
Несколько лет подряд представители Республики Саха (Якутия) принимают участие в крупнейшем ежегодном событии Национального агентства развития квалификаций – Всероссийском форуме «Национальная система квалификаций России». В каждом выступлении региональные спикеры представляют уникальный опыт, который может вдохновить на новые проекты других участников НСК. Работа по развитию рынка труда, региональной системы квалификаций не останавливается в республике ни на день.

О том, каким образом перечисленные обстоятельства влияют на ситуацию на рынке труда в Якутии, мы говорим с председателем Государственного комитета Республики Саха (Якутия) по занятости населения Светланой Горюшинской.
Светлана Валентиновна, какие особенности регионального рынка труда вы бы выделили?
Рынок труда Республики Саха (Якутия), имеет свою выраженную специфику, поскольку формируется под воздействием ряда факторов:
-
суровые природно-климатические условия, низкая плотность населения и уклад жизни, связанный с традиционным ведением хозяйства и промыслом;
-
дисбаланс в структуре спроса и предложения рабочей силы на рынке труда и территориальном размещении трудовых ресурсов. Доля занятых в отраслях с низкой добавленной стоимостью инвестиций ‒ сельском хозяйстве, жилищно-коммунальном хозяйстве, бюджетной сфере ‒ составляет более 54 %. При этом, 70 % валового регионального продукта формируют отрасли промышленности, энергетики, транспорта и строительства, где заняты 35 % населения республики;
-
нехватка у граждан необходимого профессионального образования, несоответствие квалификации требованиям работодателей. Среди безработных граждан, зарегистрированных в органах службы занятости, 42% не имеют профессионального образования.
Рынок труда сегодня претерпевает серьезные изменения, и его участникам постоянно приходится сталкиваться с новыми вызовами.
По всем формальным показателям рынка труда сейчас наблюдаются рекордные цифры. Это относится к исторически низкому уровню безработицы ‒ 5,7% по методике МОТ, увеличению численности занятых за последние пять лет на 20 тысяч человек и уменьшению количества безработных на 5 тысяч человек.
Если говорить о регистрируемой безработице, то в органах службы занятости на учете состоят менее 3500 безработных граждан по всей республике.
По данным единой цифровой платформы «Работа России», на сегодня в республике зарегистрировано чуть более 11 тысяч вакансий. Так, в настоящее время наиболее востребованы специалисты в добывающей промышленности ‒ спрос наблюдается в основном на рабочие профессии. Это машинисты спецтехники, водители, слесари, электрослесари, проходчики и другие. Также большую долю занимает потребность в дополнительных кадрах в сфере транспорта и дорожного хозяйства. Работодатели ищут это водителей автобуса, мотористов, слесарей и машинистов.
Средняя заработная плата по всем заявленным вакансиям составляет около 70 тысяч рублей. Больше всего готовы платить в добывающей промышленности и строительстве.
Какие тенденции прослеживаются на сегодняшний день на рынке труда Республики Саха (Якутия)?
По нашему мнению, в период до 2030 года российский рынок труда будет зависеть от неблагоприятных для экономики страны долгосрочных демографических тенденций, связанных со старением населения и сокращением численности трудоспособных граждан. Также на его развитие повлияют геополитическая напряженность и, вынужденная структурная перестройка экономики в условиях санкционного давления. Все это происходит на фоне профессионально-квалификационного дисбаланса спроса и предложения на рабочую силу. Глобальные изменения, без сомнения, отразятся и на рынке труда Республики Саха (Якутия).
Хочу пояснить, как обстоят дела у нас сейчас. В России многие говорят о дефиците кадров. В нашем регионе сохраняется тенденция к снижению безработицы, устойчивое число вакантных рабочих мест в целом говорит, что дефицит трудовых ресурсов в республике не обостряется. Требуются специалисты рабочих профессий – это стабильно около 60% всех вакансий, заявленных работодателями, что мы видим также в прогнозе кадровой потребности отраслей экономики до 2028 года.
В ходе трансформационных процессов рынка труда оформляются следующие тренды:
-
необходимость смещения фокуса работодателей на повышение производительности труда, применение новых трудосберегающих технологий и цифровизация. Если работодатель прогнозирует на своем предприятии экономический рост, думает о будущем развитии, то только вкладываясь в новые технологии, повышение производительности труда, будет возможно управлять проблемой дефицита кадров, так, чтобы она не повлияла на итоговые результаты работы, т.е. свести на нет потери рабочего времени везде, где это возможно.
