Статьи
07.04.2021
Международное признание квалификаций

Эффективность рынка труда складывается из нескольких компонентов: баланса спроса и предложения, наличия продуманных регуляторных рычагов, адаптивности к постоянно меняющимся условиям. Не последнее место в этом ряду занимает механизм оценки и развития квалификаций рабочих кадров. Наличие на рынке труда работников, обладающих востребованными навыками, знаниями и умениями, является залогом конкурентоспособности национальной экономики и ее успеха в контексте глобальной мировой кооперации.






Постоянно трансформирующаяся экономическая конъюнктура и увеличивающийся стремительными темпами объем научных знаний определяют необходимость перехода от рынка профессий к рынку квалификаций. В Российской Федерации такому переходу способствует национальная система квалификаций. Поворотным моментом в ее развитии стало 16 апреля 2014 года, когда был создан Национальный совет при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям, объединяющий представителей власти, работодателей, профессиональных союзов, ведущих вузов и экспертных организаций. За 7 лет национальная система квалификаций интенсивно развивалась.

Сегодня это 40 отраслевых советов по профессиональным квалификациям, 40 региональных методических центров в субъектах Российской Федерации, 1513 площадок для проведения квалификационных экзаменов и около 90 тысяч выданных свидетельств о квалификации.

Очевидно, что внутристрановые процессы не могут развиваться без учета международного контекста. В глобальном мире обмен опытом, накопленным в разных государствах, – ключ к решению сходных проблем. Кроме того, международный обмен трудовыми ресурсами за последние годы стал одним из важнейших факторов развития экономики.

В него сегодня вовлечены практически все страны. В таких условиях возникает необходимость в согласовании подходов, выработке правил взаимного признания квалификаций.

Эта задача осознается несколькими отраслевыми советами по профессиональным квалификациям (в области сварки, в атомной энергии, финансовых рынков и др.). Для того чтобы обеспечить приток квалифицированной рабочей силы, в 6 иностранных государствах – Армении, Индии, Казахстане, Китае, Узбекистане, Турции – созданы площадки для проведения профессиональных экзаменов.

Расширение масштабов этой деятельности является частью Стратегии развития национальной системы квалификаций на период до 2030 года. Документом определена задача по обеспечению международной сопоставимости квалификаций и совершенствованию механизмов признания российских квалификаций в зарубежных странах и иностранных квалификаций в Российской Федерации. Одно из условий ее выполнения – изучение и согласование применяемых в разных странах методик и процедур оценки квалификации.

В 2018 году Национальное агентство совместно с Федеральным институтом профессионального образования Германии (BIBB) и объединениями работодателей из России и Германии приступило к реализации проекта «Квалификации в глобальном мире». Цель проекта – выработка и апробация общих подходов к процедуре и содержанию оценки квалификаций.

Проект был направлен на решение нескольких текущих и перспективных задач:

  • создание прецедента для формирования двустороннего признания квалификаций между Россией и Германией;
  • снижение бюрократических барьеров, препятствующих международному обмену трудовыми ресурсами;
  • насыщение российского рынка труда иностранными специалистами по значимой для отечественной экономики квалификации;
  • сопоставительный анализ российских оценочных средств, образовательных программ с немецкими аналогами.

Германия выбрана страной-партнером не случайно. Она является лидером среди членов Европейского Союза по объёму валового внутреннего продукта и занимает одно из ведущих мест в мире по качеству подготовки кадров.

Немецкая система профессионального образования имеет давнюю историю. Её основу заложили ещё 120 лет назад. Год от года она совершенствовалась и на сегодняшний день представляет собой органичный механизм, основанный на эффективном взаимодействии и разделенной ответственности за воспроизводство квалифицированных кадров между государством и работодателями. Более полумиллиона студентов колледжей и 420 тыс. предприятий (из 1,7 млн) в Германии вовлечены в систему дуального образования по более чем 300 профессиям.

С первого дня производственного обучения студент, как правило, становится членом команды, и вместе с мастером включается в работу. Разумеется, вначале молодому человеку не доверяют ответственные или опасные задания, но и не привлекают к неквалифицированному труду. Соотношение теоретических занятий и практики варьируется от предприятия к предприятию. Распространенной является схема, при которой студент 4 дня работает и 1 день учится. Такая схема является привлекательной для предпринимателей, поскольку позволяет осуществлять найм сотрудников, имеющих необходимый опыт работы в конкретной организации и разделяющих её ценности. Так, в федеральной земле Бавария около 80% студентов после завершения обучения остаются на предприятиях, в которых проходили практику.

Проектом изначально были предусмотрены модельные условия. Важно было создать прецедент «перекрестной» оценки, выявить сходство и различие требований к квалификации и ее подтверждению, понять, возможен ли в дальнейшем единый экзамен, по результатам которого соискатели будут получать документ, одинаково признаваемый в обеих странах. В число участников с обеих сторон вошли либо учащиеся последних курсов колледжей, либо выпускники, недавно завершившие обучение. Для молодых людей особенно важно чувствовать себя «защищенными» признаваемой квалификацией.

