Статьи
13.03.2023
Профессионально-общественная аккредитация в России: проблемы и возможные пути их решения

Ранее действовавший Закон «Об образовании» 1992 года[1] предусматривал возможность получения образовательными учреждениями как государственной, так и общественной аккредитации «в различных российских, зарубежных и международных общественных образовательных, научных и промышленных структурах». Однако в отечественной практике долго время развивалась только система государственной аккредитации.

Связано это прежде всего с традиционным для России доверием общества к документам, выдаваемым государственными органами, а не общественными структурами. Кроме того, аккредитованные Рособрнадзором организации получили ряд конкурентных преимуществ, в числе которых:

— выдача дипломов установленного образца;

— получения обучающимися отсрочки от службы в армии на период освоения образовательных программ в соответствии с Федеральным законом от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»[2];

— участия в конкурсе на распределение контрольных цифр приема за счет ассигнований из бюджета;

— получения определенных должностей и профессиональных статусов для выпускников, предусмотренных, например, Федеральным законом от 31.05.2002 № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации»[3], Законом Российской Федерации от 26.06.1992 № 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации»[4].

В середине 2000-х годов под влиянием Болонского процесса постепенно начали развиваться общественные институты оценки и гарантий в области образования. В 2005 году была создана одна из первых независимых экспертных организаций в сфере профессионального образования – Агентство по контролю качества образования и развитию карьеры (АККОРК).

В 2009 году Гильдия экспертов в сфере профессионального образования учредила Национальный центр общественно-профессиональной аккредитации (Нацаккредцентр), деятельность которого направлена на развитие системы независимой оценки качества. В том числе в соответствии с международными стандартами.

В том же году указом Президента Российской Федерации от 26.05.2009 № 599 «О мерах по совершенствованию высшего юридического образования в Российской Федерации»[5] был дан импульс к развитию общественной аккредитации в области юриспруденции силами одного из крупнейших общероссийских объединений – Ассоциации юристов России.

Немногим позже указом Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» Правительству Российской Федерации было дано поручение совместно с общероссийскими объединениями работодателей и ведущими университетами с привлечением ученых Российской академии наук и международных экспертов представить предложения по проведению общественно-профессиональной аккредитации образовательных программ высшего профессионального образования, в первую очередь по направлениям подготовки (специальностям) в области экономики, юриспруденции, управления и социологии.

Особняком стоит Ассоциация инженерного образования (АИОР), первоначально основанная в 1992 году как объединение ведущих технических университетов России. Данная организация с октября 1993 года работает по направлению аккредитации профильных образовательных программ. В 2006 году она стала одним из основателей Европейской сети по аккредитации инженерного образования (European Network for Accreditation of Engineering Education – ENAEE), которое создало взаимопризнаваемый знак EUR-ACE Labels, подтверждающий качество аккредитованных программ. АИОР за время своего существования стала значимой организацией в области аккредитации образовательных программ технического профиля. Подтверждением этому стало признание её в 2012 году полноправным членом Вашингтонского соглашения (The Washington Accord)[6].

Однако настоящее развитие системы началось только в 2013 году, когда в новый Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»[7] была включена отдельная статья, посвященная общественной аккредитации организаций и профессионально-общественной аккредитации образовательных программ. В статье 96 данного акта впервые было дано легальное определение профессионально-общественной аккредитации, а также определены правовые основы для осуществления данного вида деятельности.

Это предоставило возможность нескольким десяткам организаций заявить о желании осуществлять данный вид деятельности. Среди них: Ассоциация ведущих вузов в области экономики и менеджмента (АВВЭМ), Вольное экономическое общество, ОПОРА России совместно с Российским союзом промышленников и предпринимателей, Национальный аккредитационный совет делового образования, Федерация рестораторов и отельеров, Медицинская лига России, Национальная медицинская палата, Ассоциация предприятий компьютерных и информационных технологий (АПКИТ), Российский союз строителей и другие менее известные организации.

Однако законодательное регулирование данной сферы на настоящий момент представляется недостаточным.

Данное в законе определение указывает, что профессионально-общественной аккредитацией образовательных программ может являться только та деятельность, которая представляет собой «признание качества и уровня подготовки выпускников, освоивших такую образовательную программу <…> отвечающими требованиям профессиональных стандартов, требованиям рынка труда к специалистам, рабочим и служащим соответствующего профиля». Существующие в России аккредитующие организации часто осуществляют иную деятельность[8], представляю ее как профессионально-общественную аккредитацию.

Субъектный состав организаций, которые в соответствии с частью 3 статьи 96 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» могут проводить профессионально-общественную аккредитацию ограничен работодателями, их объединениями и уполномоченными ими организациями.

В юридическом смысле термин «работодатели» применим исключительно в сфере трудовых отношений. Практически любое юридическое лицо является работодателем для работников, с которыми оно заключило трудовые договоры. Очевидно, что законодатель закладывал совсем иной смысл, имея в виду под «работодателями» организации, осуществляющие деятельность в той сфере, в которой осуществляется подготовка кадров по аккредитуемым образовательным программам.

Учитывая, что данная организация осуществляет такую значимую функцию, целесообразно также предусмотреть, чтобы это были крупные организации, имеющие большой вес в своей профессиональной сфере.

Вероятно, разработчики закона об образовании хотели предусмотреть возможность проведения аккредитации работодателями в виде исключения в сферах экономической деятельности естественных монополий (железнодорожные перевозки, транспортировка газа по трубопроводам и др.) либо иных низкоконкурентных сферах, с присутствием крупных организаций.