-
сохранение (удержание) «качественных» кадров, путем реализации комплекса системных мер, направленных на поддержание интереса и вовлеченности сотрудников в рабочие процессы. Все просто: чем комфортнее людям работать в вашей компании, тем меньше желание сменить место работы. Создание условий в том числе немонетарными инструментами мотивации – это вклад в развитие кадрового потенциала любой компании.
Республика Саха (Якутия) активно вовлечена в развитие Национальной системы квалификаций на региональном уровне. Какие наиболее существенные достижения в этой области могли бы вы отметить?
Мы рассматриваем Национальную систему квалификаций как средство согласования спроса на квалификации работников со стороны работодателей и предложения квалификаций со стороны системы образования. Именно это оказывает позитивное влияние на развитие рынка труда в республике.
В 2017 году Госкомитет занятости республики начал работу в сфере НСК с принятия нормативных документов, создания регионального методического центра, привлечения к формированию Национальной системы квалификаций работодателей, профсообществ, органов исполнительной власти, образовательных организаций.
За 7 семь лет работы с Национальным агентством развития квалификаций и советами по профессиональным квалификациям нам удалось выстроить механику взаимодействия между всеми региональными акторами.
К инициативам по развитию Национальной системы квалификаций мы подходим комплексно: стараемся спланировать максимально четко мероприятия, установить предельные сроки реализации, распределить зоны ответственности между всеми участниками процесса. Мы всегда утверждаем долгосрочные планы по совершенствованию системы.
В целях консолидации работы исполнительных органов государственной власти, работодателей, профессиональных сообществ и образовательных организаций по формированию системы профессиональных квалификаций утверждена Дорожная карта (план мероприятий) по вопросам развития Национальной системы квалификаций в Республике Саха (Якутия) на 2022-2024 годы, участниками реализации являются работодатели, объединения работодателей, профессиональные сообщества, органы исполнительной государственной власти республики, образовательные организации, организации профессиональных союзов и их объединений.
Республика на регулярной основе проводит крупные мероприятия, в повестке которых существенное место отведено Национальной системе квалификаций. Так, в Якутске ежегодно проводится форум «Профессионалы Якутии». Цель форума – создание условий для профессионального самоопределения молодых граждан и адаптации молодых специалистов к современным реалиям рынка труда в рамках реализации государственной политики по внедрению элементов НСК. В 2023 году участниками форума стали более 8 тысяч молодых граждан (для сравнения: 2022 году – более 5 тыс. чел.). Такая статистика свидетельствует о растущей популярности мероприятия.
В части развития независимой оценки квалификации как одного из магистральных направлений хочется отметить следующее: республиканским Правительством одобрена Концепция развития системы независимой оценки квалификаций в Республике Саха (Якутия) на основе Стратегии развития Национальной системы квалификаций Российской Федерации на период до 2030 года. Концепция была разработана участниками Форума «Профессионалы Якутии», где приняли участие более 10 профсообществ, 50 работодателей, 20 исполнительных органов государственной власти, 45 профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования.
Деятельность в сфере НСК не ограничивается только документарными инициативами. По нашим ключевым направлениям работы мы ведем и практическую активность. Уже сегодня функционируют 9 центров оценки квалификаций, из них 3 экзаменационных центра, где проводится независимая оценка по 210 профессиональным квалификациям:
-
в области сварки,
-
в жилищно-коммунальном хозяйстве,
-
в области офисных сотрудников и административных вспомогательных работников,
-
в области финансового рынка,
-
в области обеспечения безопасности в чрезвычайных ситуациях,
-
в области социальной защиты и социального обслуживания,
-
в сфере гостеприимства,
-
в сфере образования,
-
в сфере строительства.
Не могу не отметить, что наша республика осуществляет формирование региональной инфраструктуры Национальной системы квалификаций.
Постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) созданы Отраслевые советы по вопросам развития и обеспечения занятости трудовых ресурсов по отраслям экономики и социальной сферы. Они занимаются координацией деятельности исполнительных органов государственной власти Республики Саха (Якутия), работодателей, профессиональных и экспертных сообществ, образовательных и научных организаций в сфере управления трудовыми ресурсами. Эта деятельность направлена на учет и развитие профессионального потенциала, сохранение кадрового состава и обеспечение занятости в отрасли.
Также у нас функционирует Региональный методический центр Национальной системы квалификаций в Республике Саха (Якутия) на базе Института развития профессионального образования. За 7 лет РМЦ провел проведено более 200 семинаров, консультаций и вебинаров с охватом более 4 тыс. человек. В их числе были руководители министерств и ведомств. РМЦ также обучил более 60 экспертов независимой оценки квалификаций.
