безопасности в чрезвычайных ситуациях. Наша система нас полностью устраивает.

 

22 мая 2024 года прошел Всероссийский семинар «Профессионально-общественная аккредитация образовательных программ в области психологии и консультирования», одним из организаторов которого был СПК в сфере безопасности труда, социальной защиты и занятости населения. Насколько актуальна сейчас эта тема в данной сфере? Какую работу планирует СПК по взаимодействию с образовательными организациями в части сближения программ обучения и требований профстандартов?

Мы сейчас пытаемся в целом изменить подход к подготовке психологов, в том числе через взаимодействие с образовательными организациями. Наш совет определил организацию по профессионально-общественной аккредитации (ПОА) образовательных программ в этой сфере деятельности, наделил её полномочиями, внес в соответствующий реестр Минобрнауки России и Минпросвещения России. На сегодняшний день у нас две организации наделены полномочиями по проведению ПОА — одна по образовательным программам подготовки специалистов социальной сферы, в том числе психологов. Вторая — по ПОА образовательных программ в сфере труда и трудовых отношений, в том числе специалистов по охране труда, по занятости, по трудовой миграции и другим направлениям. То есть мы и эту работу разделяем по сферам деятельности.

Наши эксперты уже посмотрели программу подготовки психологов Санкт-Петербургского государственного университета. Программа хорошая, при этом эксперты сделали определенные замечания. Университет их устранил, и программа получила аккредитацию. Сейчас у экспертов на рассмотрении программа Кировского университета. По блоку занятости населения у нас было взаимодействие с Российским государственным социальным университетом, их программы тоже прошли экспертизу и получили аккредитацию.

Должен заметить, большого спроса на эту услугу мы пока не видим. Несмотря на то, что федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» предусмотрено, что профессионально-общественная аккредитация является признанием качества и уровня подготовки выпускников, освоивших такие образовательные программы.

В этом году наш СПК совместно с тремя высшими учебными заведениями Томской области реализовал проект по совмещению государственной итоговой аттестации выпускников и независимой оценки квалификации ― ГИА-НОК. Мы обратили внимание, что образовательные программы по направлению «Техносферная безопасность» содержат всего 7% тем, связанных с безопасностью труда. Это направление подготовки специалистов в области охраны труда, обеспечения промышленной безопасности технологических процессов и производств в нормальных условиях и в условиях чрезвычайной ситуации. В таком объеме подготовить специалиста невозможно. Поэтому мы рекомендовали образовательным организациям пересмотреть программы, взяв за основу профессиональный стандарт. Они прислушались, сделали выводы и доработали программы.

Мы считаем очень важным взаимодействие с образованием, даже вынесли эту тему на Всероссийскую неделю охраны труда, которая прошла в сентябре в «Сириусе».

 

И последний вопрос, который хотелось бы затронуть: какими вы видите перспективы работы вашего совета?

Мы постоянно ведем разъяснительную работу среди работодателей и различных организаций, в ходе разного рода мероприятий рассказываем о деятельности нашего совета, в каких сферах мы работаем, чем непосредственно занимаемся.

Одним из примеров нашей практики работы со специфическими группами людей может являться взаимодействие с Всероссийским обществом глухих. Мы с коллегами в свое время пришли к выводу, что необходимо разработать профессиональный стандарт, устанавливающий требования к переводчику русского жестового языка. После его утверждения наш СПК наделил полномочиями специализированный центр оценки квалификаций только для оценки специалистов именно этой категории. В результате этой деятельности сурдопереводчики Телеканала «ОРТ» прошли у нас независимую оценку квалификации.

Непосредственно сейчас мы работаем с очередной специфической категорией граждан ― слабовидящими и слепыми. И, несмотря на определенные трудности, мы планируем пойти по уже отработанному пути ― формировать отдельный центр оценки квалификаций по данному направлению работы. Профстандарт в этой сфере находится сейчас на утверждении в Минтруде России.

Еще один профстандарт решением Национального совета при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям от 23 августа 2024 года отнесен к ведению нашего совета ― «Специалист по работе с молодежью». Изначально к нам обратилось Федеральное агентство по делам молодежи с предложением взять это направление профессиональной деятельности в ведение СПК.

Мы провели некоторую работу в этом направлении: встречи с представителями Комитета по делам молодежи Госдумы, Росмолодежи, Института молодежи и пришли к выводу, что необходимо эту тему развивать. В итоге совет поддержал предложение. Теперь у нас в планах актуализация профстандарта, наработки уже есть. Я предполагаю, что мы будем и данное направление выделять в отдельный центр оценки квалификаций.

Мы считаем, что необходимо развивать систему независимой оценки квалификации, в частности вводить её обязательность для ряда специалистов. Это касается, как минимум, тех работников, чья профессиональная деятельность связана с повышенными рисками причинения вреда жизни и здоровью граждан, нанесению ущерба имуществу, окружающей среде. Со своей стороны, мы неоднократно обращались в различные органы с обоснованием необходимости введения обязательной НОК для специалистов в области охраны труда. Я убежден, что это нужно, так как эта деятельность непосредственно связана с жизнью и здоровьем человека. Мы и дальше будем продвигать эту тему.

 


Согласие на обработку файлов cookies
Продолжая использовать сайт, Вы даете АНО НАРК (ИНН 7 710 475 530), согласие на обработку файлов cookies и пользовательских данных. Если Вы не хотите, чтобы Ваши вышеперечисленные данные обрабатывались, просим отключить обработку файлов cookies и сбор пользовательских данных в настройках Вашего браузера или покинуть сайт.