Проект реализуется в несколько этапов. Первый шаг – обмен комплектами заданий для профессиональных экзаменов и учебными планами для предварительного анализа и адаптации материалов, серия онлайн-совещаний, в ходе которых обсуждаются организационные и содержательные вопросы. Несмотря на общность подходов к оценке, принятых в двух странах, есть и специфические черты. Их выявление позволяет экспертам-экзаменаторам исключать вопросы, имеющие национальную специфику, связанную, например, с законодательствами двух стран.

В целях соблюдения единства целей и задач проекта, а также распределения ответственности участники заключают соглашения о сотрудничестве.

Далее – практическая фаза проекта. Студенты из России сдают профессиональные экзамены в Германии с использованием немецкого инструментария, а немецкие студенты – экзамен в России по российским профессиональным стандартам. Экзамен состоит из теоретического и практического этапа и проходит на родном для испытуемых языке.

По итогам сданных экзаменов учащиеся получают аналог документа о квалификации, выдаваемой в стране прохождения экзамена. Данный документ не имеет юридической силы в стране предъявления и является лишь подтверждением успешного участия в проекте.

В результате реализации проекта страны-участницы получают возможность:

  • провести сопоставление отраслевых квалификационных структур России и Германии, определить номенклатуры возможных сопрягаемых профессий и квалификаций в сфере автомобилестроения;
  • изучить и сопоставить требования к профессиям, квалификациям;
  • исследовать и сопоставить оценочные средства, применяемые для процедуры оценивания профессии, квалификации;
  • изучить практические подходы к реализации трудовых функций непосредственно на производстве в стране-партнере;
  • установить деловые контакты с зарубежными партнерами.

В 2018 году работа в рамках проекта велась по модельному признанию квалификации «Парикмахер». В нее включились Совет по профессиональным квалификациям в индустрии красоты, Центральный союз немецких парикмахеров, Федеральный институт профессионального образования и обучения (Германия).

Все соискатели успешно справились с испытаниями. Обе стороны получили ценный опыт, возможность посмотреть «со стороны» на собственную систему оценки квалификаций, понять уникальность национального подхода и определить направления совершенствования сложившейся традиции.




Именно поэтому Национальное агентство приняло решение пролонгировать проект в 2019 году. В качестве нового объекта эксперимента была определена не менее востребованная, но более наукоёмкая квалификация – «Автомехатроник по ремонту автотранспортных средств». Участниками на новом этапе стали Министерство образования и науки Германии, Совет по профессиональным квалификациям в автомобилестроении, созданный на базе Объединения автопроизводителей России, ПАО «КАМАЗ», Международный концерн TÜV Rheinland Group, Российско-Германская внешнеторговая палата (АНК), Федеральный институт профессионального образования и обучения (BIBB, Германия).

После предварительной экспертно-консультационной подготовки и формирования комплектов оценочных средств учащиеся Технического колледжа имени В.Д. Поташова и Камского государственного автомеханического колледжа имени Л.Б. Васильева из города Набережные Челны посетили Берлин, где на площадке Академии TÜV сдали теоретический и практический экзамены по стандартам, принятым в Германии. На каждый этап испытания отводился отдельный день.

Экзамен для россиян проходил в строгом соответствии с принятой в Германии процедурой. Первый день начался с проверки документов, подписания ведомостей участников экзамена и диагностики самочувствия испытуемых (могут ли те быть допущены к испытаниям по медицинским показаниям).

На теоретический этап было отведено 4 часа с перерывом в 30 минут после первых двух часов. По правилам Торгово-промышленной палаты Германии, отвечающей за проведение независимых профессиональных экзаменов по квалификации «Автомехатроник», вопросные листы и формы для заполнения ответов выдаются испытуемым исключительно на бумажном носителе. Данные документы подлежат хранению в течение 10 лет после проведения экзамена.

Теоретическая часть была проведена в форме письменных развернутых ответов на вопросы, сформулированные как кейсы. Это позволяет проблематизировать содержание оценочных средств. Практическая часть рассчитана на 8 часов и включает в себя задания по предпродажной подготовке автомобиля, поиску неисправностей в работе механизмов, диагностике электронных систем и электрооборудования.

Объективность результатов проекта достигалась за счет того, что немецкая сторона вплоть до момента выдачи студентам экзаменационных заданий не раскрывала их содержание. Технологические карты не предоставлялись заблаговременно. Технический инструктаж испытуемых и знакомство с инструментами и оборудованием были проведены накануне экзамена. Таким образом, студенты были поставлены в условия, максимально приближенные к реальной деятельности.