В настоящее время реализуется проект по разработке и апробации механизмов использования независимой оценки квалификации для промежуточной и государственной итоговой аттестации студентов, завершающих освоение образовательных программ среднего профессионального образования (ГИА-НОК).
На некоторых вопросах формирования Национальной системы квалификаций в регионе хотелось бы остановиться более подробно. Расскажите, пожалуйста, о Концепции развития системы независимой оценки квалификаций в Республике Саха (Якутия). Кем и когда она была принята, какие направления деятельности предполагает? Каких результатов позволит достичь и какие из них уже достигнуты?
Концепция развития системы независимой оценки квалификации была утверждена на заседании Координационного комитета содействия занятости населения Республики Саха (Якутия) под председательством первого заместителя председателя регионального правительства в июне 2022 года.
Документ представляет собой комплексное видение дальнейшего развития системы независимой оценки в республике на период до 2030 года.
Концепцией определены приоритеты развития системы независимой оценки квалификации в регионе, в частности:
-
обеспечение доступности для граждан и работодателей востребованных квалификаций, в том числе связанных с появлением прорывных технологий, профессий будущего, и процедуры их подтверждения в форме независимой оценки квалификации;
-
развитие институтов, направленных на присвоение, признание и оценку квалификаций;
-
обновление процедур и требований допуска к профессиональной деятельности, прежде всего связанной с повышенными рисками причинения вреда жизни и здоровья граждан и/или нанесения значительного ущерба организациям, окружающей среде, и сопряжение существующих процедур с независимой оценкой квалификации;
-
обеспечение своевременного реагирования системы подготовки кадров на изменения требований рынка труда.
В своей деятельности органы власти Республики Саха (Якутия) руководствуются данной концепцией.
Работа по формированию системы НОК включает два этапа: инфраструктурный, который продолжается с 2022 по 2024 год, и этап практической реализации, запланированный на 2025-2030 гг. Эти названия являются условными и отражают суть каждого из них.
Сейчас мы подходим к завершающей фазе первого ‒ инфраструктурного ‒ этапа. На данном этапе нами запланировано:
-
обеспечение широкого доступа работодателей, граждан, образовательных организаций, органов исполнительной власти к инструментам и сервисам НОК, разработка интеграционной платформы НОК по принципу «одного окна»;
-
разработка и внедрение механизмов синхронизации действующих процедур независимой оценки квалификации и аттестации персонала в рамках профессиональных экзаменов;
-
к концу 2024 года – переориентация системы высшего и среднего профессионального образования на профессиональные стандарты в качестве основы для образовательных программ и процедур оценки образовательной деятельности: обеспечение учета оценки качества подготовки выпускников в соответствии с профессиональными стандартами и иными требованиями рынка труда в качестве одного из ведущих показателей в системе государственной аккредитации профессионального образования.
В результате первого этапа региональная система НОК в Республике Саха (Якутия) будет:
-
приведена в соответствие с изменившимися требованиями федерального законодательства в сфере НОК в части содержания, механизмов и процедур оценки качества;
-
готова применять инновационные средства информационного, методического и технического сопровождения процедур НОК;
-
открыта и доступна для всего населения Республики Саха (Якутия);
-
создана база данных экспертов НОК и профессионально-общественной аккредитации.
На втором этапе, который пройдет с 2025 по 2030 гг., при оптимальном сочетании механизмов саморегулирования и административного воздействия будет сформирована эффективно развивающаяся региональная система независимой оценки квалификации. Результаты наиболее успешных практик в области независимой оценки квалификации, кадрового обеспечения развития отраслей и регионов, взаимодействия работодателей и образовательных организаций получат широкое распространение.
В результате второго этапа региональная система НОК в Якутии будет эффективно функционировать как часть общероссийской востребованной системы НОК, основанной на принципах открытости, добровольности, независимости, профессионально-общественного участия работодателей, органов власти, образовательных организаций и трудоспособного населения региона.
На протяжении трех лет студенты колледжей Республики Саха (Якутия) принимали участие в олимпиаде профессионального мастерства «Профессионалы Якутии», организованной Национальным агентством развития квалификаций. Испытание проходило на базе программного информационного модуля «Онлайн экзамен» с использованием оценочных средств, на базе которых проводится теоретический этап профессионального экзамена. Не всем удалось преодолеть эту планку. И, тем не менее, как вы оцениваете эффект от олимпиады?
