Статьи
19.01.2023
Качество образования в сфере железнодорожного транспорта

Для чего нужна внешняя оценка качества образования, как она формируется и какие задачи решает рейтинг образовательных организаций — обо всем этом рассказывают специалисты объединения «Желдортранс».

Традиционно в сфере железнодорожного транспорта особое внимание уделяется развитию кадрового потенциала отрасли.

Такой подход позволяет сохранять и развивать отраслевую образовательную систему, базирующуюся на девяти основных университетских комплексах. Главные задачи в области образования — это выстраивание эффективного взаимодействия в вопросах содержания образовательных программ, организация образовательного процесса, формирование актуальных требований к выпускникам, а также развитие материально-технической и учебно-лабораторной базы с учетом актуальных отраслевых технологий.     

Внешняя оценка качества обучения необходима, чтобы взаимодействие железнодорожной отрасли и системы образования было как можно более эффективным. Именно это и является одной из задач Объединения «Желдортранс» (https://www.ooorzd.ru/). Объединение выражает, защищает законные права и интересы работодателей в сфере железнодорожного транспорта, а также проводит последовательную работу, в части вопросов обеспечения отрасли квалифицированными кадрами.        

Что является основными инструментами внешней оценки качества отраслевого образования?

•        Профессионально-общественная аккредитация образовательных программ;

•        Независимая оценка квалификации;

•        Рейтинг образовательных организаций, реализующих программы среднего профессионального образования железнодорожного транспорта (https://www.ooorzd.ru/images/pdf/newpdf/22.01.pdf)

Поговорим о каждом из этих инструментов более подробно.

 

Профессионально-общественная аккредитация образовательных программ.

Профессионально-общественная аккредитация образовательных программ (ПОА образовательных программ) направлена на сближение требований работодателей и системы образования.

ПОА образовательных программ введена законом «Об образовании» еще в 2012 году, но ее активное внедрение началось в 2016 году. В рамках ПОА образовательных программ оцениваются следующие аспекты:

●       содержательные аспекты образовательных программ;

●       полнота отражения актуальной информации;

●       обеспеченность материально-техническими и учебно-лабораторными ресурсами;

●       наличие соответствующего кадрового потенциала.

Как проходит ПОА?

Процедуру ПОА всегда проводит уполномоченная организация. В сфере железнодорожного транспорта это «Желдортранс» — объединение является оператором, включенным Минобрнауки и Минпросвещения России в перечни организаций, осуществляющих ПОА образовательных программ.

Сама процедура ПОА проходит в строгом соответствии с утвержденным Советом по профессиональным квалификациям Порядком проведения профессионально-общественной аккредитации образовательных программ среднего профессионального образования, высшего образования, основных программ профессионального обучения, дополнительных профессиональных программ в области железнодорожного транспорта и критериями (https://www.ooorzd.ru/images/pdf/06/17.06.pdf).

О каких критериях идет речь? Порядком предусмотрено 20 критериев, они позволяют оценить следующие направления: материально-техническая база, кадровая обеспеченность, востребованность образовательных программ, достижения обучающихся, вовлеченность работодателя в образовательный процесс и другие.

ПОА для работодателей и образовательных организаций.

Работодатели могут использовать ПОА в качестве реального инструмента, который позволяет учитывать актуальные тренды развития производства и включать информацию о них в образовательные программы. Также ПОА помогает отслеживать обеспеченность образовательного процесса соответствующими учебными, материально-техническими ресурсами, а главное — кадровым потенциалом.

Образовательные организации могут сверять при помощи ПОА свои реальные способности и требования работодателей, предъявляемые к качеству образования. Это отличная возможность вовлечь работодателей в формирование образовательных программ, участие в деятельности организации, а также в работу с педагогическим коллективом и учениками. 

Кроме этого, Приказом Минобрнауки России от 03.04.2020 № 550 утвержден порядок проведения конкурса на распределение контрольных цифр приема по специальностям и направлениям подготовки и укрупненным группам специальностей и направлений подготовки для обучения по образовательным программам высшего образования за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета. При распределении контрольных цифр приема учитывается наличие профессионально-общественной аккредитации образовательных программ по соответствующим специальностям и направлениям подготовки и/или укрупненным группам специальностей и направлений подготовки, срок действия которой истекает не ранее завершения учебного года, на который устанавливаются контрольные цифры приема.

