Существует две траектории получения общего образования: в рамках школы или среднего профессионального образования (СПО). Как устроен процесс аттестации в этих заведениях? В школе в 10-11-х классах уровень образования характеризуется выбором профиля и обязательной аттестацией.
Все программы среднего профессионального образования на базе 9 классов по подготовке специалистов предполагают блок общеобразовательных дисциплин. Этот блок в пределах СПО выполняет обязательную часть по среднему общему образованию. Существенное различие СПО и школы: отсутствие обязательной аттестации. Вместе с получением квалификации ребятам на выходе присуждается уровень среднего общего образования, который дает право на поступление в вуз.
На среднее профессиональное образование возлагается одна достаточно серьезная задача: общеобразовательный блок должен преподаваться с учетом профессии, по которой идет подготовка (статья 68 Закона об образовании). Это не школьный профиль, а профессионализация.
При этом содержание интегрируется, то есть дисциплины общепрофессионального цикла профессионального модуля автоматом берут на себя нагрузку по закрытию дефицита общеобразовательного цикла. Дается среднее общее образование, но оно изначально идет с учетом профессии. При этом общеобразовательный блок реализуется в рамках компетентностного подхода: все дисциплины с первого дня работают не только на общие, но и на профессиональные компетенции.
С 2000 по 2016 год среди выпускников 9-х классов наблюдается тенденция на окончание среднего общего образования в колледжах и техникумах, которые с каждым годом увеличивают прием студентов. Например, в 2000 году в СПО подавалось 263,8 тыс. человек, а в 2016-м - уже 474,4 тыс.
В связи с растущим спросом на СПО падает проблема с повышением качества: при этом количество учебных часов не увеличивается. Все силы организаций СПО идут на подготовку по специальности, в связи с чем на общеобразовательный блок не остается времени.
Основная задача - подобрать для реализации поставленных задач необходимые психолого-педагогические методы и приемы в рамках общеобразовательных дисциплин, которые должны учитывать специфику самого предмета и обучаемой профессии.
Как решать поставленные проблемы
Наш центр методического сопровождения в рамках федерального проекта «Современная школа» реализует реформирование преподавания общеобразовательных дисциплин.
Суть проекта нашего центра: за 5 лет(2021-2025 годы] должна быть выстроена система поддержки, сопровождения и управления качеством общеобразовательных дисциплин. Проект нацелен на изменение методик преподавания с учетом профессионализации: дисциплины должны изначально преподаваться с упором на специальность студента.
Первый этап проекта - это полномасштабная разработка материалов для учителей. Мы создаем весь набор материалов: от методик преподавания дисциплины до развернутого учебно-методического комплекса и методических рекомендаций к нему. Все материалы идут с учетом профессионализации.
Второй этап - это запуск системы мониторинга и цифровизации образовательного контента. Последнее необходимо для удобного доступа ко всем материалам. Для реализации этого этапа у нас собраны экспертные группы: ведущие специалисты всех уровней образования.
Так как СПО - смычка между школой и вузом, то и наши эксперты не только из среды среднего профессионального образования, но и из университетов [в основном с кафедр методики преподавания дисциплины], и из школ.
В ходе проекта у нас уже созданы лаборатория «Методики общеобразовательной подготовки в системе профессионального образования» и лаборатория «Правового сопровождения среднего профессионального образования». Перед первой стоят задачи отбора и обучения по передовым технологиям, а вторая проводит правовое консультирование.
Инновационность проекта
Последнее обновление по общеобразовательному блоку произолшо в 2015 году, когда СПО перешло на работу в рамках федеральных государственных образовательных стандартов. И сейчас назревает достаточно серьезный вопрос обновлений и актуализации многих положений. Наш проект отвечает на этот запрос, тем более что вся система СПО переходит на новое поколение стандартов, а во ФГОС происходят изменения.
Раньше регламентация была заключена всего в двух документах: рекомендация по реализации общеобразовательных циклов и примерные рабочие программы по дисциплинам. На сегодня стоит задача помимо примерных рабочих программ создать учебно-методический комплекс с развернутым списком литературы, подробные фонды оценочных средств, тематическое планирование.
Более того, мы нацелены на создание цифрового банка данных цифрового контента «Мой колледж». Этот проект должен обеспечить всех задействованных в СПО необходимыми материалами.
Запросы и трансформация
Проект нашего центра не только решает проблемы общеобразовательной подготовки, но и участвует в достижении цели обновления всей системы СПО. Сейчас реализовывается глобальный проект «Про- фессионалитет», который направлен на переформатирование подготовки специалистов по запросу обще- ства, и работодателей в том числе.
Все наши методические разработки осмысляются через призму новых общественных вызовов: бы- строменяющийся перечень профессий и возможность менять их в течение всей жизни, повышенный запрос на такие универсальные компетенции, как критическое мышление, креативность и т.д.
Все системные изменения направлены на встраивание среднего профессионального образования в современный рынок труда, что обеспечивает не только студентов будущей работой, но и работодателей качественными специалистами в своей профессии. Поэтому проект должен привлечь внимание бизнеса, создавая благополучную среду взаимодействия профессиональных образовательных организаций и работодателей.
Компетенции современного преподавателя
Один из следующих шагов - появление не только программ повышения квалификации, но и основных образовательных программ, направленных на подготовку педагогов для системы СПО. Сегодня ИРПО вместе с МГПУ является партнером по реализации магистерской программы «Психолого-педагогические технологии в профессиональном образовании».
Эта программа направлена на формирование ключевых профессиональных компетенций: в обучении делается сильный упор на вопросы психологии подростка, принципы формирования профессионального сознания и позиции будущего специалиста, на решение сложных задач самостоятельного поиска профессиональных решений. Появляется все больше элементов вариативности в самих программах СПО.
В рамках общеобразовательных дисциплин появляется прикладной модуль. В нем часть дисциплины и содержания направлена именно на формирование профессионального сознания и понимания места профессии в обществе, формирование компетенций. Сейчас наблюдается тенденция омоложения педагогического состава. Будущие выпускники университетов должны иметь возможность проходить практику не только в рамках школы, но и в рамках СПО. Помимо этого, должны появиться элективные курсы для ребят, которые хотят работать в СПО. Надеемся, что ИРПО, и наш центр в том числе, станет точкой развития таких различных принципов подготовки.
Автор: Галина Макеева, начальник Центра методического сопровождения среднего профессионального образования Института развития профессионального образования.