В условиях модернизации среднего профессионального образования (СПО), в связи с реализацией национального проекта «Образование» актуальным становится внедрение различных развивающих практик, «гибких» форм поддержки и сопровождения молодых педагогов и студентов СПО, обучающихся на педагогические специальности.
В связи с этим идеи наставничества, поддержки и сопровождения молодых педагогов и студентов СПО находят воплощение в региональных проектах Свердловской области.
Так, в региональном проекте «Молодые профессионалы (повышение конкурентоспособности профессионального образования)» определено, что не менее 70% обучающихся организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам СПО, должны быть вовлечены к 2024 году в различные формы наставничества. Этот проект входит в государственную программу «Развитие системы образования и реализация молодежной политики в Свердловской области до 2025 года», утвержденную постановлением Правительства Свердловской области от 19.12.2019 г. № 920-ПП.
Региональный проект «Учитель будущего» также предусматривает повышение к 2024 году до 70% доли учителей в возрасте до 35 лет, вовлеченных в различные формы поддержки и сопровождения в первые три года работы.
В целях достижения установленных результатов в числе прочих мероприятий в Свердловской области с 2019 года реализуется региональный проект по развитию наставничества в педагогическом образовании «Старт в будущее». Это совместный проект Камышловского педагогического колледжа и работодателей.
Цель проекта – создание и отработка механизмов реализации развивающей практики наставничества молодых педагогов и студентов педагогического колледжей.
Включение образовательных организаций в реализацию проекта «Старт в будущее» заключается в создании нормативных, организационно-методических условий для привлечения, удержания, поддержки и сопровождения молодых педагогов в возрасте до 35 лет. Участие в проекте позволяет повысить их профессиональную стрессоустойчивость, мотивацию к профессиональной деятельности, улучшению качества собственной деятельности. Одновременно с этим достигается соответствие требованиям профессионального стандарта, растет заинтересованность в реализации современных технологий обучения и воспитания.
Для образовательной организации – это актуальное направление методической работы, получения методического сопровождения от колледжа в разработке нормативной, методической базы реализации наставничества, получения кейса-практики наставничества (дневник наставляемого и др.), создания программы реализации наставничества в организации. Впоследствии открывается возможность самостоятельного транспонирования приобретенного опыта наставничества в другие образовательные организации, применения в педагогической практике подтвердивших эффективность методик и технологий обучения и др.
Для педагогов-наставников участие в проекте – это возможность переосмыслить, систематизировать имеющийся положительный педагогический опыт и передать его наставляемому, а также удовлетворить потребности в самореализации, уважении, возможности влиять на развитие компетенций будущих педагогов, участвовать в конкурсах проекта, публиковаться.
Наставляемый – молодой педагог в рамках проекта разрабатывает и реализует индивидуальный план профессионального развития с целью устранения педагогических дефицитов в овладении современными технологиями обучения и воспитания, демонстрирует результаты.
К примеру, во втором сезоне проекта приняли участие 102 наставника, 68 наставляемых – педагогов и 55 наставляемых – студентов колледжа из 47 образовательных организаций области, в числе которых 36 – дошкольные учреждения, 9 – школ, 1 лицей и 1 колледж.
Реализация проекта предусматривает несколько этапов:
-
Подготовительный/проектировочный (ЗАПУСК-КОНЦЕПЦИЯ-РАЗРАБОТКА). На данном этапе организуется информационно-методическое сопровождение проекта, сбор и обработка заявок участников проекта, отбор наставника и наставляемого, ознакомление их с нормативно-правовой документацией по организации системы наставничества, определение предмета наставничества исходя из профессиональных дефицитов наставляемых.
-
Практический этап (РЕАЛИЗАЦИЯ). Данный этап начинается с торжественного открытия проекта, проведения установочных встреч наставников и наставляемых, экспресс-обучения. В рамках этапа осуществляется планирование и реализация работы наставника и наставляемого, открытый совместный показ образовательной деятельности, работа по модели обучения на рабочем месте TELL-SHOW-DO (Tell – расскажи, Show – покажи, Do – сделай). Подготовка мастер-класса и портфолио.
-
Завершающий этап (ЗАВЕРШЕНИЕ). Организация торжественного закрытия проекта, конкурса мастер-классов «Научился – покажи», конкурса портфолио наставляемых и наставника, координаторов проекта.
-
Аналитический этап (ЗАКРЫТИЕ). В ходе этапа проводится оценка портфолио участников, составление протоколов конкурсов, оформление дипломов и т. п. Помимо этого анализируется развитие профессиональной компетентности педагогов, эффективность системы наставничества.
В последствии создается банк портфолио участников проекта, обновляется и пополняется методическое обеспечение проекта.
В целях выявления, отбора и распространения положительного опыта наставничества в образовательных организациях региона Камышловский педагогический колледж проводит также областной конкурс проекта «Старт в будущее». В числе задач конкурса – формирование банка практик наставничества по развитию использования современных образовательных технологий.
В 2023 году проект «Старт в будущее» стал победителем Всероссийского конкурса «Лучшие практики наставничества» Минпросвещения России в номинации «Лучшая практика на рабочем месте».
С актуальной информацией о реализации проекта можно ознакомиться на сайте колледжа или на странице проекта в ВК.
Фото — Кирилл Широков/Wikimedia Commons