Статьи
08.02.2023
Национальная система квалификаций: роль регионов

В статье описаны возможности для развития рынка труда в субъектах Российской Федерации, которые региональные органы исполнительной власти могут реализовать, эффективно применяя инструменты Национальной системы квалификации

 

Карьерная траектория

На образовательно-профессиональном пути почти каждого человека есть несколько «узких мест», которые могут потребовать содействия как со стороны семьи и общества, так и со стороны системы образования, бизнеса и органов власти:

  • выбор выпускником школы своего будущего призвания;

  • развитие профессиональных навыков выпускников вузов, либо организаций среднего профессионального образования (для краткости – СПО), при поступлении на работу;

  • создание мотивации к саморазвитию у работающих граждан.

Первый опыт профессионального самоопределения наступает у человека ещё в детстве, когда он или она узнаёт о том, кем работают его родители и другие взрослые, получает информацию о многообразии профессий. По мере взросления меняются приоритеты и понимание своего места в большом мире. К моменту окончания средней школы большинство выпускников обладают чётким пониманием того, каким делом они будут заниматься, исходя из своих талантов, пристрастий и потребностей.

Есть несколько различных путей в профессию:

  • закончить СПО и выйти на рынок труда через 4 года после 9 класса школы,

  • пойти по более долгому пути: 2 дополнительных класса в школе плюс бакалавриат и магистратура в вузе.

Важно не ошибиться с выбором профессии, чтобы после не жалеть о принятом решении и не переучиваться. В соответствии с данными Росстата, в среднем по России более 33% выпускников 2018 – 2020 годов в 2021 году работали по профессии, не связанной с полученным образованием. Это свидетельствует о том, что выбор не всегда был сделан осознанно.


Планирование трудовых ресурсов

В правильном выборе выпускников заинтересованы не только они сами и их родители, но и органы власти, которые также являются выгодоприобретателями. Субъекты Российской Федерации формируют заказ на кадры региональной системе образования и для них важно, чтобы места в образовательных организациях (особенно финансируемые из бюджета) получили наиболее мотивированные и способные учащиеся. Это относится и к получению первичного профессионального образования, и к системе ДПО.

Для этих целей в субъектах Российской Федерации формируется инфраструктура кадровой подготовки, ориентированная на потребности регионального бизнеса. Принимаются документы долгосрочного характера: региональные стратегии социально-экономического развития, стратегии развития малого и среднего предпринимательства, стратегии развития отдельных отраслей и пр. Примечательно, что в ряде регионов при формировании долгосрочных документов развития применяются передовые методы прогнозирования, например форсайт-исследования.

В частности, форсайт был использован при разработке стратегий социально-экономического развития Республики Саха (Якутия) и Челябинской области, стратегии развития малого и среднего предпринимательства в Республике Башкортостан, программы развития биотехнологии в Республике Татарстан, программы развития биофармацевтического кластера Новосибирской области, стандартов городских проектов предпрофессионального образования Москвы.


Координационные органы

У каждого участника социальных отношений есть свои интересы. Государству нужно поддерживать экономику за счет притока квалифицированных кадров, не допускать безработицы и купировать риски дефицита кадров в различных отраслях и направлениях. Работодателям – получать и преумножать прибыль, в том числе за счёт найма сотрудников с востребованным набором компетенций. Работникам – получать трудовые доходы, «продавая» работодателям свои навыки и умения.

При формировании кадровой политики субъекта Российской Федерации важно достичь баланса потребностей и возможностей региональных органов исполнительной власти, работодателей и системы образования. Для выработки оптимальных решений в области труда и образования в субъектах Российской Федерации создаются специальные координационные органы (КО) Национальной системы квалификаций.

