Статьи
10.12.2024
Председатель СПКА — о кадровой стратегии автомобилестроения
”ushenin_am.jpg" Председатель Совета по профессиональным квалификациям в автомобилестроении (СПКА), руководитель Казанского представительства ПАО «КАМАЗ» Александр Ушенин рассказал о Концепции кадрового обеспечения, разработанной в обеспечение реализации Стратегии развития автомобильной промышленности Российской Федерации на период до 2035 года  

Концепция кадрового обеспечения была утверждена 9 июля 2024 года совместным решением Ассоциации «Объединение автопроизводителей России» (базовая организация СПКА) и Профсоюза работников автомобильного и сельскохозяйственного машиностроения Российской Федерации (входит в состав СПКА).

Расскажите, пожалуйста, каким образом до настоящего времени строилось взаимодействие СПКА с образовательными организациями? Использовались ли такие инструменты Национальной системы квалификаций (НСК), как профессионально-общественная аккредитация образовательных программ и совмещение государственной итоговой аттестации с независимой оценкой квалификации (ГИА — НОК)?

Взаимодействие СПКА с системой профессионального образования развивается по нескольким направлениям.

Во-первых, Совет участвует в экспертизе федеральных государственных образовательных стандартов профессионального образования (ФГОС), примерных основных профессиональных образовательных программ и их проектов. Проводится оценка их соответствия профессиональным стандартам, на основании чего разрабатываются предложения по совершенствованию указанных стандартов профессионального образования и образовательных программ.

В 2023–2024 гг. была проведена экспертиза пяти ФГОСов: 15.02.04 «Специальные машины и устройства»; 23.01.17 «Ремонт и обслуживание автомобилей»; 23.02.05 «Эксплуатация транспортного оборудования и автоматики»; 23.02.04 «Техническая эксплуатация подъемно-транспортных, строительных, дорожных машин и оборудования (по отраслям)»; 23.02.07 «Техническое обслуживание и ремонт автотранспортных средств».

Эта работа выполнена во взаимодействии с федеральными учебно-методическими объединениями (ФУМО).

Также совместно с ФУМО проведена профессионально-общественная аккредитация основных профессиональных образовательных программ, основных программ профессионального обучения и дополнительных профессиональных программ.

Ключевую задачу СПКА видит в настройке взаимодействия между отраслевыми профессиональными объединениями и организациями среднего и высшего профессионального образования.

Совет оказывает методическую поддержку проведения государственной итоговой или промежуточной аттестации в формате совмещения с независимой оценкой квалификации в профильных вузах и СПО.

 

Что явилось предпосылками для разработки Концепции? Как велась работа над Концепцией? Кто был инициатором, кто участвовал в ней? Какова роль СПКА?

В декабре 2022-го была утверждена Стратегия развития автомобильной промышленности Российской Федерации до 2035 года (распоряжение Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2022 г. № 4261-р). Основные цели стратегии — достижение технологического суверенитета в области автомобилестроения, решение ключевых стратегических задач по созданию и производству конкурентоспособной продукции автомобилестроения.

К сожалению, в этом документе не нашли должного отражения вопросы кадрового обеспечения. И базовая организация СПКА — Ассоциация «Объединение автопроизводителей России» — выступила с инициативой разработать Концепцию кадрового обеспечения Стратегии развития автомобильной промышленности Российской Федерации до 2035 года и план первоочередных мероприятий по ее реализации. Эта работа была поручена СПКА и проводилась при взаимодействии с Национальным агентством развития квалификаций.

Первоначально предполагалось, что этот документ будет утвержден Минпромторгом России и выступит определяющим кадровую политику отрасли. Однако, после долгих рассмотрений в министерстве, такое решение не было принято.

Ассоциация «Объединение автопроизводителей России» совместно с Профсоюзом работников автомобильного и сельскохозяйственного машиностроения Российской Федерации приняли решение утвердить совместным решением Концепцию и план по ее реализации.

