Статьи
17.01.2023
Кадры для цифровой экономики: опыт Университета Иннополис

Опыт Университета Иннополис по подготовке кадров для цифровой экономики по различным направлениям, а также опыт реализации проектов по развитию компетенций в части владения цифровыми технологиями.

Главный фактор для технологического развития страны — это подготовка кадров, которые будут работать в условиях цифровой экономики. Причем речь идет не только об обучении специалистов компьютерных наук, но и о прорывных исследованиях, прикладных разработках. Все эти направления объединяет Университет Иннополис.

Уже 9 лет Иннополис готовит кадры для цифровой экономики России. В 2021 / 2022 учебном году в вузе учатся бакалавры, магистры и аспиранты. Всего 893 студента по 175 дисциплинам. Они изучают информатику и вычислительную технику, анализ данных, искусственный интеллект, робототехнику, компьютерное зрение, кибербезопасность и управление разработкой ПО.

В 2021 году мы выпустили 208 молодых специалистов, 100 % которых устроились работать в российские компании Сбертех, Яндекс, Тинькофф, S7, Мегафон, Qiwi, Сбербанк, МТС.

Кроме того, в Университете Иннополис широко развито дополнительное образование для всех категорий слушателей.

Уникальность Университета Иннополис

Иннополис работает по уникальной для России модели, сочетающей образование, науку и бизнес.

Университет был создан для того, чтобы дать новый вектор развития подготовке высококвалифицированных кадров по ИТ специальностям для выведения отечественной инновационной индустрии на новый уровень. Иннополис предоставляет студентам возможность получить актуальное образование, выбрав наиболее востребованные специальности и обзавестись реальными кейсами, созданными в рамках выпускных работ. Учеба построена таким образом, чтобы уделять как можно больше внимания практическим проектам и лабораторным работам, максимально приближенным к реальным задачам, с которыми предстоит столкнуться в работе. После завершения учебы, в зависимости от программы, выпускники могут стажироваться в ведущих ИТ-компаниях.

Кроме того, Иннополис проводит научные исследования в рамках 16 лабораторий, сотрудничает со 153 ведущими ИТ-компаниями России и 53 академическими партнерами. Нельзя не упомянуть и о том, что университет проводит ежегодные стратегические сессии с представителями бизнеса.

Иннополис — это проект мирового масштаба. Одна площадка объединяет условия не только для комфортной работы и учебы, но и для проживания молодых ИТ-специалистов и их семей. Иннополис представляет собой город, в котором есть все необходимое: дома, детские сады, школы, оздоровительные, спортивные учреждения и т.д.

Первоначально проект предполагал создание инновационного центра с рабочим названием «IT-деревня». Центральной идеей было создание автономного населенного пункта с офисами, жилыми домами, всей необходимой инфраструктурой. Предполагалось проживание 50 тысяч человек, среди которых были специалисты в области цифровых технологий и их семьи.

Местом для осуществления проекта стали 1,4 тысячи гектаров в Верхнеуслонском районе Республики Татарстан. В 2011 году название сменилось на более точное, и будущий город стал называться «Иннополис». Строительство началось с сердца города — Университета Иннополис. Несмотря на более скромные планы, было решено увеличить проектную численность населения города. Цифра, о которой идет речь, составила 155 тысяч человек. Это гарантия роста города на десятки лет вперед. Уже сейчас мы можем видеть осуществление этого плана, так как Университет Иннополис, как и весь город, идет по пути непрерывного развития, инноваций и передовых идей.

Проект опорного образовательного центра

Проект по подготовке кадров направлен на масштабирование модели обеспечения приоритетных отраслей Российской Федерации высококвалифицированными кадрами, востребованными в условиях цифровой экономики. Как происходит работа? В основе проекта лежит создание образовательной экосистемы, объединяющей государство, индустрию, образовательные организации для эффективного взаимодействия и решения актуальных проблем. Такой подход позволяет повышать квалификацию преподавателей, актуализировать образовательные программы и внедрять их в учебный процесс, реализовывать сетевые программы обучения, обеспечивать участие индустрии во всех этапах реализации проекта.

Одной из главных, успешно решенных задач проекта была регулировка отношений индустрии с образовательными организациями и гармонизация образовательного контента с теми потребностями, которые существуют в реальном секторе экономики. Это уникальный опыт, так как Университет Иннополис является первой организацией в стране, которая работает в данном направлении.

В основе проекта лежит три приоритетных направления: повышение квалификации преподавателей и методистов, актуализация образовательных программ и обновление профессиональных стандартов. Подробно расскажем о каждом из них.

