Авторы: Павел Свистунов, первый заместитель генерального директора Национального агентства развития квалификаций, Светлана Власова, советник по региональному развитию и международным связям Национального агентства развития квалификаций
Сегодня практически на всех площадках, как федерального, так и регионального или отраслевого масштаба выносятся на первый план вопросы, связанные с кадровым голодом в российской экономике. В особенности это касается квалифицированных рабочих.
Вопросу развития рынка труда в Российской Федерации было посвящено и расширенное заседание президиума Государственного Совета, состоявшееся 21 сентября 2023 года в Нижнем Новгороде, по итогам которого Президент России утвердил перечень поручений, четыре из которых касаются развития Национальной системы квалификаций (НСК).
Миссией системы в этой ситуации является обеспечение трансляции текущих и перспективных потребностей рынка труда в содержание образовательных программ среднего профессионального и высшего образования, программ профессиональной переподготовки.
Системное взаимодействие работодателей и организаций среднего и высшего образования посредством применения инструментов НСК уже удается организовать в целом ряде регионов.
Государственно частное партнерство – основа стратегии развития кадрового обеспечения Белгородской области
Развитие качества системы образования в соответствии с региональной стратегией социально-экономического развития на период до 2030 года[1] относится к числу основных направлений развития человеческого капитала и социальной сферы Белгородской области. Долгосрочной целью развития системы профессионального образования является выстраивание бесшовной траектории подготовки кадров для экономики региона, обеспечивающей сохранение человеческого потенциала и его интеграцию в новые технологически интенсивные производственные цепочки. В число приоритетных направлений вошла реализация программ опережающей профессиональной подготовки школьников 8 - 9-х классов на базе профессиональных образовательных организаций. Она подразумевает создание инфраструктуры, обеспечивающей полное воспроизводство производственных процессов, а также формирование региональной системы наставничества для сотрудников предприятий по приоритетным направлениям экономики для сопровождения студентов, обучающихся по программам практической подготовки и т.д. Таким образом, основным стратегическим приоритетом является сохранение областной системы профессионального образования, в том числе современных форматов государственно-частного партнерства, дуального обучения, подготовки кадров для инвестпроектов.
В этих целях в регионе предусмотрено в числе прочего создание малых предприятий на базе профессиональных образовательных организаций по модели «колледж – завод», где колледж воспроизводит бизнес-процесс, помогает вырабатывать практические навыки, создает полноценные рабочие места для студентов с оплатой труда.
Стратегический проект региона – «Бесшовная система роста профессиональных компетенций и трудоустройства». Он включает комплекс мероприятий, например предоставление грантов организациям системы образования и реального сектора на разработку новых образовательных программ по перспективным профессиям и другие.
Регион постоянно увеличивает количество участников среди колледжей Белгородской области в федеральном проекте «Профессионалитет» в модели партнерства колледжей с предприятиями. Пилотными колледжами выступают Губкинский горно-политехнический совместно с АО «Комбинат КМАруда», Белгородский машиностроительный техникум совместно с ООО «Белэнергомаш-БЗЭМ», Старооскольский техникум технологий и дизайна совместно с ООО «КО «Славянка», Бирючанский техникум совместно с ГК «ЭФКО», Борисовский агромеханический техникум совместно с Борисовским заводом мостовых металлоконструкций им. В.А. Скляренко.
С целью формирования системы государственно-частного партнерства в сфере подготовки кадров Белгородской области губернатором утверждены[2] Положение об отраслевых советах работодателей и их составы по восьми отраслям экономики. В их числе: социальная сфера, машиностроение, энергетика и промышленность, добыча полезных ископаемых и металлургия, сфера потребительского рынка, сельское хозяйство и перерабатывающая промышленность, строительство, жилищно-коммунальное хозяйство, а также транспорт и дорожное строительство.
Советы участвуют в развитии системы независимой оценки качества подготовки кадров и в профессионально-общественной аккредитации образовательных программ, в обсуждении направлений развития и проблем независимой оценки квалификации и применения профессиональных стандартов и др. Советы также имеют право определять основные направления развития профессиональных квалификаций в соответствующих отраслях экономики, формировать предложения по популяризации профессий, специальностей, направлений подготовки, по повышению качества работы образовательных организаций.
Координирует деятельность советов министерство образования Белгородской области.
Опыт Татарстана по модернизации профобразования
В Республике Татарстан с 2014 года реализуется региональная государственная программа развития образования и науки[3], в числе подпрограмм которой «Развитие профессионального и послевузовского образования и повышение квалификации работников данной сферы». Координатором этой работы выступило региональное министерство образования и науки.
