В Стратегии развития Национальной системы квалификаций до 2030 года определен ряд задач по обеспечению своевременного реагирования системы подготовки кадров на изменения требований рынка труда. В их числе – необходимость создания условий для подтверждения квалификаций, полученных по итогам реализации профессиональных образовательных программ (или их модулей) и основных программ профессионального обучения, в том числе с использованием инструментов независимой оценки квалификации.
С 2018 года Национальное агентство развития квалификаций реализует проект внедрения практики совмещения независимой оценки квалификации с промежуточной и(или) итоговой аттестацией студентов и слушателей программ профессионального обучения (проект «Профессиональный экзамен для студентов»). В проекте принимают участие отраслевые советы по профессиональным квалификациям и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Совмещение аттестации с независимой оценкой квалификации позволяет достичь следующих эффектов:
- для колледжей независимая оценка квалификации обучающихся – источник обратной связи, необходимой для повышения качества образовательных программ, и развития взаимодействия с работодателями. В рамках проекта образовательные организации проводят актуализацию образовательных программ на основе профессиональных стандартов при подготовке к аттестации с применением НОК и(или) с учетом результатов НОК обучающихся. Кроме этого, ряд участников проекта представляет свои программы на профессионально-общественную аккредитацию;
- органы исполнительной власти – учредители образовательных организаций получают информацию, необходимую для оптимизации затрат государства на подготовку студентов (выявление эффективных и неэффективных программ, распределение контрольных цифр приема с учетом качества подготовки);
- работодатели получают возможность формирования заказа на подготовку специалистов, экономии на затратах, связанных с оценкой квалификации соискателей и доучиванием персонала;
- успешное прохождение НОК повышает конкурентоспособность выпускников на рынке труда, а совмещение профессионального экзамена с промежуточной или итоговой аттестацией позволяет студентам пройти его бесплатно. По итогам успешной сдачи профессионального экзамена выпускники помимо диплома получают свидетельство о квалификации.
С начала реализации проекта в нем принимают активное участие профессиональные образовательные организации Иркутской области.
Если в 2018 году в проекте принимали участие 2 техникума (Ангарский индустриальный техникум и Тулунский аграрный техникум), то в 2019 году в нем участвовали уже 6 образовательных организаций.
В целях реализации проекта областное министерство образования, Национальное агентство, заинтересованные советы по профессиональным квалификациям и региональный методический центр, в качестве которого определен Региональный институт кадровой политики и непрерывного профессионального образования, заключили соответствующее соглашение.
Министерство образования Иркутской области своим распоряжением утвердило перечень образовательных организаций области, участвующих в апробации НОК для ГИА и назначило региональный методический центр координатором этой деятельности. Указанные меры позволят обеспечить разработку и апробацию механизмов использования независимой оценки квалификации для промежуточной и государственной итоговой аттестации (ГИА) студентов, завершающих освоение образовательных программ среднего профессионального образования.
В задачи координатора входит формирование заявки, содержащей целевые показатели проекта, перечень образовательных организаций и центров оценки квалификации, участвующих в проекте. Заявка также содержит план мероприятий на год.
Региональный методический центр ежегодно размещает на своем сайте аналитическую справку о результатах реализации проекта. В документе, в частности, содержится информация об участниках проекта и результатах профессиональных экзаменов.
К примеру, анализ результатов реализации проекта в 2019 году выявил, что 38% выпускников, участвовавших в ГИА-НОК, не прошли профессиональный экзамен. На основании этого были сделаны выводы о необходимости:
- Актуализации рабочих программ как учебных дисциплин (модулей), так и программ практик, а также оценочных средств для оценки освоения дисциплин (модулей) в соответствии с положениями профессиональных стандартов;
- Повышения квалификации педагогических работников по вопросам проектирования и реализации учебно-производственного процесса в соответствии с требованиями профессиональных стандартов, лучшего отечественного и международного опыта.
Результаты реализации проекта по итогам 2022 года подтверждают его позитивное влияние на качество реализации образовательных программ. Так, в 2021 году в Ангарском политехническом техникуме процедуру сдачи профессионального экзамена по квалификации 16.09000.01 Электромонтажник домовых электрических систем и оборудования (3 уровень квалификации) успешно прошли 5 человек, что составило 55,5%. В 2022 году профэкзамен успешно сдали уже 100% от общего числа участвующих в профэкзамене – 22 человека.