Статьи
13.01.2023
Внедрение дуального обучения

Представители бизнеса давно и постоянно говорят о том, что между реальными потребностями предприятий и навыками и умениями выпускников учебных заведений существует разрыв. Он настолько значим, что процесс адаптации к реалиям молодого специалиста зачастую занимает даже не месяцы, а годы. Действенным инструментом решения этой острой проблемы эксперты считают внедрение принципов дуального обучения. Мы поднимали данную тему в предыдущем выпуске нашего журнала, и она вызвала отклик у нашей аудитории, поэтому мы решили вновь обратиться к этой теме и поговорить о ней с экспертами

Апробированная инновация

«Дуальное обучение – это система, построенная на ведущей ответственности предприятий, бизнеса за обучение молодежи, начиная с 15 лет. Ведущая ответственность означает, что прием на обучение осуществляют сами предприятия, юноша или девушка становятся сначала учениками на производстве, а затем поступают на обучение в профессиональную образовательную организацию. Количество учеников, как правило, соответствует потребностям предприятий и колеблется от 2 до 12, в зависимости от размера предприятия, отрасли, региона и т.д. Группа студентов в образовательных организациях, таким образом, набирается из учеников разных предприятий, и у этих учеников уже изначально есть место для прохождения практики, которая начинается сразу с первого курса. Решение стать учеником того или иного предприятия поддерживается серьезной профориентационной работой, начиная с 5 класса общеобразовательной школы, когда к 15 годам молодые люди уже осознанно выбирают свой профессиональный путь и мотивированы на обучение по профессии или специальности», – объясняет базовые принципы дуального обучения Екатерина Есенина, ведущий научный сотрудник НИЦ профессионального образования и систем квалификаций ФИРО РАНХиГС.

При этом дуальное обучение – не абсолютная новинка. Считается, что родилась методика в Германии, причем еще в XIX веке, хотя некоторые проводят исторические параллели и с эпохой расцвета гильдий в Западной Европе. В СССР дуальное обучение также было достаточно распространено: там существовала эффективная связь заводов и фабрик с профтехучилищами, техникумами и вузами. Однако в эпоху Перестройки эта связь была во многом утеряна.

Современная история

В последние годы идет процесс возрождения и обновления дуального обучения. В начале 2010-х годов дуальное образование стало развивать Агентство стратегических инициатив: был запущен системный проект «Подготовка рабочих кадров, соответствующих требованиям высокотехнологичных отраслей промышленности, на основе дуального образования». Его главной целью была оптимизация модели подготовки профессиональных кадров по техническим специальностям для максимального удовлетворения потребностей бизнеса.

Суммарно участниками проекта стали 150 учебных заведений и 1100 предприятий из 13 регионов России. И уже в конце 2016 года независимый немецкий аудитор провел оценку эффективности функционирования моделей дуального обучения в рамках проекта и отметил положительную динамику развития дуального образования в пилотных регионах. Так что опыт был масштабирован и тиражирован.

В 2022 году в России стартовал новый федеральный проект для средних профессиональных учебных заведений «Профессионалитет», в рамках которого была поставлена цель быстро и качественно обучить молодежь востребованным рынком навыкам, обеспечив таким образом страну компетентными кадрами среднего звена. «Профессионалитет» ориентирован на развитие дуального обучения. При этом проект очень амбициозный: в его рамках планируется трудоустроить около 85% выпускников.

Опыт регионов

Так что методика в России уже апробирована и доказала свою эффективность в новых условиях. «Более 10 лет мы успешно реализуем программы в сфере среднего профессионального образования и ранней профориентации детей и подростков, основанные на практико-ориентированном подходе в обучении. Например, программы СПО в формате государственно-частного партнерства: «Будущее Белой металлургии» в Первоуральске Свердловской области и «Колледж будущего Татарстана» в Альметьевске», – рассказывает Андрей Комаров, сопредседатель Комитета РСПП по профессиональному обучению и профессиональным квалификациям.

Программа «Будущее Белой металлургии», к примеру, стала первой в России образовательной программой, получившей сертификат соответствия немецкой практико-ориентированной модели образования, выданный авторитетным международным концерном TUV Rheinland. В ее основе, по словам эксперта, лежит фокус на практику: 60 % отведено занятиям на современных учебно-производственных комплексах, а также производственной практике на инновационных производствах металлургических предприятий страны. Теория занимает только 40 %.

«Образовательный центр в Первоуральске, где проходят обучение наши студенты программы ББМ, оснащен самым современным оборудованием, которое на уровень превышает оборудование, установленное в действующих цехах, - добавляет Андрей Комаров. – Это позволяет образовательному процессу не только соответствовать, но и опережать темпы развития производства. Студенты обучаются сразу двум–трем рабочим специальностям и получают универсальные навыки, при необходимости выпускники могут «переформатировать» свою работу под разные рабочие задачи».