Термин «объединения работодателей» юридически более определен. Одноименный федеральный закон[9] определяет их как «форму некоммерческой организации, основанную на членстве работодателей (юридических и (или) физических лиц)». Объединения работодателей могут создаваться по территориальному (региональному, межрегиональному), отраслевому, межотраслевому, территориально-отраслевому признакам.

Не ясен также статус уполномоченных работодателями (их объединениями) организаций по осуществлению аккредитующих функций. Из текста закона не следует ни форма делегирования таких полномочий, ни их взаимные права и обязанности.

Кроме того, анализ сложившейся практики осуществления профессионально-общественной аккредитации в России свидетельствует о том, что значительное количество действующих аккредитующих организаций не соответствует данному критерию. Некоторые из них начали осуществлять свою деятельность в то время, когда закон не содержал указанных ограничений по субъектному составу аккредитующих организаций.

Позитивно для целей развития института профессионально-общественной аккредитации в России было бы создание специального совета при Минобрнауки России, представляющего наиболее значимые профессиональные сообщества и формируемого из числа крупных объединений работодателей и экспертных организаций. Данный совет на основаниях уведомительной регистрации или конкурсного отбора (на основании понятных критериев) мог бы осуществлять включение аккредитующих организаций в специальный публичный реестр. Создание такого механизма позволило бы решить следующие проблемы:

    Признания процедуры профессионально-общественной аккредитации соответствующей требованиям федерального законодательства об образовании и возможность его дальнейшего использования.
    Публичности сведений об аккредитующих организациях, правилах и методиках профессионально-общественной аккредитации.
    Недоверия к результатам профессионально-общественной аккредитации со стороны заинтересованных сторон.

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» также возлагает на организации, проводящие профессионально-общественную аккредитацию, обязанность по обеспечению открытости и доступности информации о порядке ее проведения (часть 7 статьи 96). Данное положение является крайне неопределенным, что мешает ее эффективному использованию заинтересованными сторонами (прежде всего работодателями и абитуриентами).

Необходима разработка и утверждение правил опубликования указанных сведений в сети «Интернет» на официальном сайте аккредитующей организации, (в форме приказа Минобрнауки России) аналогично Правилам размещения на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и обновления информации об образовательной организации (утверждены постановлением Правительства РФ от 10.07.2013 № 582) с определением структуры и формы размещаемой информации, позволяющей заинтересованным субъектам осуществлять соответствующий мониторинг[10].

Кроме того, в указанных правилах размещения информации необходимо предусмотреть обязанность ведения аккредитующими организациями публичного реестра аккредитованных программ.

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» также устанавливает, что «сведения об имеющейся у организации, осуществляющей образовательную деятельность, <…> профессионально-общественной аккредитации представляются в аккредитационный орган и рассматриваются при проведении государственной аккредитации». Однако законодательно не установлен механизм данного учёта, что порождает ряд правовых коллизий.

Повсеместное внедрение механизмов профессионально-общественной аккредитации и создание вышеуказанных реестров потребует последовательной систематизации полученной информации, которую целесообразно организовать в форме единой информационной системы, осуществляющей со стороны Минобрнауки России мониторинг профессионально-общественной аккредитации. Данная система, систематизирующая методики и правила проведения профессионально-общественной аккредитации, способствовала бы обмену опытом между аккредитующими организации и формированию «лучшей практики», являющейся важнейшим принципом международных аккредитационных сетей.


Об авторах: Строев Владимир Витальевич – д.э.н., профессор, ректор Первого московского юридического института, руководитель научно-образовательной центра «Инновационные технологии в юридической науке и образовании», советник ректора Московского государственного юридического университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА).

Щепанский Иван Сергеевич – к.ю.н., заместитель директора Экспертно-методического центра в области юриспруденции Московского государственного юридического университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА).

[1] Закон РФ от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании» // Собрание законодательства Российской Федерации, 15.01.1996, № 3, ст. 150.

[2] Собрание законодательства РФ, 30.03.1998, N 13, ст. 1475.

[3] Собрание законодательства РФ, 10.06.2002, N 23, ст. 2102.

[4] Российская газета, № 170, 29.07.1992.

[5] Собрание законодательства РФ, 01.06.2009, N 22, ст. 2698.

[6] Вашингтонское соглашение было подписано в 1989 году восемью англо-говорящими странам (в лице аккредитующих организаций этих стран, проводящих общественно-профессиональную аккредитацию) в подтверждение взаимного признания критериев и процедур общественно-профессиональной аккредитации образовательных программ в области техники и технологии (инженерных образовательных программ).

[7] Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» // Российская газета, № 303, 31.12.2012.

[8] Независимую оценку качества образования, общественную аккредитацию организаций или просто возмездную выдачу соответствующих свидетельств без какой-либо экспертизы.

[9] Федеральный закон от 27.11.2002 № 156-ФЗ «Об объединениях работодателей» // Собрание законодательства РФ, 02.12.2002, № 48, ст. 4741.

[10] аналогично приказу Рособрнадзора от 29.05.2014 № 785 «Об утверждении требований к структуре официального сайта образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и формату представления на нем информации» // Российская газета, № 188, 21.08.2014


Фото: Freepik.com


Согласие на обработку файлов cookies
Продолжая использовать сайт, Вы даете АНО НАРК (ИНН 7 710 475 530), согласие на обработку файлов cookies и пользовательских данных. Если Вы не хотите, чтобы Ваши вышеперечисленные данные обрабатывались, просим отключить обработку файлов cookies и сбор пользовательских данных в настройках Вашего браузера или покинуть сайт.