Они уже созданы в 45 субъектах Российской Федерации. В большинстве случаев функции КО выполняют ранее сформированные институции: советы по развитию кадрового потенциала (в Республике Бурятия и Саратовской области), советы по кадровой политике (в Омской, Самарской, Сахалинской и Челябинской областях), советы по стратегическому развитию и проектной деятельности (Чувашская Республика) и др. Однако в ряде регионов сформированы специализированные координационные органы, в ведении которых находятся вопросы развития Национальной системы квалификаций. Такие органы функционируют в Республиках Коми и Хакасия, в Забайкальском, Красноярском и Приморском краях, в Вологодской, Калужской и Липецкой областях.

Руководство координационным органом НСК, как правило, возлагается на главу или замглавы региона либо на руководителя регионального органа исполнительной власти в сфере труда. В состав корорганов, как правило, входят представители региональных органов власти в сфере труда и образования, крупнейших работодателей и их объединений, ведущих образовательных учреждений, профсоюзов, деловых объединений, экспертных организаций.

Координационные органы занимаются подготовкой проектов нормативно-правовых актов, изданием методических документов, координацией проектов в сфере труда, занятости и образования, содействием развитию независимой оценки квалификации в регионах и внедрению профессиональных стандартов в организациях с государственным и муниципальным участием, формированием планов мероприятий по развитию региональной инфраструктуры НСК и контролем их исполнения.

Координационные органы исполняют роль мозговых центров, принимающих стратегические решения на уровне субъекта Российской Федерации. Их активность ограничивается временными рамками заседаний, на которых принимаются как рекомендательные, так и обязательные для органов власти решения.


Региональные методические центры

Фактическую работу по реализации решений в области развития НСК, принятых координационными органами, выполняют региональные методические центры (РМЦ). На сегодняшний день в Российской Федерации действуют 45 РМЦ.

Организацию, выполняющую функции РМЦ, определяют органы власти региона. Такими организациями могут быть:

  • региональное отделение Российского союза промышленников и предпринимателей, его подразделение, региональные органы иных объединений работодателей (торгово-промышленной палаты, межотраслевого/отраслевого союза, ассоциации и пр.);

  • подведомственная организация органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации (реализовано в Красноярском крае);

  • орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации (реализовано в Республике Хакасия и Томской области);

  • образовательная организация, либо ее структурное подразделение (реализовано в Забайкальском крае, Самарской и Саратовской областях);

  • структурное подразделение организации/предприятия, крупной компании, технопарка, исследовательской организации (реализовано в Республике Татарстан и Республике Марий Эл);

  • специализированная организация, созданная при участии субъекта Российской Федерации – региональное агентство развития квалификаций, региональное агентство развития человеческого капитала и пр. (реализовано в Санкт-Петербург и Ульяновской области).

Координационный орган и региональный методический центр вместе составляют основной «тандем», обеспечивающий формирование региональной инфраструктуры Национальной системы квалификаций. Наличие этих двух компонентов значительно упрощает реализацию кадровой и образовательной политики региона и составляет базис региональной инфраструктуры НСК.

Развитию системы в значительной мере способствует финансирование работы РМЦ из регионального бюджета. В этой связи показателен пример Красноярского края, где Краевому центру профориентации и развития квалификаций (выполняющему функции РМЦ) ежегодного выделяются средства из бюджета региона.


Мониторинг рынка труда

Мониторинг и прогнозирование рынка труда помогают региональным органам власти поддерживать равновесие спроса и предложения рабочей силы. Для этого регионы принимают документы, регламентирующие прогнозирование потребностей в кадрах, в частности:

  • приказ министерства экономического развития и туризма Республики Алтай, министерства труда, социального развития и занятости населения Республики Алтай, министерства образования и науки Республики Алтай «Об утверждении методик формирования и корректировки прогноза потребности экономики Республики Алтай и сводного прогноза занятости населения и потребности экономики Республики Алтай в трудовых ресурсах по видам экономической деятельности на среднесрочный и долгосрочный период»;

  • постановление правительства Новгородской области «Об утверждении регламента разработки прогноза потребности регионального рынка труда в специалистах различных направлений для Новгородской области».