При этом кроме формирования профессиональных навыков одной из важнейших задач программы ее создатели видят разностороннее развитие личности ребят, расширение их кругозора и создания для них вдохновляющей среды. Поэтому студенты регулярно участвуют в социальных, волонтерских программах, научно-технических конференциях, посещают театры и музеи. «Благодаря партнерству работодателей с образовательным центром компании находят среди студентов высококвалифицированных специалистов, у студентов есть возможность пройти стажировку, гарантированно устроиться на работу сразу после завершения учебы», - считает эксперт.

Есть, разумеется, и множество других примеров, чья история также насчитывает немало лет. Так, на предприятиях Группы ГАЗ применять систему дуального обучения начали еще в 2007 году, но, по мнению специалистов, существенных сдвигов удалось добиться благодаря запуску в 2013 году проекта «Подготовка рабочих кадров, соответствующих требованиям высокотехнологичных отраслей промышленности на основе дуального образования».

Целесообразность и необходимость

В необходимости перехода на дуальное обучение эксперты не сомневаются. Елена Позолотина, заместитель генерального директора по управлению персоналом – директор Корпоративного университета ТМК2U, к.э.н., называет переход не только целесообразным и возможным, но и просто критичным. «На сегодняшний день работодатели и образовательные учреждения приходят к единому мнению о том, что российскому рынку труда требуются высококвалифицированные специалисты новой формации, которые понимают свою роль в профессиональном сообществе, открытые к любым вызовам, которые возникают в условиях усиливающейся конкуренции. Актуальность вопроса в том, что существует разрыв между потребностями производства в соответствующих компетенциях выпускников ССУзов и предложением компетенций, которые формирует ССУЗ в соответствии государственным образовательным стандартом. То есть производство нуждается в одних компетенциях, образовательное учреждение предлагает другие. Проблема? Да. Надо ли сейчас объединяться бизнесу, государству и образованию для комплексного решения проблемы? Конечно!», - убеждена Елена Позолотина.

«Сейчас, когда наблюдается дефицит квалифицированных кадров практически во всех отраслях, отсутствие связи между профобразованием и требованиями предприятий, совершенно очевидно, что необходимы новые подходы к развитию системы профессионального образования. Министерство просвещения признает, что до 80 % программ просто не соответствуют запросам работодателей. И внедрение дуального обучения, практико-ориентированного подхода, вовлечение бизнеса в партнерское управление образовательными организациями – одно из наиболее эффективных решений для дальнейшего развития системы образования и, в частности СПО», - говорит Андрей Комаров.

Екатерина Есенина подчеркивает: «Дуальное обучение – это более дорогой путь, требующий вовлечения многих сторон, в первую очередь, предприятий. Но затраты оправдывают себя, так как при такой системе снижается текучесть кадров и повышается качество их квалификации. Целесообразна ли такая система у нас? Конечно. Преимущества очевидны. Возможна ли? Ответ тоже да, если мы готовы к кардинальным и серьезным изменениям».

Преимущества и риски

Как и у любой методики, у дуального обучения есть как преимущества, так и недостатки, и именно их трезвая оценка позволяет обеспечить сбалансированную трансформацию образовательного процесса.

Так, среди рисков Екатерина Есенина, кроме уже упомянутой высокой стоимости профессиональных образовательных программ, называет раскоординированность взаимодействующих сторон: «Без четких и законодательно закрепленных функций образования, бизнеса и государства система не заработает. Есть также риск, связанный с отсутствием альтернатив дуальным программам и, как следствие, обязательности ввода дуального обучения для всех организаций (и образовательных, и работодателей) без исключения».

Добавим, что дуальное обучение требует вложений от всех заинтересованных сторон – и не только организационных, но и финансовых – к этому не всегда готовы. Учебные заведения как представители государства отвечают за теоретическую подготовку, знания, а предприятия – за практическую составляющую и выработку профессиональных навыков. Так что на предприятии должны быть оборудованы рабочие места, внедрен институт наставников, которые обучают студентов и курируют их работу. Инвестиции также должны делать оба партнера: в теоретическое обучение вкладывается государство, а в обучение на предприятии - работодатель. При этом зарубежная практика не предполагает прямых вложений непосредственно со стороны работодателей: финансирование дуального обучения осуществляется торговыми и ремесленными палатами за счет взносов членов, которыми и являются предприятия-работодатели. В России такую модель можно реализовать лишь частично из-за того, что институт отраслевых ассоциаций недостаточно развит – это все еще сдерживает распространение дуального обучения.

И все же принцип взаимосвязи теории с практикой, по мнению Елены Позолотиной, является важным преимуществом, причем для каждой из вовлеченных сторон: «У студента есть чёткое понимание того, что он изучает и зачем, как и где эти знания он сможет применить в работе. Он понимает, что сможет быстро трудоустроиться по профессии, получать достойную оплату труда. А это действительно очень серьезная мотивация к получению профессиональных знаний. Для образования – студент становится востребованным, его ждут на производстве. Для предприятия — это возможность подготовить для себя кадры точно «под заказ», обеспечив их максимальное соответствие всем своим требованиям, экономя на расходах по поиску и подбору работников, их переучивании и адаптации».