Ключевые показатели проведения ПОА.

Если говорить о конкретных цифрах, то на 1 января 2022 года эксперты Объединения «Желдортранс» провели ПОА и подтвердили соответствие требованиям профессиональных стандартов и рынка труда 115 образовательных программ отраслевых вузов, колледжей и техникумов. Среди них 73 — это высшее образование, 38 — среднее профессиональное, 4 — дополнительное профессиональное образование.

По итогам процедуры ПОА образовательным организациям были выданы свидетельства установленного образца. В планах на 2022 год — проведение процедуры ПОА еще по 40 программам.

Независимая оценка квалификаций выпускников образовательных организаций. 

Основная цель независимой оценки квалификаций – подтверждение того, что квалификация соискателя соответствует положениям профессионального стандарта или квалификационным требованиям, установленным федеральными законами. 

Эксперимент по совмещению государственной итоговой аттестации и независимой оценки квалификации (ГИА-НОК). 

С 2019 года Министерство просвещения Российской Федерации совместно с отраслевыми Советами по профессиональным квалификациям проводит эксперимент по совмещению ГИА-НОК выпускников. 

Независимую оценку квалификаций на железнодорожном транспорте осуществляет Центр оценки квалификаций (ЦОК ЖДТ). Первый этап — это теоретическая часть профессионального экзамена. В случае успешной сдачи выпускник проходит практическую часть экзамена, где он выполняет конкретные трудовые действия в соответствии с требованиями профессиональных стандартов. И только если обе части сданы успешно, соискателю выдается свидетельство о квалификации. 

Эксперимент по совмещению ГИА-НОК реализуется на железнодорожном транспорте с 2020 года. Он проходит на базе экзаменационной площадки Красноярского учебного центра профессиональных квалификаций. В эксперименте принимают участие студенты Красноярского института железнодорожного транспорта специальности «строительство железных дорог, путь и путевое хозяйство» по квалификации монтер пути второго разряда. 

Ключевые показатели проведения независимой оценки квалификаций и ГИА-НОК. 

Центр оценки квалификаций на железнодорожном транспорте (ЦОК ЖДТ) начал свою работу в 2015 году. В ЦОК ЖДТ организованы 37 экзаменационных площадок в 30 регионах Российской Федерации, задействовано более 500 экспертов, утверждены 61 наименование квалификаций. За время проведения эксперимента независимую оценку квалификаций прошли более 2000 человек. 

Рейтинг образовательных организаций, реализующих программы среднего профессионального образования в сфере железнодорожного транспорта 

Рейтинг необходим для того, чтобы предоставить объективную информацию о качестве обучения в образовательных организациях нашей отрасли. Это важно как для работодателей железнодорожного транспорта, так и для абитуриентов. 

Какие задачи решает рейтинг? 

Рейтинг среднего профессионального образования (СПО) на железнодорожном транспорте организуется и проводится Объединением «Желдортранс». Он выполняет сразу несколько функций: 

●       повышает качества взаимодействия работодателей и образовательных организаций в части подготовки квалифицированных работников;

●       стимулирует образовательные организации совершенствовать образовательный процесс с учетом трендов развития отрасли и интересов работодателей;

●       вовлекает работодателей в совершенствование образовательного процесса и активное участие в подготовке квалифицированных кадров. 

Процедура проведения Рейтинга СПО базируется на сборе и анализе экспертной комиссией информации по 5 основным группам критериев. Комиссия формируется Объединением «Желдортранс» из числа представителей работодателей отрасли. 

Какие критерии рассматривает комиссия:

●       востребованность образовательных программ;

●       образовательная и бытовая инфраструктура;

●       качество образовательного процесса;

●       вовлеченность во взаимодействие с работодателями железнодорожного транспорта;

●       информационная открытость. 

Подробнее остановимся на критериях Рейтинга СПО и ключевых показателях, входящих в их состав. Положение образовательной организации в рейтинге зависит от количества набранных баллов по итогам анализа представленной в результате анкетирования информации. Максимально возможное количество баллов – 100. Каждому критерию присвоено значение равное 20 баллов. Значение критериев формируется на основе значений входящих в их состав показателей, которые в свою очередь имеют свои минимальные и максимальные пороговые значения. Показатели и сформированные на их основе группы критериев, максимально всесторонне учитывают аспекты работы образовательной организации, которые, по мнению работодателей, позволяют охарактеризовать качественные и содержательные результаты, интересующие представителей отрасли.

