Президентская платформа «Россия – страна возможностей» реализует в сотрудничестве с Министерством науки и высшего образования России проект «Оценка и развитие управленческих компетенций в российских образовательных организациях» в рамках исполнения поручения Президента России. Мы имеем значительный опыт проведения независимой оценки участников своих собственных конкурсов и проектов (Лидеры России, Мастера гостеприимства и др.) – за три года были оценены самые разные компетенции более 8 миллионов человек. Специально для реализации задач разработки, апробирования и внедрения инструментов оценки был создан Департамент оценки и методологии, который является проектным офисом данной инициативы.
Идея проекта опирается на понимании того, что российская система профессионального образования в целом, и образовательные программы в частности, направлены преимущественно на формирование профессиональных навыков (hard skills), в то время как работодатели и студенты (потенциальные кандидаты на трудоустройство) имеют вполне четкий запрос на надпрофессиональные компетенции (soft skills). Итогом проведенного анализа стала разработанная модель центров компетенций – опорных точек в вузах (а благодаря сотрудничеству с НАРК проект будет распакован в системе СПО), где каждый студент может пройти оценку и развитие своих надпрофессиональных компетенций, при этом не в отрыве от конкретного потребителя образовательной услуги – работодателя, а вместе с ним, под его чутким наставничеством, под его задачи.
Для понимания места ключевых надпрофессиональных компетенций для обучающихся и выпускников высших учебных заведений, для работодателей и для академической корпорации в целом, эксперты провели исследование ключевых надпрофессиональных компетенций, максимально востребованных ведущими работодателями Российской Федерации, при приеме на работу обучающихся и выпускников высших учебных заведений. Результаты исследования в полном объеме опубликованы в серии аналитических записок Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», Институт образования. — М.: НИУ ВШЭ, 2022. — 32 с. — 100 экз. — Современная аналитика образования. № 2 (62).
Отметим, что существующий подход, отраженный в Федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС), под компетенцией понимает способность применять знания, умения, личностные качества и практический опыт для успешной деятельности в определенной области. Тем не менее подобный подход малоприменим для целей настоящего исследования. Дело в том, что рассматриваемые деловые качества должны быть универсальными для всех студентов и молодых специалистов и иметь широкую сферу применения без привязки к определенной профессиональной области, профессии или специальности. Таким образом, для достижения целей настоящего исследования было введено понятие «надпрофессиональные компетенции». Надпрофессиональные компетенции — это универсальные деловые и управленческие качества индивидуума, позволяющие эффективно и/или наилучшим образом выполнять поставленные задачи и добиваться успеха.
Следует подчеркнуть, что большинство опрошенных в ходе исследования работодателей не только принимают во внимание уровень образования и академическую подготовленность выпускников, но также делают упор на оценку компетенций при приеме на работу. Вместе с тем, по наблюдениям работодателей, у вчерашних выпускников уровень надпрофессиональных компетенций развит недостаточно. В ответ на запросы бизнеса многие университеты корректируют учебные планы своих образовательных программ, создают учебные курсы и внеучебные мероприятия, направленные на развитие надпрофессиональных компетенций. Однако открытым остается вопрос: какие именно компетенции наиболее актуальны для студентов и молодых выпускников, чтобы они, с одной стороны, находили отклик у студентов, а с другой — соответствовали ожиданиям работодателей и потребностям рынка труда?
В ходе исследования был проведен онлайн-опрос среди представителей работодателей, сотрудников профессорско-преподавательского состава университетов и студентов российских вузов. В исследовании приняли участие 2656 респондентов: 130 представителей системы высшего образования — проректоров и преподавателей университетов, 780 представителей работодателей (HR-специалисты и управленцы), 1746 студентов.
Рис. 1. Распределение работодателей по сферам деятельности
В топ рейтинга среди всех трех групп респондентов попали 5 компетенций:
1) партнерство/сотрудничество;
2) анализ информации и выработка решений;
3) коммуникативная грамотность;
4) планирование и организация;
5) саморазвитие.
Помимо перечисленных универсальных деловых качеств, для диагностики и развития в рамках проекта «Центры компетенций» в конечный перечень были включены следующие компетенции, отражающие мнение работодателей и преподавателей: «ориентация на результат», «клиентоориентированность», «следование правилам и процедурам. Замыкают перечень компетенции «лидерство» и «эмоциональный интеллект». Следует отметить, что «эмоциональный интеллект» не вошел в топ-7 компетенций ни у одной группы респондентов, заняв 10-е место в рейтинге работодателей. Компетенция «лидерство» включена в перечень по результатам опроса студентов и преподавателей.
Сводный рейтинг среди всех трех групп респондентов представлен в табл. 1. Цветом выделены компетенции, которые включены в матрицу оценки для центров компетенций.