Повышение квалификации преподавателей и методистов

В рамках этого направления преподаватели и методисты высших и средних учебных заведений получают возможность актуализировать основные профессионально-образовательные программы и рабочие программы дисциплин в части тех цифровых технологий, которые актуальны для отрасли.

К образовательному процессу в первую очередь привлекается индустрия с реальными кейсами из реального сектора экономики. Индустрия обучает педагогов тому, что сейчас актуально в части цифровых технологий, и на основе этих данных преподаватели могут актуализировать свои образовательные программы, чтобы затем обучать по ним студентов. Это необходимо, чтобы молодые специалисты были наиболее востребованы и знали реальное положение дел в той отрасли, в которой они будут работать.

Кроме того, используя полученный опыт, была разработана матрица цифровых компетенций, на основе которой проходит ассессмент преподавателей. Перед началом обучения все преподаватели и методисты проходят оценку уровня компетенций по различным направлениям, главным из которых является диджитал. Уровень компетенций замеряется в разные периоды: в начале, в середине обучения и по его итогам. Это позволяет увидеть реальную картину и оценить результат.

Общее количество преподавателей, завершивших обучение по разработанным программам ДПО в рамках проекта, в 2021 году, составило 16 189 человек. Также, в рамках реализации запланированных мероприятий, были актуализированы, и рекомендованы к тиражированию 30 основных профессиональных образовательных программ с цифровой составляющей для профессий приоритетных отраслей экономики и по ИТ-специальностям.

Всего с 2016 года курсы повышения квалификации и профессиональной переподготовки на базе Университета Иннополис прошли 40 тысяч человек, 30 тысяч из них — в рамках федерального проекта «Кадры для цифровой экономики».

Актуализация образовательных программ

Вклад Университета Иннополис в развитие цифровой экономики заключается не только в подготовке кадров, но и в обновлении основных образовательных программ, которое ВУЗы реализуют через конкурсные процедуры.

Каждый год актуализацию проходит не менее 30 основных  профессиональных образовательных программ по приоритетным отраслям. Обновления касаются программ, которые готовят специалистов по направлениям: образование, здравоохранение, информационно-коммуникационные технологии, городское хозяйство, добывающая промышленность, обрабатывающая промышленность, транспортная инфраструктура, энергетическая инфраструктура, сельское хозяйство и агропромышленный комплекс и финансовые услуги.

Ключевую роль в процессе актуализации играют 11 рабочих отраслевых групп, в которые входят представители ФОИВ, РОИВ, Российской академии наук, Советов по профессиональным квалификациям, Национального Агентства Развития Квалификаций, ВУЗов, ИТ-компаний. Возглавляют отраслевые рабочие группы заместители министров отраслевых министерств.

Результаты проекта по обновлению образовательных программ можно оценить уже сейчас. Вместе с Казанским федеральным университетом, МГУ им. И.М. Сеченова, МГТУ Станкин и другими ведущими российскими вузами специалисты нашего университета актуализировали 30 основных профессиональных образовательных программ высшего образования: внедрили в программы цифровые технологии и сделали их востребованными для работы выпускников в условиях интернет-экономики.

В программу «Информационный менеджмент» в МГТУ им. Н.Э. Баумана добавили изучение четырех сквозных цифровых технологий, связанных с обработкой больших данных, прогнозированием, оптимизацией и моделированием. А в Воронежском государственном медицинском университете им. Н.Н. Бурденко актуализировали программу «Медицина катастроф»: внедрили работу с виртуальными симуляторами по оказанию первой медицинской помощи.

Обновление профстандартов

Для того, чтобы реализовать задуманное, была также необходима актуализация профессиональных стандартов. Именно поэтому, в соответствии с Методическими рекомендациями по разработке профессионального стандарта и Макетом профессионального стандарта, были разработаны проекты 40 актуализированных профессиональных стандартов.

В этом году работа проводилась совместно с ВНИИ труда, под кураторством Университета. Советам по профессиональным квалификациям был отправлен запрос на профессиональные стандарты, которые необходимо актуализировать в приоритетном порядке. Затем внутри рабочих групп был скорректирован и утвержден перечень стандартов, а после — запущен процесс актуализации, в котором также участвовала индустрия, образовательные организации и все заинтересованные лица.

Консорциум образовательных организаций

В рамках проекта Опорного образовательного центра был создан Консорциум образовательных организаций, который позволит масштабировать модель обеспечения приоритетных отраслей высококвалифицированными кадрами. Консорциум является площадкой, которая объединяет множество образовательных организаций высшего образования и СПО, предоставляя возможности для совместной работы над актуализацией образовательных программ с учетом потребностей современного рынка.