Следует отметить, что в ряде регионов сформированы методики прогнозирования потребности в кадрах, которые утверждены постановлениями правительств. В частности, такие документы приняты в Республике Саха (Якутия) и Свердловской области.

Однако некоторые субъекты Российской Федерации пошли в этом вопросе ещё дальше. Так, администрацией Липецкой области, ПАО «Новолипецкий металлургический комбинат», Липецким государственным техническим университетом и Союзом промышленников и предпринимателей Липецкой области разработана автоматизированная информационная система «Мониторинг и прогнозирование кадровой потребности». Система позволяет автоматизировать процесс сбора данных о достаточности рабочей силы по профессиям, необходимым для региона, спрогнозировать потребность в рабочей силе и собрать информацию для формирования консолидированного заказа системе профессионального образования Липецкой области на подготовку кадров. Горизонт прогнозирования основных параметров рынка труда – 9 лет. На первоначальном этапе в проекте приняли участие 17 крупных организаций области, в их числе ПАО «НЛМК» и организации с государственным участием, (общая численность – 50 000 человек). В дальнейшем число участников проекта росло за счет включения организаций различных форм собственности. Сейчас их число превышает 1 400, а количество занятых на них работников – 190 000 человек. У каждой организации (работодателя, образовательной организации) есть свой личный кабинет, куда он предоставляет и откуда получает информацию, имеющую значение для реализации проекта.

Со своей стороны Национальное агентство развития квалификаций как федеральный оператор НСК создаёт собственный инструментарий мониторинга и анализа рынка труда. Мониторинг рынка труда, проводимый АНО НАРК, опирается не столько на анализ профессий и специальностей, сколько на анализ конкретных квалификаций.


Профориентация

Профессиональная ориентация – это эффективный инструмент, позволяющий человеку узнать о многообразии профессий, требований к ним, предоставляемых ими преимуществах, а также условиях, выполнение которых необходимо для получения соответствующих квалификаций.

Интересным подходом, который применяется за рубежом, но пока еще не находит повсеместного применения в России, является ранняя профориентация. Эта методика предполагает работу с совсем юными гражданами в учреждениях дошкольного образования. Разумеется, рассказ должен строиться в игровой форме, понятной целевой аудитории. В зарубежной практике известны случаи, когда подобные мероприятия ведутся с детьми 3-летнего возраста. Организаторы таких встреч – пожарные, полицейские и представители других понятных малышам профессий. Впечатления, полученные в детстве, могут оказать решающее влияние на профессиональное самоопределение человека во взрослой жизни.

Более масштабная работа начинается в средней школе. Здесь российским регионам уже есть чем похвастаться. Регионы проводят профильные выставки для школьников и студентов, организуют встречи представителей предприятий в учебные заведения СПО и вузы, проводят ознакомительные визиты групп учащихся на производство, создают электронные платформы, способствующие карьерному самоопределению.

Чтобы избежать несогласованности в профориентационной деятельности, на уровне регионов издаются распорядительные документы, формирующие четкие планы работы на длительную перспективу.

В Красноярском крае, например, принята Стратегия развития профессиональной ориентации населения до 2030 года, которая подразумевает разработку, апробацию и внедрение серии инновационных проектов:

  • инновационный проект «Волонтерская лаборатория новых форм», предусматривающий разработку многообразных активно-деятельностных профориентационных форматов добровольческой деятельности, служащих «точками входа» в процесс самоопределения и адресованных ранним возрастам (старший дошкольный, младший школьный, младший подростковый);

  • инновационный проект «Разработка кейсов региональной модели профориентационной деятельности», предусматривающий разработку и распространение методического обеспечения по всем направлениям реализации региональной модели профориентации и его оформление (технологичное и удобное описание, использование инфографики, единый стиль);

  • инновационный проект «Единая программа сопровождения профессионального самоопределения обучающихся образовательных организаций», предусматривающий подготовку к процессу профессионально-образовательного самоопределения детей и молодежи от старшего дошкольного возраста до выпуска из техникума, колледжа, образовательной организации высшего образования (ожидаемый результат реализации проекта – опережающее формирование у обучающихся образовательных организаций комплекса компетенций, необходимых для успешного социально-профессионального самоопределения);