Мероприятия подпрограммы направлены на обеспечение во взаимодействии с работодателями опережающего развития человеческого потенциала региона, а также широких возможностей для различных категорий граждан в приобретении необходимых квалификаций на протяжении всей жизни, что работает в интересах развития республики. В числе целей – модернизация профессионального образования, в том числе посредством внедрения адаптивных, практико-ориентированных и гибких образовательных программ в 100 процентах профессиональных образовательных организаций к 2024 году.
Частно-государственное партнерство в регионе осуществляется в следующих направлениях:
- профориентационная работа в общеобразовательных и профессиональных образовательных организациях;
-
обеспечение целевого обучения и трудоустройства выпускников профессиональных образовательных организаций;
-
организация обучения по краткосрочным образовательным программам;
-
участие в реализации технологии дуального и практикоориентированного обучения;
-
реализация образовательного процесса профессиональными образовательными организациями на базе предприятий и реализация сетевых образовательных программ;
-
организация на предприятиях практических занятий для студентов и стажировок для преподавателей профессиональных образовательных организаций;
-
модернизация материально-технической базы профессиональных образовательных организаций;
-
участие в разработке вариативной части профессиональных образовательных программ;
-
оценка квалификаций и компетенций, общественно-профессиональная аккредитация профессиональных образовательных программ.
В ходе реализации подпрограммы были выработаны модели модернизации профессиональных образовательных организаций при участии ведущих работодателей Татарстана. Основные из них включают в себя заключение концессионных соглашений, предусматривающих размещение оборудования предприятиями на отдельных площадях образовательных организаций.
Одной из наиболее успешных практик государственно-частного партнерства является совместный проект «КАМАЗа» и Министерства образования и науки Республики Татарстан[4] – многофункциональный центр прикладных квалификаций машиностроения в Набережных Челнах. Основная цель создания такого центра – обеспечение подготовки высококвалифицированных рабочих кадров для предприятий машиностроительной отрасли по краткосрочным образовательным программам, формирование у работников прикладных навыков и компетенций, востребованных на современном производстве. На базе многофункционального центра функционируют специализированные лаборатории, мастерские и учебные кабинеты, оснащенные современным оборудованием. При этом часть оборудования закуплена за счет средств бюджета региона (порядка 30 млн рублей).
В целях повышения качества подготовки кадров при поддержке регионального министерства образования и науки и «КАМАЗа» на базе Технического колледжа им. В.Д. Поташова в 2017 году создан ресурсный центр. Общий объем вложений из бюджета республики составил 141,1 млн рублей. В 2019 году при поддержке «КАМАЗа» в колледже создана специализированная лаборатория «Промышленная робототехника», оснащенная современным роботизированным оборудованием.
Затраты на создание лаборатории составили 33 млн рублей, в том числе средства предприятия – 21 млн рублей, средства министерства образования и науки – 12 млн рублей. Также в колледже создана лаборатория для подготовки кадров по специальности «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта», где студенты осваивают передовые технологические процессы разборки-сборки двигателей и практические навыки работы на современном оборудовании.
Помимо этого, по итогам конкурсного отбора, проведенного Министерством просвещения Российской Федерации, в Татарстане в 2022 году создан образовательно-производственный центр «Профессионалитет» на базе Елабужского политехнического колледжа по направлению «Машиностроение» в сотрудничестве с АО «Особая экономическая зона промышленно-производственного типа «Алабуга». Организациями-партнерами при реализации проекта также выступают Набережночелнинский политехнический колледж, Технический колледж им. В.Д. Поташова и Камский государственный автомеханический техникум имени Васильева. Миссия центра – интеграция профессиональных образовательных организаций и организаций, действующих в реальном секторе экономики Татарстана, апробация системных изменений в сфере подготовки квалифицированных рабочих и специалистов, обеспечение потребности предприятий отрасли максимально адаптированными профессионалами путем создания гибкой системы подготовки кадров, отвечающих современным инновационным технологиям.
Дуальное обучение в Татарстане
С целью формирования у учащихся общих и профессиональных компетенций по рабочей профессии, а также приобретения ими практических навыков работы в соответствующей области в республике с 2014 года практикуется дуальное обучение.
Для регулирования данной практики на уровне региона утвержден Порядок организации и проведения дуального обучения учащихся профессиональных образовательных организаций, реализующих программы среднего профессионального образования Республики Татарстан[5]. Дуальное обучение, в соответствии с установленным порядком, реализуется на основе договоров, заключаемых между предприятием и образовательной организацией, и между учащимся и предприятием (ученический договор).