Таблица 1
Можно отметить значительные расхождения в мнениях среди работодателей, представителей университетов и студентов. Результаты исследования отражают текущее положение дел на рынке труда и в образовательной сфере: работодатели хотят видеть студентов, выпускников и молодых специалистов с определенным набором надпрофессиональных компетенций, в то же время университеты делают упор на развитие иных компетенций, менее важных, по мнению работодателей, студенты же имеют свою позицию и считают важными другие компетенции.
Во-первых, самое значительное расхождение выявлено на компетенции «клиентоориентированность». Работодатели отводят ей 2-е место в рейтинге, в то время как студенты и университеты ставят компетенцию на 12-е и 11-е места соответственно. Довольно очевидно, что в рамках образовательного процесса компетенция «клиентоориентированность» не проявляется и не развивается. Лишь в редких случаях (например, производственная практика) студент может столкнуться с клиентом, в то время как в образовательном процессе нет необходимости отвечать на запросы бизнеса, внешних и внутренних клиентов. Это создает очевидные трудности: для работодателя важно, чтобы его сотрудники были клиентоориентированными, однако вследствие особенностей образовательного процесса, студенты не имеют возможности развить эту компетенцию должным образом до выпуска из университета и начала профессиональной карьеры.
Во-вторых, компетенцию «ориентация на результат» студенты поставили на 11-е место, хотя по группе работодателей она является одной из важнейших (3-е место). Во многом компетенция «ориентация на результат» связана с личной ответственностью, с инициированием деятельности, которая приводит к конечной цели. Довольно очевидно, что студенты явно недооценивают необходимость компетенции для успешной карьеры и самореализации. При этом, несмотря на то что в университете они часто сталкиваются с необходимостью достижения целей (сдать контрольную/зачет/экзамен, написать курсовую и дипломную работу), цели эти внешние. Проект «Центры компетенций» одной из своих целей ставит взращивание в студентах ответственности за свое развитие и карьеру. Формирование индивидуальных траекторий развития (ИТР) студента во многом зависит от личного целеполагания обучающихся. Достижение внешних декларируемых целей не так сильно развивает компетенцию «ориентация на результат», как необходимость достижения целей, поставленных осознанно по итогам прохождения диагностики.
В-третьих, стоит отметить большой разрыв в рейтинге по компетенции «следование правилам и процедурам». Для работодателей эта компетенция является довольно важной (8-е место), в то время как студенты и представители университетов отправили компетенцию в самый «подвал» рейтинга. Возможно, в университете следование правилам и процедурам является некоей формальной частью образовательного процесса. Студентам достаточно соблюдать требования устава и правил внутреннего распорядка. Зачастую эти правила очевидные и не требуют особых усилий для их выполнения. В случае работодателей ситуация может быть сложнее. На производственных предприятиях следование правилам и процедурам не просто формальное требование, а жизненная необходимость, ведь нарушение правил может привести к катастрофическим последствиям. В больших корпорациях следование правилам и процедурам — критически важное требование для деятельности (дисциплина работников, соответствие корпоративной культуре, ценностям компании, согласование документов и вся деятельность регламентируются правилами). В результате подобного расхождения мнений между работодателями и университетом и студентами складывается следующая ситуация: студенты привыкли, что правила и процедуры — это формальность, соблюдение правил и процедур не требует усилий. Студенты могут оказаться неподготовленными к реалиям работы в компаниях и предприятиях, где деятельность сотрудников может быть жестко регламентированной, а отхождение от правил и установленных процедур приведет к ситуациям с неприятными последствиями.
В-четвертых, студенты особо отметили компетенцию «стрессоустойчивость», в то время как работодатели и университеты не отметили ее критическую значимость. Возможно, для студентов большое количество ситуаций является стрессом. Это обусловлено тем, что со многими ситуациями в своей жизни в силу возраста студенты сталкиваются впервые, в то время как работодатели и представители университетов — более опытные, «закаленные» люди. Многие ситуации уже не вызывают у них подобный стресс и тревогу, а значит, значимость компетенции «стрессоустойчивость» снижается. Исходя из этого, работодателям и университетам стоит уделить особое внимание эмоциональному состоянию молодых сотрудников, которым может быть трудно адаптироваться в новой для себя реальности и в ситуациях повышенной нагрузки. Студентам же следует осознать, что многие ситуации необходимо прожить для извлечения опыта, который позволит снизить стресс от подобных ситуаций в дальнейшем. Важно понимать, что уровень стресса у студентов и потребность в компетенции «стрессоустойчивость» могут быть определены теми изменениями, которые возникли в 2020–2021 гг. Пандемия, переход на дистанционный формат обучения, самоизоляция — настоящие вызовы для студентов, которые создают стрессовую атмосферу. Кроме того, постоянные изменения в процессе обучения, неопределенность будущего и страх выходить на рынок труда, оказаться неподготовленным к взрослой жизни или не справиться с рабочими задачами, ограниченные возможности получения реального рабочего опыта также являются стрессовыми факторами. Некоторые университеты успешно применяют программы наставничества, в которых наставники помогают преодолеть страхи и трудности.