Далее экзаменационную эстафету приняла Россия. Испытания для немецких учащихся были организованы на экзаменационной площадке ПАО «КАМАЗ» – в корпоративном учебном центре МИТТУ (РИПТиБ) и учебно-технологическом комплексе, расположенном непосредственно на заводе. Экзамен сдавали немецкие студенты, проходившие обучение в рамках дуальной системы в сервисных центрах, специализирующихся на обслуживании автомобилей Mercedes. В ходе визита немецким гостям показали учебные комнаты, центр прикладных квалификаций машиностроения, IT-парк. Кроме того, студенты смогли познакомиться с производственными мощностями предприятия и попрактиковаться в управлении большегрузным автомобилем.

Теоретическая часть длилась 2 часа. Испытания были проведены в привычном для России онлайн-формате. Эта особенность вызвала интерес у экспертов из Германии, поскольку процедура экзамена оптимизируется, снижается ее затратность. Однако нельзя не отметить, что преобладание вопросов с выбором ответа ограничивает возможности для оценки – ведь в этом случае можно оценить лишь уровень знаний. Анализ немецких материалов (заданий-кейсов) показал возможности их адаптации в российских условиях для проблематизации содержания теоретических заданий без нарушения требований тестологии.

Практический этап был рассчитан на 8 часов и по аналогии с немецким экзаменом включал в себя задания на проведение предпродажной подготовки автомобиля, диагностики неисправностей в работе механизмов, дефектовку и ремонт двигателя. Определенные трудности у студентов из Германии вызвало задание, связанное с диагностикой двигателя, поскольку сервисные центры, обслуживающие автомобили Mercedes в ФРГ, не ремонтируют двигатели сами, а направляют их производителю. Тем не менее, требования к заявленной квалификации предусматривают выполнение подобных работ. В связи с открывшимся обстоятельством экзаменационная комиссия пошла на единственную уступку испытуемым: время на выполнение задания было увеличено.

Несмотря на высокую ответственность и связанное с ней волнение, и российские, и немецкие студенты показали высокие результаты (от 75% до 100% успешно выполненных заданий).

К оценке результатов экзамена были привлечены высококвалифицированные эксперты. Российских студентов оценивали экзаменаторы из Торгово-промышленной палаты Германии, немецких – специалисты ПАО «КАМАЗ» (Набережные Челны) и ООО «Бизнес-Кар» (Москва).

Проект показал свою результативность, поэтому представители ПАО «КАМАЗ» приняли решение о его пролонгации в 2020-2021 гг., расширив спектр модельных квалификаций. Теперь в качестве объекта исследования выбрана квалификация «Мехатроник»[1]. Германия уже объявила тендер на поиск организации-партнера с немецкой стороны.

Также в 2020 г. к работе присоединился Совет по профессиональным квалификациям агропромышленного комплекса. С немецкой стороны в проект вошло сельскохозяйственное предприятие DEULA-Nienburg. В течение года была проведена вся необходимая методическая работа, при этом, в отличие от прошлых лет, она велась не по одной, а по двум квалификациям: «Техник-механик в сельском хозяйстве – агромехатроник» и «Мастер сельскохозяйственного производства – фермер». Экзаменационные мероприятия запланированы на 2021 год. Впервые будет апробирован дистанционный формат теоретической части экзамена. Для этого будет использована цифровая платформа «Онлайн-экзамен».

Опыт проекта по модельному оцениванию квалификаций подтверждает заинтересованность в нем обеих сторон. Результаты оценки качества подготовки студентов, мнение иностранных экспертов о полноте и корректности оценочных средств позволяют получить важную информацию о состоянии национальной системы квалификаций и ее отраслевых сегментов. Это своего рода экспертиза актуальности и достаточности системы, а также инструмент для выбора перспектив развития.

Следующим шагом в развитии двусторонних отношений России и Германии может стать разработка единого механизма признания квалификаций (документов о квалификации) между двумя государствами.

Методическая работа, связанная с формированием согласованного понимания процесса двустороннего признания, уже проделана. На надстрановом уровне сложилось общее понимание термина «квалификация», единых критериев объективности и достоверности оценки, содержания оценочного инструментария. Для совместной работы сформирован необходимый задел. Перспективы сближения систем квалификаций двух стран будут обсуждаться в мае нынешнего года в ходе российско-германской конференции «Признание квалификаций» с участием профильных экспертов от обеих стран.

 Иван Митрофанов,

Советник по региональному развитию и международным связям Национального агентства развития квалификаций

[1] В отличие от квалификации «Автомехатроник», позволяющей проводить комплексную диагностику и ремонт автомобильного транспорта, квалификация «Мехатроник» предполагает наличие более широкого спектра компетенций в области механики, электроники и информатики и не связана исключительно с автотранспортом.





Материалы
Международное признание квалификаций.pdf
Согласие на обработку файлов cookies
Продолжая использовать сайт, Вы даете АНО НАРК (ИНН 7 710 475 530), согласие на обработку файлов cookies и пользовательских данных. Если Вы не хотите, чтобы Ваши вышеперечисленные данные обрабатывались, просим отключить обработку файлов cookies и сбор пользовательских данных в настройках Вашего браузера или покинуть сайт.