Образовательная организация совместно с предприятием разрабатывает и утверждает программу дуального обучения, рабочий учебный план по профессии (специальности), годовой календарный график, план мероприятий по обеспечению образовательного процесса.
Помимо прочего предприятие на период проведения дуального обучения обеспечивает учащихся доставкой на предприятие, питанием, специальной одеждой (формой) по нормативам, устанавливаемым в соответствии с законодательством, средствами производства, расходными материалами, проживанием (при необходимости и наличии возможности).
Оценка общих и профессиональных компетенций учащихся, сформированных им в процессе дуального обучения, организуется образовательной организацией с участием представителей предприятия.
Ежегодно по дуальной системе в регионе обучается более 3 тыс. студентов профессиональных образовательных организаций, за которыми закреплено около 500 наставников.
Одной из наиболее успешных практик развития дуального обучения в регионе является проект[6], реализуемый на базе завода «РИМЕРА-АЛНАС» и Альметьевского профессионального колледжа при поддержке Правительства республики – «Колледж будущего Татарстана». Его основная задача – обеспечить соответствие квалификации выпускников профильных машиностроительных профессий и специальностей требованиям современных машиностроительных предприятий республики и в частности, «РИМЕРА-АЛНАС». В колледже практикуется немецкая система дуального образования: 40% учебного времени уделяется теории, а 60% практическим занятиям в лабораториях на высокотехнологичных тренажерах и промышленном оборудовании, которое идентично с тем, что используется на производстве. Первых студентов в своих стенах он принял в 2013 году, первый выпуск состоялся в 2017 году.
Главным мероприятием в рамках реализации проекта стало строительство на территории завода учебно-лабораторного комплекса площадью более 1 тыс. кв. метров, в котором учащиеся колледжа приобретают навыки работы на токарном, фрезерном, электротехническом, сварочном оборудовании, изучают основы программирования, CAD/CAM технологий, проектирования и моделирования, осваивают металлургию, мехатронику, робототехнику, гидро- и пневмоавтоматику.
Участие в проекте предусматривает ряд бонусов для студентов:
-
возможность проходить производственную практику и оплачиваемую летнюю стажировку на заводе;
-
социальный пакет, включающий бесплатное питание и бесплатное медицинское обслуживание;
-
дополнительные стипендии студентам, обучающимся на «хорошо» и «отлично», а также призерам соревнований по стандартам WorldSkills;
-
удобная спецодежда – белые халаты для занятий в лабораторном корпусе и желтые комбинезоны для практики в цехах и занятий в экспериментальном зале.
Кроме того:
-
за каждым студентом закреплен наставник из числа опытных производственников; студенты принимают участие во всех культурно-массовых, спортивных и научно-практических мероприятиях, проводимых на заводе;
-
после окончания обучения лучшие выпускники проходят обязательную военную службу в подшефной воинской части в поселке Мирный Самарской области.
За все время реализации проекта выпускниками колледжа уже стали более 300 ребят, сейчас в «Колледже будущего Татарстана» проходит обучение порядка 450 студентов по шести специальностям и профессиям: «Оператор станков с программным управлением», «Литейное производство черных и цветных металлов», «Технология машиностроения», «Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования», «Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования», «Слесарь механосборочных работ (мастер)». Стоимость подготовки одного студента составляет около 100 тыс. рублей, 20% этой суммы оплачивает «РИМЕРА-АЛНАС».
Все больше и чаще на уровне субъектов Российской Федерации внедряются практики взаимодействия предприятий с образовательными организациями, в том числе при активном участии региональных органов власти. Департамент регионального развития и международных связей Национального агентства развития квалификаций в этом году сформировал базу региональных практик по успешному применению инструментов Национальной системы квалификаций в регионах, она размещена на официальном сайте агентства[7] и постоянно пополняется новыми кейсами. В этой базе вы сможете подробнее познакомиться с вышеназванными и другими проектами.
[1] Постановление Правительства Белгородской области от 11.07.2023 № 371-пп «Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Белгородской области на период до 2030 года»
[2] Распоряжение Губернатора Белгородской области от 27 января 2023 года № 8-р «Об отраслевых советах работодателей Белгородской области»
[3] Постановление Кабинета министров Республики Татарстан от 22 февраля 2014 года № 110 «Об утверждении Государственной программы "Развитие образования и науки Республики Татарстан на 2014–2025 годы»
[4] Многофункциональный центр прикладных квалификаций машиностроения в г. Набережные Челны
[5] Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 16.05.2015 года № 351
[6] Колледж будущего Татарстана
[7] Региональные практики использования инструментов НСК
Фото: senivpetro/Freepik.com