  • инновационный проект «Высокотехнологичный ресурсный центр профориентации», предусматривающий создание соответствующего центра на краевом уровне или в нескольких муниципальных образованиях Красноярского края для проведения комплексной профориентационной работы с использованием инновационных технологий (предполагаемые направления работы центра: профессиональные пробы для школьников разных возрастов по единому графику; коммуникативные площадки профориентационного нетворкинга; программы профессиональной подготовки для школьников разных возрастов; уроки технологии; вовлекающая и развивающая софт-диагностика; виртуальные экскурсии на предприятия и другие профессионально-информационные программы для детей и родителей);

  • инновационный проект «Дифференциация муниципальных моделей профориентации», направленный на стимулирование разработки и внедрения различных моделей организации профориентационной работы в муниципальных образованиях Красноярского края с учетом территориальной специфики.

Большая профориентационная работа ведется в Самарской области, а именно:

  • разработана и апробирована технология сопровождения профессионального самоопределения обучающихся 8-х и 9-х классов;

  • в АИС «Трудовые ресурсы. Самарская область» создан ресурс для предпрофильной подготовки школьников 9-х классов;

  • создан информационный ресурс для профессиональной ориентации учеников с 7-го по 11-й класс включительно (сайт «Куда пойти учиться»);

  • накоплен опыт использования сетевого взаимодействия и социального партнерства общеобразовательных организаций, учреждений среднего профессионального образования и работодателей при проведении профессиональных проб, стажировок для обучающихся и педагогических работников;

  • разработаны и реализуются программы повышения квалификации для специалистов служб планирования профессиональной карьеры региона и педагогов, осуществляющих деятельность по сопровождению профессионального самоопределения обучающихся.

В большинстве субъектов Российской Федерации ведется работа по формированию инфраструктуры профессиональной ориентации.

Регионы создают собственные автоматизированные информационные системы по профориентации, такие как «ПрофВыбор» в Самарской области, «Навигатор профессий» в Санкт-Петербурге, интернет-портал «Моя карьера: живи, учись, работай в Карелии!» в Республике Карелия. В Хабаровском крае, Ростовской области созданы навигаторы по выбору профессий, востребованных регионами.


Практика в школе

Логичным продолжением темы профориентации является развитие практики профессионального обучения в школах, когда вместе с аттестатом выпускник получает свой первый документ о профессии. В этом направлении регионы также добились определенных успехов. Распорядительные документы о профессиональном обучении для лиц, осваивающих программы общего образования, разработаны в Москве и Белгородской области. В Республике Саха (Якутия) реализуются проекты «Профессиональное обучение без границ» и «Школьный старт в профессию».

Примечательно, что в 2020/2021 учебном году 75% старшеклассников города Москвы прошли профессиональное обучение по одной из 76 программ. Московская система образования обеспечила учащимся возможность профобучения, которое в значительной мере соответствовало их потребностям.

Если говорить о профессиональном обучении в контексте всей России, то ТОП-5 наиболее востребованных профессий выглядит следующим образом: водитель автомобиля, тракторист, швея, тракторист-машинист сельскохозяйственного производства и оператор ЭВМ.


Проект ГИА – НОК

Важное место в системе развития НСК занимает вопрос применения отдельных её инструментов для укрепления связи рынка труда и системы образования. Иными словами, выпускники вузов и колледжей должны обладать навыками и знаниями, которые будут востребованы региональными работодателями. Это будет способствовать снижению молодежной безработицы, а также сокращению затрат бизнеса на доучивание новых работников на рабочем месте.

При формировании программ профессионального образования и обучения образовательные организации в регионах ориентируются на требования профессиональных сообществ. Кроме того, регионам необходим надёжный и беспристрастный механизм оценки квалификации выпускников образовательных организаций. Таким механизмом является независимая оценка квалификации.