Для примера приведем одну из групп критериев.

Вовлеченность во взаимодействие с работодателями железнодорожного транспорта:

·     наличие брендированных зон, сформированных совместно с конкретными работодателями железнодорожного транспорта;

·     участие преподавателей в мероприятиях, организуемых работодателями в целях повышения квалификации по практическим аспектам деятельности и информирования об особенностях организации технологического процесса;

·     участие представителей работодателей в занятиях, днях открытых дверей и других совместных мероприятиях;

·     доля обучающихся, направляемых на стажировки в организации железнодорожного транспорта;

·     участие преподавателей и обучающихся в конкурсах профессионального мастерства, организуемых совместно с работодателями;

·     наличие образовательных программ, разработанных при участии работодателей железнодорожного транспорта.

 

Основной задачей данного критерия является содержательная оценка взаимодействия конкретных работодателей отрасли и образовательной организации, степени участия работодателей в решении содержательных вопросов образовательного процесса и профессиональной ориентации. 

Важно отметить, что Рейтинг СПО является, прежде всего, инструментом не оценки образовательных организаций, а анализа процесса взаимодействия заинтересованных сторон и самоанализа их участия: системы образования и отрасли. 

Опыт Рейтинга СПО в 2021 году (https://www.ooorzd.ru/images/pdf/newpdf/23.04.pdf) позволил провести анализ образовательного ландшафта, что само по себе является важным результатом, так как образовательные программы СПО реализуются в более чем 100 образовательных организациях СПО, и если колледжи, входящие в состав 9 университетских комплексов, подведомственных Федеральному агентству железнодорожного транспорта, постоянно находятся в фокусе внимания отраслевых работодателей, то многие муниципальные колледжи выпадают из него.

По итогам Рейтинга для работодателей железнодорожного транспорта была подготовлена информация о действующих в их регионе присутствия образовательных организациях, реализуемых ими программах, возможностях их материально-технической и учебно-лабораторной базы, потенциале развития и т.п.

По получаемой от работодателей обратной связи, эта работа дает положительные результаты и позволяет устанавливать с образовательными организациями взаимовыгодные связи в части подготовки необходимых квалифицированных кадров.

На сайте СПК ЖДТ создан раздел «Образование», а также размещена интерактивная карта, содержащая информацию обо всех образовательных организациях, реализующих образовательные программы по направлениям железнодорожного транспорта. Содержание раздела и интерактивной карты постоянно обновляется и дополняется.

Учитывая положительный опыт, проведение Рейтинга СПО будет продолжено. В ближайшей перспективе планируется усилить его мониторинговую и аналитическую составляющую, что позволит сформировать на основе рейтинга мощный инструмент оценки потенциала отраслевой образовательной системы, участия в ее работе отраслевых работодателей и перспективных направлений развития.

Ключевые итоги и перспективы проведения Рейтинга СПО. 

В 2021 году комиссия, состоящая из 24 экспертов, изучила работу 103 учебных заведений. Среди них были подведомственные Росжелдор и муниципальные, в которых ведется обучение по железнодорожным специальностям и направлениям подготовки. 

Колледжи и техникумы были оценены по 5 группам критериев, включающим 23 показателя. Победителем Рейтинга СПО 2021 года признан Челябинский институт железнодорожного транспорта. 

В первом квартале 2022 года будут подведены актуальные итоги Рейтинга СПО текущего года. Результаты публикуются в отраслевых средствах массовой информации и размещаются на сайте Объединения «Желдортранс» www.ooorzd.ru.

Согласие на обработку файлов cookies
Продолжая использовать сайт, Вы даете АНО НАРК (ИНН 7 710 475 530), согласие на обработку файлов cookies и пользовательских данных. Если Вы не хотите, чтобы Ваши вышеперечисленные данные обрабатывались, просим отключить обработку файлов cookies и сбор пользовательских данных в настройках Вашего браузера или покинуть сайт.