В целях обеспечения формирования и удовлетворения потребности в кадрах в разрезе отраслей экономики и муниципальных образований, а также совершенствования взаимодействия рынков труда и образовательных услуг Кабинет Министров Республики Татарстан приняло постановление, которым был утвержден Регламент прогнозирования потребности экономики Республики Татарстан в подготовке кадров и формирования государственного заказа Республики Татарстан на подготовку кадров с высшим и средним профессиональным образованием и ускоренную подготовку кадров.
Отраслевые министерства и органы местного самоуправления муниципальных образований республики ежегодно формируют прогнозы потребности в подготовке кадров, которые после согласования с Министерством экономики Татарстана направляются для обобщения в региональное Министерство труда, занятости и социальной защиты.
Прогнозы потребности отрасли (муниципального образования) в подготовке по образовательным программам высшего и среднего профессионального образования содержат данные о потребности предприятий отрасли экономики (крупных, малых и средних, а также новых, создаваемых в рамках реализации инвестиционных проектов, стратегий развития муниципальных образований республики).
При формировании прогнозов учитываются перспективы развития отрасли, дополнительно создаваемые новые рабочие местам, трудовые ресурсы предприятий, свободные рабочие места, выбытие работников в связи с естественной убылью и сокращением численности работающих, проведение работы по замещению иностранной рабочей силы.
При формировании прогноза потребности отрасли в подготовке кадров для крупных предприятий региональные министерства и ведомства взаимодействуют с базовыми кафедрами образовательных организаций высшего образования на предприятиях республики в части учета перспектив реализации новых образовательных программ. Например, кафедра «Самолетостроение» Казанского национального исследовательского технического университета им. А.Н. Туполева-КАИ создана на базе авиазаводе «Туполев», а в рамках сотрудничества между Казанским государственным энергетическим университетом и АО «Татэнерго» на Казанской ТЭЦ-1 создана базовая кафедра КГЭУ «Тепловые электрические станции» им. А.Г. Ганеева. При прогнозировании потребности муниципального образования в подготовке кадров учитывается потребность малых и средних предприятий, перечни которых утверждаются Кабинетом Министров Татарстана.
Прогноз потребности отрасли или муниципального образования в подготовке по образовательным программам высшего и среднего профессионального образования включает прогноз потребности в подготовке по программам:
- бакалавриата, специалитета, магистратуры;
- подготовки квалифицированных рабочих, служащих;
- подготовки специалистов среднего звена.
Прогноз потребности отрасли или муниципального образования в ускоренной подготовке кадров включает прогноз потребности в подготовке по программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих и переподготовки рабочих.
Министерство экономики на основании предложений отраслевых органов исполнительной власти республики и органов местного самоуправления ежегодно вносит в Кабинет Министров предложения по актуализации перечней крупных, малых и средних предприятий Республики Татарстан, потребность которых в подготовке кадров включается в прогнозы.
Министерство труда, занятости и социальной защиты Татарстана ежегодно запрашивает в Республиканском Совете Регионального общественно-государственного объединения «Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту (ДОСААФ) Республики Татарстан», Управлении Федеральной службы исполнения наказаний по республике сведения о планируемых объемах подготовки кадров в подведомственных образовательных организациях на планируемый год, в Военном комиссариате Татарстана – сведения о гражданах, подлежащих демобилизации из рядов Вооруженных Сил Российской Федерации в разрезе имеющихся у них специальностей и профессий.
Министерство образования и науки Татарстана ежегодно представляет в региональное Министерство труда, занятости и социальной защиты сведения о прогнозируемой численности выпускников очной формы обучения государственных и негосударственных образовательных организаций, завершающих обучение по образовательным программам высшего и среднего профессионального образования на 6 лет и 4 года, соответственно, в территориально-профессиональном разрезе.
Все данные о потребности в подготовке квалифицированных рабочих и специалистов по программам высшего и среднего профессионального образования, программам ускоренной подготовки кадров аккумулируются в информационно-аналитической системе «БАРС. Мониторинг – Социальная защита».
В итоге Министерство труда республики формирует обобщенные по региону документы: прогноз потребности в подготовке кадров по образовательным программам высшего и среднего профессионального образования и прогноз потребности в ускоренной подготовке кадров.
С учетом сформированных прогнозов, сведений о прогнозируемой численности выпускников, планируемых объемах подготовки кадров в подведомственных образовательных учреждениях ДОСААФ и УФСИН Республики Татарстан, гражданах, подлежащих демобилизации, а также с учетом перечня востребованных профессий и специальностей, соответствующих приоритетным направлениям развития экономики Татарстана, утверждаемого Кабинетом Министров, Министерством труда республики формируется государственный заказ на подготовку кадров с высшим и средним профессиональным образованием и государственный заказ на ускоренную подготовку кадров.
Министерство труда совместно с Министерством экономики Республики Татарстан, отраслевыми министерствами, с учетом мнений работодателей ежегодно вносит на рассмотрение Кабинета Министров предложения об актуализации перечня востребованных в Татарстане профессий и специальностей на следующие 7 лет.
Одновременно с утверждением регламента Кабинет Министров в вышеуказанном постановлении предложил Региональному объединению работодателей «Ассоциация предприятий и промышленников Республики Татарстан», Ассоциации предприятий малого и среднего бизнеса Республики Татарстан, другим объединениям работодателей совместно с отраслевыми министерствами:
- инициировать работу по проведению независимой оценки квалификации кадров;
- активно участвовать в проведении общественной и профессионально-общественной аккредитации организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и реализуемых ими основных профессиональных образовательных программ и основных программ профессионального обучения.