Дуальная форма обучения предполагает, что студент к окончанию учебного заведения имеет и стаж, и опыт работы, которые так ценят работодатели. Адаптация к новому месту работы, к кругу обязанностей и к коллективу, которая пугает порой даже состоявших в профессии людей, проходит для студента безболезненно. И это объяснимо: за студентом с первого дня на предприятии закреплен наставник, который и поможет, и подскажет, и опытом поделится. Объем обязанностей у работающего студента увеличивается постепенно, по мере освоения отдельных операций.

При этом Елена Позолотина отмечает необходимость длительной сложной комплексной работы на уровне государства, а это всегда непросто: «Для внедрения дуального обучения нужно сделать многое на законодательном уровне. Закрепить обязательства предприятий в рамках дуального обучения, обеспечить учебным заведениям максимальную самостоятельность при разработке совместно с работодателями учебных планов, программ. Каждому учебному заведению определить специальность и профильное предприятие, где будет осуществляться дуальное обучение. Создать центр оценки квалификации преподавателей и мастеров производственного обучения. В образовательных учреждениях должна быть разработана нормативно-правовая и учебно-методическая база по системе дуального обучения, необходимо обеспечить прохождение производственных стажировок преподавателями колледжа на предприятиях в целях повышения квалификации и т.д.»

Андрей Комаров подчеркивает, что при очевидности преимуществ дуального обучения сейчас стоит говорить в первую очередь о дальнейшем масштабировании данной модели: «Программа «Будущее белой металлургии» признана Министерством образования и науки РФ лучшей практикой подготовки рабочих кадров по дуальной модели образования и взята за основу при разработке федерального проекта «Профессионалитет», который стартует 1 сентября 2022 года».

Эта стратегическая инициатива разработана Министерство просвещения РФ в активном взаимодействии с РСПП и компаниями-работодателями. Ключевыми инициативами «Профессионалитета» являются вовлечение бизнеса в партнерское управление образовательными организациями, сокращение сроков обучения и максимальной практико-ориентированности обучения. Участниками проекта станут потенциальные работодатели, которые готовы инвестировать в развитие среднего профессионального образования и давать базу для формирования практических навыков студентов.

Комплексные усилия

При этом эксперты уверены, что залогом успешного внедрения дуального обучения может стать только общая вовлеченность в этот процесс. «Важна инициатива государства в создании условий для полноценной дуальной системы. Но и заинтересованность других сторон – бизнеса и образования – тоже имеют большое значение, – считает Екатерина Есенина. – Я бы ответила, что важна инициатива всех сторон в равной степени. Систем образования должна обеспечить возможность готовить кадры, которые хорошо готовы к профессиональной деятельности именно на конкретном предприятии и мотивированы остаться на рабочем месте, закрепиться».

С тем, что внедрение не должно быть односторонним согласна и Елена Позолотина: «Образовательные учреждения в модели дуального обучения выступают в роли операторов. И здесь бизнес ждет от образования гибкости и скорости, готовности оперативно реагировать на изменения. Дело в том, что рынок труда меняется быстрее, чем перестраивается система профобразования. Мы считаем, что на данный момент система образования со своей базовой образовательной задачей справляется, но нужны технологии, когда студент от теории переходит непосредственно в профессию».

Что касается бизнеса как основного заказчика квалифицированных специалистов, то в этом направлении необходима более серьезная интеграция работодателя в образовательную систему, причем еще до начала самого процесса обучения. «Четкая кадровая стратегия, планирование численности, описание необходимых профессиональных компетенций и общее, единое их понимание на всех уровнях бизнеса помогло бы формировать ключевые цифры приема по различным направлениям подготовки на всех уровнях государственной образовательной системы – это раз. Второе – понятная, выстроенная система практик и стажировок на рабочих местах. Третье – грамотная система наставничества для молодых специалистов на предприятии», – поясняет Елена Позолотина.

Андрей Комаров добавляет, что несоответствие компетенций работников требованиям современных предприятий растет и остается одной из главных проблем мирового рынка труда. Только работодатели знают, какие именно качества и навыки нужны их будущим работникам. Важно с первых курсов обучения предоставлять студентам возможность практиковаться на производствах, погружать в корпоративную культуру предприятия, специфику технологий и производства, чтобы уже к окончанию обучения выпускники были полностью готовы к работе. Вовлечение бизнеса в образовательный процесс, возможность формировать свои запросы к программам, к управлению образовательным учреждениям приблизит профессиональные кадры к реальности и обеспечит приток квалифицированных специалистов.

«Так что только объединение усилий всех сторон: государства, работодателей, бизнес-сообщества, образовательных организаций может способствовать реформированию существующей системы профессионального образования, приблизить профессиональные кадры к реальности и обеспечить приток квалифицированных специалистов», – резюмирует Андрей Комаров.

Согласие на обработку файлов cookies
Продолжая использовать сайт, Вы даете АНО НАРК (ИНН 7 710 475 530), согласие на обработку файлов cookies и пользовательских данных. Если Вы не хотите, чтобы Ваши вышеперечисленные данные обрабатывались, просим отключить обработку файлов cookies и сбор пользовательских данных в настройках Вашего браузера или покинуть сайт.