Система профессионального образования Республики Татарстан включает 87 государственных и 11 негосударственных профессиональных образовательных организаций. В 2022/2023 учебном году численность обучающихся составила более 74 тыс. студентов, в том числе по профессиям квалифицированных рабочих (служащих) ‒ более 11 тыс. человек.
Наиболее популярными направлениями подготовки являются машиностроение, техника и технология наземного транспорта, техника и технология строительства, сельское, лесное и рыбное хозяйство, экономика и управление, информатика и вычислительная техника, электро- и теплоэнергетика.
Общая занятость выпускников составляет 97,5%, при этом на трудоустройство по полученной профессии или специальности в первый год выпуска приходится 65,7%.
Формирование новой модели среднего профессионального образования, синхронизированной с прогнозными запросами отраслей экономики и региональных рынков труда,– одна из задач государственной программы «Развитие образования и науки Республики Татарстан на 2014 – 2025 годы», утвержденной постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан. Программа предполагает также вовлечение отраслевых предприятий в подготовку рабочих кадров посредством софинансирования инфраструктуры профессиональных образовательных организаций.
В рамках госпрограммы в регионе реализуется подпрограмма «Развитие профессионального и послевузовского образования и повышение квалификации работников данной сферы на 2014 – 2025 годы».
Основные цели подпрограммы ‒ обеспечение опережающего развития человеческого потенциала региона и модернизации профессионального образования. Этого возможно достичь в том числе благодаря внедрению адаптивных, практико-ориентированных и гибких образовательных программ.
Для достижения указанных целей региональные органы исполнительной власти (министерство образования и науки, министерство труда, занятости и социальной защиты, министерство промышленности и торговли, отраслевые министерства, имеющие в своем ведении профессиональные образовательные организации, другие заинтересованные министерства), а также ведомства и организации выполняют следующие задачи:
-
совершенствование региональной системы прогнозирования и мониторинга запроса на профессиональные кадры и компетенции;
-
создание условий для профессионального обучения в течение всей жизни различным категориям населения;
-
оптимизация сети профессиональных образовательных организаций;
-
модернизация процессов и технологий образовательной деятельности;
-
развитие кадрового потенциала системы профессионального образования;
-
совершенствование инструментов развития, финансовых механизмов и управления в системе профессионального образования;
-
обеспечение доступности профессионального образования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья;
-
модернизация профессионального образования, в том числе посредством внедрения адаптивных, практико-ориентированных и гибких образовательных программ.
Деятельность координируется Министерством образования и науки республики.
Подпрограмма предусматривает реализацию шести групп приоритетных мероприятий. Их перечень основан на лучших практиках разработки государственных программ в области модернизации профессионального образования, а также на предложениях ведущих предприятий и профессиональных образовательных организаций Республики Татарстан.
Первая группа ‒ мероприятия по совершенствованию региональной системы прогнозирования и мониторинга запроса на профессиональные кадры и компетенции. В рамках реализации мероприятий данного направления создана нормативно-правовая база и организовано взаимодействие органов власти, работодателей, профессиональных образовательных организаций по формированию достоверного прогноза на профессиональные кадры и компетенции на среднесрочную перспективу. В качестве инструмента технологической поддержки взаимодействия названных субъектов используется информационная система по прогнозированию потребности в профессиональных кадрах и компетенциях в Республике Татарстан. Особенности прогнозирования потребности экономики в подготовке кадров в Республике Татарстан описаны в отдельной практике.
Вторая группа ‒ мероприятия по формированию условий для профессионального обучения различных категорий населения в течение всей жизни. В их число входит:
-
разработка моделей реализации программ повышения квалификации и переподготовки кадров в профессиональных образовательных организациях;
-
разработка моделей стимулирования и поддержки непрерывного образования со стороны работодателей;
-
анализ и распространение лучших практик непрерывного образования в Республике Татарстан;
-
организационно-методическая и технологическая поддержка профессиональных образовательных организаций, реализующих программы в заочной (дистанционной) и очно-заочной (вечерней) формах;
-
поддержка реализации проектов общедоступных интернет-ресурсов, предоставляющих культурно-познавательные и открытые образовательные сервисы в различных сферах и другие.
