1 января 2024 года в нашей стране вступил в действие Федеральный закон от 6 февраля 2023 г. № 10-ФЗ «О пробации в Российской Федерации». Цели пробации – коррекция социального поведения, ресоциализация, социальная адаптация и социальная реабилитация лиц, освобождающихся из мест лишения свободы, предупреждение совершения ими новых преступлений. Чтобы создать условия для оказания помощи таким гражданам в вопросах восстановления социальных связей, востребованности профессиональных навыков и трудоустройства в Республике Мордовия под патронатом СПКС был запущен пилотный проект по трудоустройству бывших осужденных. Впоследствии, в целях масштабирования проекта, этот опыт был использован на территории Республики Башкортостан.
Расскажите, пожалуйста, почему вы решили принять участие в проекте «Трудоустройство бывших заключенных». С чего все начиналось?
Механизм взаимодействия между СПКС, Центром оценки квалификаций ГАЦ РБ, Министерством образования и науки Республики Башкортостан, Центром опережающей профессиональной подготовки Республики Башкортостан, колледжами и работодателями был отработан в ходе реализации пилотного проекта совмещения государственной итоговой аттестации и независимой оценки квалификации (ГИА—НОК) для выпускников колледжей Республики Башкортостан. В 2023 году мы провели ГИА—НОК для 100% выпускников СПО Республики Башкортостан. А это 29 колледжей и 881 выпускник. Сотрудничество между организациями доказало свою эффективность и устойчивость.
Когда наши коллеги из Республики Мордовия реализовали пилотный проект по трудоустройству бывших осужденных в своем регионе, мы вдохновились их идеей и применили наш механизм взаимодействия по реализации ГИА—НОК с колледжами для реализации этого проекта в республике.
Оказалось, что механизм взаимодействия носит универсальный характер и всесторонне подходит для реализации проекта трудоустройства бывших заключенных.
Какие органы власти региона задействованы в реализации проекта, и на основании каких документов он реализуется?
В проекте принимают участие Министерство семьи, труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан и Управление ФСИН России по Республике Башкортостан. Проект реализуется на основании Федерального закона от 6 февраля 2023 г. №10-ФЗ «О пробации в Российской Федерации» и Соглашения от 27.05.2024 г. между Министерством семьи, труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан, Управлением ФСИН России по Республике Башкортостан, СРО Ассоциацией «Национальное Агентство Контроля Сварки» (НАКС), Центром оценки квалификаций ГАЦ РБ.
Какие основные цели и задачи проекта?
Проект решает задачу дополнительного насыщения рынка труда квалифицированными рабочими в области сварочного производства в условиях кадрового голода. Для этого необходимо создать благоприятные условия для интеграции бывших заключенных в качестве рабочих кадров в области сварочного производства в производственный процесс промышленных предприятий.
Независимая оценка квалификации для осужденных увеличивает шансы на трудоустройство и, как следствие, снижает риск рецидива, обеспечивая социальную стабильность и реинтеграцию их в общество.
Принимают ли работодатели участие в отборе квалификаций, которые впоследствии подтверждают осужденные? Какую роль в целом играют работодатели в процессе подготовки специалиста?
Работодатели играют ключевую роль в реализации проекта. Они через службу занятости населения подают заявку с указанием необходимой квалификации и количестве требующихся сварщиков. В настоящее время предприятия испытывают кадровой дефицит, и бывшие заключенные, желающие вернуться к жизни в обществе, выступают одним из источников восполнения трудовых ресурсов.
Колония — режимный объект. Попасть на его территорию очень сложно, а оборудовать классы необходимыми станками, инструментами, компьютерами кажется вовсе не решаемой задачей. Каким образом организовано обучение и проведение независимой оценки?
На территории ИК-9 г. Уфа действует ФКП Образовательное учреждение №145, которое занимается обучением осужденных, в том числе по профессии сварщика. Производственная база оснащена учебными аудиториями для теоретических занятий и сварочными мастерскими. К сожалению, сварочное оборудование, используемое при обучении осужденных, здесь морально устарело. Для решения данной задачи ЦКС ГАЦ РБ оказал техническую помощь, передав современное сварочное оборудование ИК-9 для обучения и оценки квалификации осужденных.
В подготовке образовательных программ участвовали специалисты Научно-производственного Центра сварки, монтажных технологий и контроля. В настоящее время образовательные программы проходят профессионально-общественную аккредитацию в СПКС.