Да, это так. Первую олимпиаду «Профессионалы Якутии» в формате теоретической части профессионального экзамена наши коллеги из Министерства образования и науки Республики Саха (Якутия) провели еще в 2021 году. Тогда это был серьезный вызов для наших студентов наших колледжей. Республика сочла такую практику полезной и совместно с Национальным агентством развития квалификаций сделала олимпиаду ежегодной.
В олимпиаде 2023 года приняли участие 116 студентов из 8 колледжей. Испытание проводилось по восьми востребованным квалификациям: облицовщик-плиточник, тракторист-машинист сельскохозяйственного производства, программист, портной, мастер по маникюру, мастер по моделированию и дизайну ногтей, парикмахер, электромонтажник домовых электрических систем и оборудования.
Результаты олимпиады были проанализированы нашими образовательными организациями. Республика постаралась учесть полученные данные при корректировке обучающих программ с целью улучшения качества подготовки специалистов.
Следует отметить, что студенты колледжей были мотивированы на прохождение олимпиады. Для них участие в мероприятии не только повышало их статус внутри учебных заведений, но и имело практический смысл. Все, кто успешно сдал теоретическую часть профессионального экзамена, в течение года смогли пройти практический этап в любом центре оценки квалификаций и получить свидетельство о квалификации.
Насколько нам известно, Государственный комитет занятости Республики Саха (Якутия) тесно сотрудничает c Северо-Восточным федеральным университетом. Каковы аспекты этого сотрудничества? Как оно сказывается на рынке труда и системе образования региона?
Да, всё верно. Важную роль в системном подходе к применению инструментов Национальной системы квалификаций играет наш партнер Северо-Восточный федеральный университет.
Благодаря нашей слаженной работе с вузом за короткий период созданы центр оценки квалификаций в области офисных сотрудников и административных вспомогательных работников, ЦОК финансового рынка и экзаменационный центр в сфере образования.
На базе СВФУ создан Центр развития квалификаций (проектный офис), который координирует деятельность межотраслевого регионального представительства советов по профессиональным квалификациям на территории Республики Саха (Якутия).
Университет включен в пилотный проект, реализуемый Национальным агентством развития квалификаций совместно с Минобрнауки России, по совмещению государственной итоговой аттестации и независимой оценки квалификации в системе высшего образования. В настоящее время разработаны и утверждены методические рекомендации для руководителей образовательной программы и профессорско-преподавательского состава по приведению основной профессиональной образовательной программы в соответствие с профессиональными стандартами. Мы рады результатам такой работы.
Какими Вы видите меры по развитию Национальной системы квалификаций на перспективу? Какие инициативы придадут дополнительный импульс для дальнейшего развития системы?
Мы продолжаем работу в соответствии с планом по дальнейшему развитию элементов Национальной системы квалификаций в республике, это:
-
реализация Концепции развития системы независимой оценки квалификаций в Республике Саха (Якутия);
-
организация подготовки экспертов по вопросам применения профессиональных стандартов, подготовки и независимой оценки квалификации кадров с учетом актуальной нормативно-правовой и методической базы Национальной системы квалификаций;
-
·сопряжение процедур государственной итоговой аттестации, промежуточной аттестации обучающихся по образовательным программам среднего профессионального образования и профессионального обучения с процедурой независимой оценки квалификации;
-
развитие механизмов взаимодействия работодателей и профессиональных образовательных организаций, по совместному обеспечению качества подготовки кадров для экономики региона по заявленным отраслям.
В части дальнейшего развития системы независимой оценки квалификации, несмотря на некоторые проблемные вопросы, мы планируем следующее:
-
обеспечение гражданам, прошедшим независимую оценку квалификаций, приоритетного права для трудоустройства через единую цифровую платформу «Работа России», т.е. в блоке «Создание резюме» дополнить информацией о прохождении независимой оценки квалификации, либо отличительным знаком;
-
включение независимой оценки квалификаций как часть образовательной программы в национальный проект «Кадры»»;
-
разработка системы стимулирования работодателей, привлекающих соискателей с сертификатом о независимой оценке квалификаций (к примеру, согласно Постановлению Правительства РФ №362);
-
разработка системы грантовой поддержки участников Национальной системы квалификаций.
Безусловно, только при совместной и слаженной работе с поддержкой Национального агентства развития квалификаций, мы решим поставленные перед нами задачи.
Большое спасибо за интервью!
Беседу провёл Иван Митрофанов, советник по региональному развитию и международным связям Национального агентства развития квалификаций.