Национальное агентство развития квалификаций реализует проект по совмещению государственной итоговой (промежуточной) аттестации и независимой оценки квалификации. В период с 2019 по 2022 гг. ГИА – НОК прошли более 9600 студентов из 90 колледжей в 14 регионах. Инициативу поддержали 70 региональных работодателей. В 2021 году к проекту присоединились вузы.

По итогам успешной сдачи «двойного» экзамена студент одновременно получает документ об образовании (диплом) и свидетельство о квалификации (в соответствии с положениями федерального закона от 3 июля 2016 г № 238-ФЗ «О независимой оценке квалификации»). При таком подходе шансы выпускника на трудоустройство существенно увеличиваются.


Профессионально-общественная аккредитация

Профессионально-общественная аккредитация образовательных программ представляет собой экспертизу, проводимую сообществом работодателей на предмет соответствия данных программ профессиональным стандартам и требованиям рынка. Так, в 2021 году в целом по Российской Федерации дополнительное профессиональное образование осуществлялось по 217 917 программам повышения квалификации и 52 300 программам профессиональной подготовки, из которых соответственно 7,2 % и 7,8 % программ прошли профессионально-общественную аккредитацию.

ПОА всё чаще упоминается в стратегических документах субъектов Российской Федерации, в частности Иркутской, Смоленской и Курганской областей. В законе Новосибирской области «Об областном бюджете на 2022 год и плановый период 2023 и 2024 годов» фигурирует статья расходов на профессионально-общественную аккредитацию.

В ряде регионов ПОА проводится советами по профессиональным квалификациям. Так, в процедуре аккредитации трех образовательных программ Санкт-Петербургского филиала АНО ДПО «Техническая академия Росатома» приняли участие эксперты СПК в сфере атомной энергии. За период 2018 – 2020 гг. доля образовательных программ СПО, прошедших профессионально-общественную аккредитацию работодателями и их объединениями, в целом по Российской Федерации увеличилась с 14,7% до 15,4%.


Дуальное обучение

Наблюдается тенденция внедрения регионами регионы передовых практико-ориентированных форм обучения. Так, развитие дуальной модели образования в числе стратегических приоритетов установлено в долгосрочных стратегиях социально-экономического развития Республики Саха (Якутия), Тамбовской и Курской областей, республик Татарстан, Северная Осетия – Алания и других субъектов Российской Федерации.

Под дуальным обучением понимаются образовательные программы, реализуемые в гибридном режиме. Часть занятий по освоению теории проходит на базе образовательной организации, а практическая часть –непосредственно на предприятии в соответствии с соглашением (договором), заключенным между образовательной организацией и предприятием. При этом практическая часть обучения чётко прописана в учебном плане. В отличие от пресловутой учебной практики, в ходе которой учащийся выполняет случайные задания, зачастую не требующие даже средней квалификации, при дуальном обучении он во всех подробностях осваивает производственный процесс. Чем старше курс студента, тем больше практики присутствует в его учебном плане. Нередко студенты могут получать стипендию от курирующего их предприятия.

По завершении обучения успешные выпускники, как правило, уже имеют приглашение на работу от предприятия, где осваивали практическую часть образовательной программы.

Территориальные особенности в части реализации дуальной модели образования определены в региональных законах об образовании в Краснодарском крае и Белгородской области.

В частности, статья 11 Закона Белгородской области от 31 октября 2014 г. № 314 «Об образовании в Белгородской области» устанавливает: «Образовательные организации высшего образования и профессиональные образовательные организации Белгородской области при реализации основных образовательных программ высшего образования и основных образовательных программ среднего профессионального образования организуют дуальное обучение обучающихся на предприятиях (в организациях) области всех организационно-правовых форм и форм собственности, обладающих ресурсами, необходимыми для осуществления обучения, проведения учебной деятельности, предусмотренных основной профессиональной образовательной программой по соглашению с ними».