Для организации образовательного процесса разработана программа повышения квалификации преподавателей Образовательного учреждения №145 «Подготовка экспертов ЦОК» по профилю «сварка и родственные процессы».
Какова продолжительность проекта, какие этапы проходит осужденный в процессе реализации проекта?
Продолжительность проекта для каждого осужденного составляет шесть месяцев. В процессе реализации проекта работников знакомят с процедурой НОК, предложениями потенциальных работодателей, подготавливают к прохождению профессионального экзамена. По результатам экзамена бывший осужденный сможет трудоустроиться к заранее согласованному работодателю. Первые результаты ожидаем в 2025 году.
Как проводится отбор заключенных, какие требования предъявляются к претенденту на участие в проекте?
Безусловно, сварочные работы очень ответственные и опасные. В первую очередь, соискатель должен обладать требуемым здоровьем, иметь квалификацию сварщика, необходимый стаж (при оценке квалификации на 3–4 уровни). Самое главное — это желание встать на путь исправления и избавиться от потенциального рецидива.
С какими трудностями в реализации проекта вы столкнулись? Что уже удалось преодолеть?
Основные проблемы, с которыми столкнулись при реализации проекта, заключались в следующем.
-
Отсутствие нормативно-правовых документов и механизма взаимодействия органов государственной власти Российской Федерации — Министерства юстиции РФ, Министерства труда и социальной защиты РФ, администрации субъектов РФ с участниками проекта по трудоустройству бывших заключенных, включая ФСИН РФ, СПКС, центры оценки квалификаций.
-
Отсутствие в структуре региональных УФСИН официального уполномоченного лица по вопросам организации и проведения НОК.
-
Согласование со службой безопасности предприятий-работодателей о допуске бывших заключенных к сварочным работам в соответствии с Федеральным законом «О пробации в Российской Федерации» от 06.02 2023 г №10-ФЗ.
-
Финансирование профессионального экзамена в рамках процедуры независимой оценки квалификации за счет средств предприятий-работодателей или из бюджета.
Для реализации данного проекта разработана дорожная карта. В ходе ее реализации мы заключили соглашение между Министерством семьи, труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан, Управлением ФСИН по Республике Башкортостан, СПКС, Центром оценки квалификации ГАЦ РБ. Оснастили современным сварочным оборудованием образовательное учреждение на территории ИК-9. Кроме этого, провели первичный тренинг для преподавателей и сотрудников ИК-9, ознакомили их с профессиональными стандартами и процедурой проведения независимой оценки квалификации.
Проводилась ли оценка результатов проекта с участием органов власти региона, ФСИН, других участников проекта? Как оценил регион и другие участники полученный результат?
В феврале и апреле 2024 года прошли совместные совещания по вопросу реализации проекта. Участники высоко оценили результаты проекта, выразили заинтересованность в его реализации и обсудили механизмы финансирования.
Интересна ли подобная практика другим регионам? Какими вы видите ее перспективы в дальнейшем?
12 сентября 2024 года в Саранске состоялся межрегиональный научно-практический пенитенциарный форум по пробации с участием руководителей федеральных органов исполнительной власти, ведущих бизнес-объединений, руководителей и представителей органов власти субъектов Российской Федерации, общественных и образовательных организаций. Одной из главных тем, обсужденных на форуме, стало проведение независимой оценки квалификации в процессе ресоциализации бывших осужденных. Также рассматривались вопросы профессионального образования и формирования квалификационного уровня осужденных на основе запросов работодателей, с целью их последующего трудоустройства. По итогам форума стало ясно: в данном проекте заинтересована вся страна, ведь исправительные учреждения есть в каждом регионе.
Как на ваш взгляд влияют такие проекты на развитие Национальной системы квалификаций? Пригодится ли накопленный опыт независимой оценки квалификации бывших осужденных в деятельности ЦОК, СПК и в развитии системы в целом?
Подобные проекты в силу их неординарности и потенциальной масштабности являются перспективными и стратегически значимыми для Национальной системы квалификаций и развития института независимой оценки квалификации.
С чего следует начать региональным органам власти, которые решат применить ваш опыт на своей территории?
В регионах, которые решат применить наш опыт на своей территории, должны появиться официальные уполномоченные лица по вопросам организации проведения НОК. Мы готовы оказать консультативную помощь в решении данной задачи.