В-пятых, компетенция «лидерство» оказалась оценена студентами и представителями университетов выше, чем работодателями. Данная компетенция является критически необходимой, когда сотрудник переходит на руководящую позицию. Однако для начинающего специалиста намного важнее брать ответственность в первую очередь за себя (компетенция «ориентация на результат»), чем за других людей (за что и отвечает компетенция «лидерство»). В университете часто говорят о том, что важно быть лидером, многие командные работы и групповое взаимодействие строятся на личности лидера группы. Однако не только эти лидеры в дальнейшем выйдут на рынок труда. Возможно, в рамках учебной и практической деятельности стоит делать упор именно на личных достижениях, личной ответственности студента. Безусловно, командная работа важна (компетенция «партнерство/сотрудничество» стоит на 1-м месте в рейтинге работодателей и студентов). Однако в командном взаимодействии необходимо уделять внимание личной ответственности каждого члена команды, предотвращая или минимизируя эффект диффузии (размытости) ответственности членов команды, когда результат работы команды во многом зависит от лидера.
В-шестых, компетенции «оказание влияния» и «стратегическое мышление» переоценены студентами и представителями университетов по сравнению с мнением работодателей. Во многом причины этого, как и в предыдущем случае, можно объяснить некоей несвоевременностью этих компетенций для начинающих специалистов. Работодателю важно получить хорошего, ответственного исполнителя, из которого в будущем вырастет лидер, руководитель. Для начинающего специалиста эта компетенция не является первостепенной.
Таким образом, результаты опроса среди групп респондентов позволили выявить наиболее значимые надпрофессиональные компетенции среди представителей работодателей, студентов, профессорско-преподавательского состава российских вузов. Также были отмечены те расхождения во мнениях, которые отражают существующую действительность на рынке труда. Цель исследования достигнута.
Подводя итог, сформируем профиль выпускника и начинающего специалиста, который соответствует требованиям работодателей:
1) партнерство/сотрудничество;
2) клиентоориентированность;
3) ориентация на результат;
4) планирование и организация;
5) анализ информации и выработка решений;
6) коммуникативная грамотность;
7) саморазвитие;
8) следование правилам и процедурам;
9) стрессоустойчивость;
10) эмоциональный интеллект;
11) лидерство.
Мнение респондентов всех групп (работодателей, представителей университетов, студентов) совпало по 5 критически важным надпрофессиональным компетенциям: «партнерство/сотрудничество», «анализ информации и выработка решений», «коммуникативная грамотность», «планирование и организация», «саморазвитие». При этом по ряду важнейших компетенций для работодателей — «клиентоориентированность», «ориентация на результат», «следование правилам и процедурам» — результаты представителей университетов и студентов не совпали. Также ряд компетенций — «стрессоустойчивость», «лидерство», «оказание влияния», «стратегическое мышление» — оказались значительно переоцененными студентами и/или преподавателями относительно мнения работодателей.
По ряду компетенций представители университетов и студенты единодушны с мнением работодателей, однако есть множество компетенций, которые представители университетов и студенты переоценивают или недооценивают, что создает опасное для рынка труда расхождение между тем, какие требования к молодым специалистам предъявляют работодатели, и тем, развитию каких непрофессиональных навыков уделяют внимание университеты и студенты.
Проект АНО «Россия — страна возможностей» по оценке и развитию надпрофессиональных компетенций обучающихся сможет помочь предотвратить опасные для рынка труда и начинающих специалистов проблемы, вызванные недостаточным пониманием требований работодателей к профилю выпускника и начинающего специалиста. Создаваемые в рамках проекта Центры компетенций на базе образовательных организаций решают актуальную задачу, обеспечивая место взаимодействия в университете студентов, работодателей и региональной власти. Центры, по сути, превращаются в платформу, где студенты сначала пройдут оценку своих надпрофессиональных навыков и компетенций (soft skills), а затем займутся их развитием. Ребята получат оценку эмоционального интеллекта, своей ориентации на результат, способности к анализу информации и принятию решений, клиентоориентированности и многих других качеств и навыков. После тестирования будет построен профиль каждого студента, на основе которого будут сформированы личные траектории развития ребят и предложены образовательные программы, разработанные ведущими вузам и корпорациями России.
Игорь Жуковский, Руководитель направления по реализации проекта «Центры компетенций» АНО «Россия – страна возможностей»