Участники Консорциума получают новый опыт совместной работы по формированию и последующему внедрению цифровых инструментов в образовательные программы. Они могут привлечь новых партнеров из индустрии. Студенты организаций-участников получают возможность формировать профили компетенций по использованию информационных и сквозных технологий. Кроме того, участники Консорциума могут проходить конкурсы на актуализацию основных профессиональных образовательных программ и принимать участие в повышении квалификации.

Сейчас консорциум насчитывает 691 организацию из 82 субъектов Российской Федерации, из них: 378 организаций высшего образования, 304 организаций среднего профессионального образования и 9 организаций дополнительного профессионального образования.

Консорциум помогает унифицировать и стандартизировать основные подходы к обучению, кадров для цифровой экономики, формировать образовательные модули по цифровым компетенциям для преподавателей и студентов. Так, государственные приоритеты, направленные на поддержку и развитие IT-отрасли, будут учтены в образовательных программах страны.

Мероприятия в области цифровой экономики

Помимо образовательных программ, Университет Иннополис уделяет особое внимание организации мероприятий, объединяющих всех, кто заинтересован в технологическом развитии страны. С 29 марта запущен проект «Недели приоритетных отраслей экономики», который реализует Опорный образовательный и Единый методологический центры на базе Университета Иннополис при поддержке Минцифры РФ, Минпромторга РФ и федеральных отраслевых министерств. Одна из успешно выполненных задач проекта — экспертное обсуждение процессов импортозамещения в отечественной ИТ-отрасли.

Еще одним знаковым мероприятием стал крупнейший в России форум о цифровой трансформации в образовании, бизнесе и госуправлении Digital Innopolis Days 2021. Его целью был обмен опытом среди представителей вузов, бизнеса, федеральных и региональных ведомств и ИТ-компаний.

Форум объединил 3 000 участников из России, Франции, США, Сингапура, Германии, Великобритании и других стран. На DID выступили 250 спикеров с докладами об искусственном интеллекте, цифровых университетах, коммерциализации вузов и метавселенной.

Министр цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Максут Игоревич Шадаев отметил, что это уникальное мероприятие, так как обсуждение подобных проектов на таком уровне прошло впервые. Следующее мероприятие по цифровой трансформации DID Online пройдёт 28 апреля, а также DID Summer Camp 30 июня — 2 июля 2022 года.

Онлайн-платформа для образовательных учреждений

Ещё один важный образовательный проект Университета Иннополис, запущенный в сентябре 2021 года, — онлайн-платформа с бесплатным доступом к цифровому контенту для общеобразовательных и средних профессиональных образовательных организаций России —  https://educont.ru/.

Партнерами цифровой образовательной платформы стали 14 онлайн-сервисов, среди которых Учи.ру, Фоксфорд, Мобильное электронное образование, 1С: Урок и другие. Платформа расширит выбор верифицированного образовательного контента и поможет учителям в освоении ключевых компетенций цифровой образовательной среды. Сервис создан по инициативе Минпросвещения и Минцифры России в рамках федерального проекта «Кадры для цифровой экономики» национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации».

Бесплатный доступ к онлайн-контенту уже получили 200 тысяч педагогов и 1,5 миллиона школьников, к проекту присоединилось 29 167 школ и организаций СПО из 85 регионов. В 2024 году бесплатный онлайн-доступ к материалам получат все образовательные организации общего и среднего профессионального образования.

Внимательно рассмотрев все инициативы, которые успешно осуществляет Университет Иннополис, можно прийти к выводу, что он является не просто площадкой для реализации проектов по подготовке кадров для цифровой экономики России. Иннополис — это центр, объединяющий процесс цифровизации всех уровней образования — от школьного и средне-специального до высшего и дополнительного профессионального, уделяя особое внимание подготовке нового поколения ИТ-специалистов.

Автор: Кирилл Семенихин, Директор Автономной некоммерческой организации высшего образования «Университет Иннополис»
Согласие на обработку файлов cookies
Продолжая использовать сайт, Вы даете АНО НАРК (ИНН 7 710 475 530), согласие на обработку файлов cookies и пользовательских данных. Если Вы не хотите, чтобы Ваши вышеперечисленные данные обрабатывались, просим отключить обработку файлов cookies и сбор пользовательских данных в настройках Вашего браузера или покинуть сайт.