
В Башкирии на основании Соглашения между правительством республики и Национальным агентством развития квалификаций с 2018 года ведется системная работа по созданию и внедрению Национальной системы квалификаций (НСК).
Одно из направлений плана мероприятий (дорожной карты) по развитию НСК в Республике Башкортостан на 2021-2024 годы – внедрение профессиональных стандартов в деятельность предприятий и организаций.
Министерство семьи, труда и социальной защиты населения республики в целях оказания методической помощи государственным учреждениям, находящимся в его ведении, разработало Рекомендации по применению профессиональных стандартов. Согласно документу, внедрение профстандартов в деятельность учреждения можно разложить на несколько этапов:
● Подготовительный – создание комиссии (рабочей группы). На данном этапе определяется состав комиссии, либо рабочей группы, которая будет заниматься внедрением профессиональных стандартов, а также полномочия ее участников.
● Утверждение комплексного детализированного плана мероприятий по внедрению и последующему применению профессиональных стандартов. С этой целью комиссия изучает необходимые нормативно-правовые документы всех уровней с учетом видов деятельности учреждения и разрабатывает пошаговый план мероприятий по внедрению профстандартов.
● Реализация установленных в плане мероприятий. На этом этапе осуществляется сбор и анализ информации. В частности, составляется список профессиональных стандартов, подлежащих применению. На основе проведенного анализа рекомендуется сгруппировать должности (профессии) по критерию обеспеченности профстандартами. При этом, в связи с постоянным обновлением реестра профессиональных стандартов необходимо регулярно отслеживать появление новых утвержденных профстандартов.
Далее предлагается определить цели структурных подразделений и отдельных должностей, профессий по однородным видам деятельности, а также сравнить эти цели с основной целью вида деятельности, изложенные в профстандартах. В результате такого анализа следует принять решение о том, какие профстандарты распространяются на отдельные должности и подразделения в учреждении, а какие – нет.
После этого необходимо проанализировать соответствие должностных обязанностей, установленных для работника в трудовом договоре, должностной инструкции и иных документах, положениям профстандарта (обобщенной трудовой функции и трудовым функциям).
Следует также произвести сверку наименования должностей (профессий) в штатном расписании учреждения с «возможным наименованием должности» в профстандарте и принять решение о необходимости переименования должностей (профессий).
Следующим шагом рекомендуется провести анализ соответствия работников требованиям профстандарта по конкретной обобщенной трудовой функции сначала в части опыта и образования, а затем к знаниям и умениям.
После чего комиссия подводит и систематизирует итоги работы, представляет на утверждение руководителю учреждения отчет о результатах проведенных мероприятий.
Последним шагом рекомендуется разработать план дальнейших действий комиссии по результатам внедрения профстандартов, который может включать:
● внесение изменений в локальные нормативные акты;
● внесение изменений в трудовые договоры с работниками или заключение с ними ученических договоров о прохождении и условиях профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации;
● мероприятия по обучению тех работников, которые не обладают знаниями и умениями, указанными в профстандарте для данной трудовой функции.
Перечисленные процедуры рекомендовано проводить по мере утверждения новых профессиональных стандартов, а также в зависимости от актуализации действующих.
Минтруд республики на постоянной основе проводит мониторинг внедрения профстандартов в организациях. В целях оказания методической помощи работникам, ответственным за представление информации для мониторинга, министерство также разработало соответствующие Методические рекомендации.
На официальном сайте Минтруд раз в полгода размещает сведения о результатах мониторинга внедрения профессиональных стандартов:
● в подведомственных организациях органов местного самоуправления;
● в подведомственных организациях республиканских органов исполнительной власти;
● в организациях, подведомственных министерству.
По итогам года формируется и размещается общая информация о результатах проведенного мониторинга.
Данные мониторинга свидетельствуют о том, что доля работников, которые соответствуют требованиям профессиональных стандартов, в общей численности работников, охваченных мониторингом организаций, ежегодно растет. На 1 января 2024 года она составила 96,2% против 93,4% и 95,2% за аналогичные периоды 2022 и 2023 годов, соответственно.
Внедрение профессиональных стандартов в ряде случаев выявляет несоответствие фактического уровня (профиля) образования у сотрудников требованиям профессиональных стандартов. В отношении таких сотрудников планируются образовательные мероприятия по повышению квалификации. К примеру, по состоянию на 1 января 2024 года из 5639 таких сотрудников по итогам 2 полугодия 2023 года 50,9 %, или 2871 работник, уже приступили и/или закончили обучение.
Мониторинг способствует определению перечня профессиональных стандартов, необходимых к разработке в подведомственных организациях. Например, мониторинг, проведенный в 2023 году, выявил, что организациями востребованы такие профессиональные стандарты, как: специалист по экономической безопасности, водитель автомобиля, кадастровый инженер, клинический психолог, а также ряд межотраслевых и отраслевых профессиональных стандартов.
Важно отметить, что в регионе утвержден целый ряд нормативных правовых актов, направленных на обеспечение внедрения профстандартов в деятельность организаций. В их числе следующие:
● Порядок осуществления ведомственного контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в муниципальных учреждениях и предприятиях городского округа город Уфа Республики Башкортостан. К числу контролируемых показателей документ относит проверку применения профессиональных стандартов (постановление Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 17 февраля 2023 г. № 236);
● закон Республики Башкортостан от 24 ноября 2008 г. № 68-з «О физической культуре и спорте в Республике Башкортостан». Он предписывает, что в случаях, предусмотренных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, фитнес-центры обязаны применять профессиональные стандарты в части требований к квалификации работников с учетом особенностей выполняемых работниками трудовых функций;
● Комплексный план действий по обеспечению правопорядка в Республике Башкортостан на 2024 год, утвержденный распоряжением Главы республики от 11 января 2024 г. № РГ-8. В числе указанных в нем мероприятий – организация обучения специалистов по профессиональным стандартам: специалист по реабилитационной работе в социальной сфере и психолог в социальной сфере. Целью обучения является повышение квалификации специалистов системы профилактики преступности и правонарушений несовершеннолетних;
● Отраслевое соглашение между Главным управлением Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Башкортостан и Башкортостанской республиканской организацией Общероссийского профессионального союза работников государственных учреждений и общественного обслуживания Российской Федерации на 2022–2024 годы, которое предусматривает определение наименований должностей, специальностей и трудовых функций работников Главного управления МЧС России по Республике Башкортостан с учетом утвержденных профессиональных стандартов и др.