Сейчас, на основе этих документов, СПК в автомобилестроении готовит предложения по корректировке Стратегии развития автомобильной промышленности Российской Федерации до 2035 года.

 

В качестве основной цели Концепции документ определяет формирование консолидированной позиции представителей отрасли автомобилестроения со сферой образования по вопросам подготовки кадров. Какие основные задачи для достижения этой цели предстоит решить вашей отрасли в запланированный период?

Во-первых, необходимо отладить механизм, позволяющий успевающим выпускникам колледжей ускоренно проходить программу бакалавриата вуза. Для этого следует проанализировать правоприменительную практику, усовершенствовать нормативную правовую базу для создания интегрированных образовательных программ «колледж – вуз» по тождественным специальностям и приступить к обучению по ним студентов.

Во-вторых, будет разработан набор методических рекомендаций по использованию современных механизмов реализации образовательных программ, которые включают дуальное и проектно-ориентированное обучение, использование современных технологий в образовательном процессе.

В-третьих, предстоит спроектировать программы подготовки и переподготовки кадров для автомобильной промышленности по новым направлениям (специальностям), в том числе за счет реализации сетевого сотрудничества.

Также в рамках Концепции предполагается разработать матрицы профессиональных компетенций, примерных рабочих программ профильных дисциплин и модулей в рамках новых востребованных направлений, ориентируясь на потребности отрасли и форсайт-прогнозы. Здесь нужно будет учесть развитие дуального и проектно-ориентированного обучения, заказы бизнес-партнеров.

Будут расширено предложение онлайн-курсов нового поколения с использованием виртуальных тренажеров, а также решений, основанных на технологиях больших данных и искусственного интеллекта, использовании интерактивных и проектных модулей в автомобильной промышленности.

 

Участие каких органов и организаций еще предполагается в реализации Концепции?

В реализации Концепции примут участие члены Ассоциации «Объединение автопроизводителей России», Национальной Ассоциации Производителей Автомобильных Компонентов, Ассоциации «Российские автомобильные дилеры»,  эксперты Национального агентства развития квалификаций, ВНИИ труда Минтруда России, профильных ФУМО, Профсоюза работников автомобильного и сельскохозяйственного машиностроения РФ — этот список не является исчерпывающим.

 

Какие мероприятия обеспечат реализацию Концепции? Какие инструменты и механизмы НСК будут задействованы в этой работе?

Работа по реализации Концепции должна базироваться на информации, на данных. С этой целью запланирован анализ текущего состояния кадрового обеспечения предприятий автомобилестроения, организаций по продажам, техническому обслуживанию и ремонту автотранспортных средств.

Также проводится оценка перспективных потребностей в профессиональных квалификациях кадров для автомобильной промышленности в среднесрочном периоде и разработка перечня новых профессий и квалификаций, необходимых для развития автомобильной промышленности, подготовка форсайт-прогноза на среднесрочную перспективу.

На основе этих наработок планируется разработка новых профессиональных стандартов с учетом развития технологий производства и эксплуатации автотранспортных средств.

В целях профориентации, повышения уровня профессиональной квалификации работников при участии СПК в автомобилестроении Ассоциация «ОАР» проводит отраслевые конкурсы профессионального мастерства. В 2024 году успешно проведен отраслевой конкурс по номинациям «Конструктор в автомобилестроении» и «Дизайнер в автомобилестроении». Принято решение о ежегодном проведении конкурсов в автомобилестроении по различным профессиям.

В работе по кадровому обеспечению автомобилестроения Союзного государства Беларуси и России совместно c СПК в автомобилестроении активное участие принимает Минский автомобильный завод.

Согласие на обработку файлов cookies
Продолжая использовать сайт, Вы даете АНО НАРК (ИНН 7 710 475 530), согласие на обработку файлов cookies и пользовательских данных. Если Вы не хотите, чтобы Ваши вышеперечисленные данные обрабатывались, просим отключить обработку файлов cookies и сбор пользовательских данных в настройках Вашего браузера или покинуть сайт.