Мероприятия третьей группы нацелены на оптимизацию сети профессиональных образовательных организаций. Основные мероприятия по созданию институциональных условий для взаимодействия профессиональных образовательных организаций и предприятий в Республике Татарстан описаны в отдельной практике. К ним, в частности, относится создание ресурсных центров по профилям подготовки и многофункциональных центров прикладных квалификаций.
Четвертая группа ‒ мероприятия по модернизации процессов и технологий образовательной деятельности в профессиональном образовании. К ним относится:
-
внедрение системы мониторинга кадровых потребностей кластеров, создание прогнозных центров;
-
создание системы дуальной подготовки студентов среднего профессионального образования на ведущих предприятиях производственных кластеров;
-
формирование системы оценки квалификации выпускников профессиональных образовательных организаций, входящих в кластеры, и другие.
В результате в Республике Татарстан формируется региональная кластерная система, объединяющая отраслевых заказчиков кадров и профессиональные образовательные организации. Отраслевые министерства и ведомства выполняют координирующую роль.
К пятой и шестой группам относятся мероприятия по развитию кадрового потенциала системы профессионального образования и мероприятия по совершенствованию инструментов развития, финансовых механизмов и управления в системе профессионального образования.
Еще одним направлением, активно реализуемым в регионе, является комплексная работа по созданию нового имиджа республиканской системы профессионального образования. При этом большое внимание уделяется освещению в средствах массовой информации мероприятий по популяризации рабочих профессий. С этой целью организуются PR-компании на региональном и муниципальном уровнях, в том числе тематические передачи, публикации о профессиях, рабочих династиях, победителях конкурсов профессионального мастерства, а также обеспечивается информационная поддержка профориентационных мероприятий.
Значительные инвестиции в рамках реализации подпрограммы направляются на обновление материально-технической базы профессиональных образовательных организаций. Поддержка оказывается тем организациям, активную заинтересованность в развитии которых высказывают профильные работодатели. Это повышает эффективность расходования бюджетных средств.
Основными результатами реализации мероприятий подпрограммы являются:
-
увеличение доли студентов, обучающихся по образовательным программам, в реализации которых участвуют работодатели, в общей численности студентов профессиональных образовательных организаций до 100 процентов;
-
увеличение количества программ СПО и профобучения, разработанных или доработанных и внедренных совместно с ведущим работодателем отрасли, до 125 единиц;
-
увеличение количества многофункциональных центров прикладных квалификаций до 25 единиц;
-
увеличение доли студентов, обучающихся по программам, предусматривающим стажировку на базовом предприятии, до 48 процентов;
-
увеличение доли образовательных организаций, создавших кафедры и другие подразделения на предприятиях, до 75 процентов;
-
увеличение числа сетевых образовательных программ до 70 единиц;
-
увеличение доли преподавателей и мастеров производственного обучения, прошедших стажировку на предприятиях работодателей, до 40 процентов;
-
увеличения количества профессиональных образовательных организаций, в которых материальное стимулирование мастеров производственного обучения осуществляется с участием работодателей, до 25 единиц.
Инновационное развитие экономики и социальной сферы Республики Татарстан предъявляет все новые требования к профессиональному образованию, его структуре, содержанию, образовательным технологиям и качеству подготовки выпускников, навыкам и компетенциям, которыми должны обладать квалифицированные рабочие и специалисты среднего звена. Учитывая эти цели, а также задачи, предусмотренные в рамках стратегических национальных приоритетов, Кабинет Министров Республики Татарстан в октябре 2023 года утвердил новую редакцию государственной программы «Развитие образования и науки Республики Татарстан». Изменения вступают в силу с 1 января 2024 года.
Госпрограмма предусматривает дальнейшую модернизацию системы профобразования в республике с учетом уже достигнутых результатов.