В 2021 году 96% образовательных программ среднего профессионального образования Белгородской области были реализованы в дуальном формате. В обучении приняли участие 25 якорных предприятий и свыше 300 предприятий-партнеров. За каждым обучающимся был закреплен наставник из числа представителей предприятия.

В ряде субъектов Российской Федерации региональными распорядительными актами формализован порядок организации дуальной модели образования. В их числе: Белгородская, Брянская, Вологодская, Воронежская, Курская и Орловская области, Забайкальский край.


Проектное обучение

Отдельного внимания заслуживает проектное обучение. Под проектным обучением понимается формирование профессиональных и общих компетенций студентов в рамках реализации проектов, инициаторами которых являются работодатели. Результаты проектов, как правило, находят практическое воплощение в организациях и на предприятиях, а задействованные в них студенты имеют высокие шансы быть трудоустроенными на данных предприятиях. Такая практика в России является «точечной» и пока не приняла характер общепринятой для какого-либо региона. Её реализуют отдельные учебные заведения и, как правило, высшего профессионального образования.

Преимуществом проектного обучения является возможность получения студентами дополнительных компетенций, связанных с расширением знаний и освоением дополнительных навыков, как в соответствующих предметных областях, так и имеющих универсальный характер – soft skills (т.н. мягких навыков): умение работать в команде, обеспечивать организацию и выполнение профессиональной деятельности в проектном формате, тайм-менеджмент и др.


Непрерывное образование

Перманентное накопление новых компетенций становится базовой потребностью человека на протяжении всей жизни. Для данного тренда даже принят специальный термин – «непрерывное образование». Цель непрерывного образования – приобретение и актуализация профессиональных знаний и компетенций, отвечающих требованиям времени; адаптация к выполнению новых функциональных обязанностей, связанных с модернизацией, освоением новых технологий и повышением социальной роли работников. Иными словами, это процесс непрерывного повышения имеющейся квалификации и приобретения новых вплоть до выхода гражданина на пенсию.

Для реализации этой задачи в Кабардино-Балкарской Республике, Приморском крае, Самарской и Калининградской областях, в Ямало-Ненецком автономном округе и ряде других регионов осуществляется финансирование обучения по программам дополнительного профессионального образования отдельных категорий населения по направлению служб занятости (безработные граждане, женщины в период отпуска по уходу за ребенком до трех лет и др.) с использованием социального/образовательного сертификата.

Непрерывное образование включено в региональные стратегии / программы социально-экономического развития: например, в Ставропольском крае в стратегию социально-экономического развития до 2035 года, а в Республике Саха (Якутия) в Государственную программу «Экономическое развитие Республики Саха (Якутия) на 2020–2024 годы». Отраслевая программа непрерывного образования библиотечных работников была утверждена в Республике Коми в 2018 году. В Иркутской области приняты Концепция развития системы непрерывного педагогического образования на 2020–2025 годы, а также Концепция развития непрерывного агробизнес-образования на сельских территориях Иркутской области на 2021–2025 годы.


Независимая оценка квалификации

Результаты образования должны быть верифицированы. При этом проверка знаний со стороны самой образовательной организации представляется не вполне надёжной. Образовательные организации склонны завышать качество подготовки своих подопечных, а принимающие экзамен преподаватели могут быть необъективны. Здесь на помощь приходит независимая оценка квалификации (которая уже упоминалась в этой статье).

Профессиональный экзамен, разработанный ведущими профессиональными сообществами и состоящий из теоретической и практической частей, способен дать чёткий и однозначный ответ на вопрос: соответствует ли соискатель квалификации, на которую претендует.

Важно отметить, что сами квалификации и комплекты оценочных средств для их подтверждения формируются на основе профессиональных стандартов, в разработке которых принимают участие советы по профессиональным квалификациям (СПК).

Те же советы формируют инфраструктуру независимой оценки квалификации. Так, по состоянию на конец 2022 года СПК наделили полномочиями 508 центров оценки квалификаций, расположенных в 83 субъектах Российской Федерации, которые имеют 1064 экзаменационные площадки.

В ряде регионов формируются многопрофильные центры оценки квалификаций, являющиеся одной из наиболее перспективных форм организации ЦОК, которая позволяет максимизировать доход от проведения профессиональных экзаменов. Подобный опыт уже реализован в Липецкой области. Там на базе ПАО «НЛМК» создан центр оценки квалификаций сразу в 3 отраслях: машиностроении, горно-металлургическом комплексе и лифтовой отрасли (с экзаменационными площадками в Калужской и Свердловской областях). Помимо названного, в Липецкой области действуют ещё 2 ЦОК: ООО «ЦОК «Эксперт» и ООО «ЦОК «Специалист».

Рекордсменом по количеству отраслей, для которых проводится профессиональный экзамен, является московская организация – ООО «Технопрогресс». Она осуществляет оценку квалификаций в сфере финансового рынка, документационного обеспечения и административно-хозяйственной деятельности, в лифтовой отрасли, в строительстве, в жилищно-коммунальном хозяйстве, в области инженерных изысканий, градостроительства, архитектурно-строительного проектирования, в сфере безопасности труда, социальной защиты и занятости населения.

На сегодняшний день профессиональный экзамен прошли более 185 000 человек. Из них свыше 161 000 человек подтвердили свою квалификацию. Пока не так много, но регионы предпринимают усилия для увеличения этого количества: проводят информационные мероприятия, консультируют работодателей и службы занятости, популяризуют независимую оценку в СМИ и сети Интернет.

Ряд регионов принял нормативные и правовые акты, обеспечивающие финансирование независимой оценки квалификации. Первопроходцем в данном направлении стал Хабаровский край, который принял постановление регионального правительства от 23 сентября 2022 г. № 466-пр «Об утверждении Порядка организации прохождения гражданами, ищущими работу, безработными гражданами независимой оценки квалификации посредством сертификатов». Документ позволяет получить безработному жителю Хабаровского края, вставшему на учет в службе занятости, бесплатный сертификат на прохождение независимой оценки в центре оценки квалификации. Также постановление устанавливает правоотношения между различными участниками процесса: заявителем, ЦОК, центром занятости населения и работодателем. Инициатива финансируется из краевого бюджета.

В упоминавшемся ранее законе Новосибирской области «Об областном бюджете на 2022 год и плановый период 2023 и 2024 годов» выделены средства на прохождение профессиональных экзаменов.

Распространение института независимой оценки может стать драйвером развития непрерывного образования, на которое государство делает особую ставку. По итогам завершения программ профессионального обучения, либо самостоятельного освоения новых технологий, приобретения новых компетенций гражданин может использовать профессиональный экзамен как инструмент документарного подтверждения своей квалификации. Распространение НОК придаст импульс развитию неформального и информального образования.

 

Как видно из приведенных в статье примеров, Национальная система квалификаций сопровождает человека с самых ранних лет и вплоть до его выхода на пенсию. Она помогает гражданину сделать правильный выбор карьерной траектории, получить знания и навыки, востребованные рынком труда, мотивирует его к саморазвитию. Важную роль в обеспечении доступности НСК играют субъекты Российской Федерации, которые генерируют полезные инициативы и ведут колоссально сложную и кропотливую работу по их реализации.

 

Авторы:

Павел Свистунов, первый заместитель генерального директора Национального агентства развития квалификаций

Иван Митрофанов, советник по региональному развитию и международным связям Национального агентства развития квалификаций

 

Согласие на обработку файлов cookies
Продолжая использовать сайт, Вы даете АНО НАРК (ИНН 7 710 475 530), согласие на обработку файлов cookies и пользовательских данных. Если Вы не хотите, чтобы Ваши вышеперечисленные данные обрабатывались, просим отключить обработку файлов cookies и сбор пользовательских данных в настройках Вашего браузера или покинуть сайт.