Система прогнозирования и планирования кадровой обеспеченности Челябинской области

В целях обеспечения необходимых условий и механизмов для модернизации системы профессионального образования Челябинской области, повышения эффективности профессионального образования для обеспечения социально-экономической сферы трудовыми ресурсами региональным правительством создан областной Совет по кадровой политике.

Возглавляет совет первый заместитель губернатора Челябинской области, а министр образования и науки области является заместителем председателя. В состав совета входят руководители региональных органов исполнительной власти социального блока (министерство здравоохранения, министерство культуры, министерство социальных отношений), главного управления по труду и занятости, министерства экономического развития, а также представители объединений работодателей, образовательных организаций высшего образования и профессиональных образовательных организаций.

Одна из основных задач совета — определение региональной потребности в подготовке рабочих и специалистов на основе прогноза баланса трудовых ресурсов Челябинской области. Порядок его разработки утвержден постановлением областного правительства от 24 ноября 2020 года N 607-П.

Прогнозирование баланса трудовых ресурсов нацелено на определение объема и структуры подготовки кадров, соответствующих потребностям экономики и решению задач, поставленных Стратегией социально-экономического развития Челябинской области на период до 2035 г. (утв. постановлением Законодательного Собрания Челябинской области от 31 января 2019 года № 1748). На основе прогнозов совершенствуется региональное управление, нацеленное на обеспечение сбалансированного рынка труда, рынка образовательных услуг, построение системы профориентационной деятельности.

В этих целях совет утвердил Регламент межведомственного взаимодействия по разработке прогноза потребности экономики Челябинской области в квалифицированных кадрах. Документ устанавливает порядок, сроки и последовательность взаимодействия между органами исполнительной власти региона, представителями организаций и учреждений при прогнозировании и планировании кадровой обеспеченности. Регламент, в частности, предусматривает следующее этапы подготовки прогноза:

  1. Создание при областном совете по кадровой политике межведомственной рабочей группы для осуществления взаимодействия при подготовке прогноза.
  2. Определение межведомственной рабочей группой перечня хозяйствующих субъектов, участвующих в анкетном опросе.
  3. Заполнение «Информационной системы прогнозирования и планирования кадровой обеспеченности Челябинской области».
  4. Формирование оператором информационной системы прогноза на средне- и долгосрочную перспективу.
  5. Определение общего объема контрольных цифр приема.
  6. Передача прогноза в региональные органы исполнительной власти, осуществляющие государственное управление в сфере образования.
  7. Утверждение прогноза на заседании областного совета по кадровой политике.

 

Инструментом построения прогнозов потребности Челябинской области в кадрах является программный продукт «Информационная система прогнозирования и планирования кадровой обеспеченности Челябинской области». Он предназначен для прогнозирования оптимальной структуры подготовки кадров и контрольных цифр приема в учреждениях профессионального образования. Его разработчик – ИБС «Экспертиза».

Оператором системы является Челябинский институт развития профессионального образования.

В рамках построения ежегодных прогнозов потребности региона в кадрах с использованием данной информационной системы реализуются следующие этапы:

  1. формирование банков обязательной статистической, уточняющей и перспективной информации;

  2. обработка и ввод полученных данных в шаблоны инструмента прогнозирования;

  3. моделирование, получение результатов моделирования в виде прогноза потребности Челябинской области в кадрах на среднесрочную и долгосрочную перспективу (в том числе в разрезе муниципальных образований);

  4. подготовка аналитического отчета.

 

Актуальными направлениями использования среднесрочных и краткосрочных

прогнозов (3–6 лет) являются:

  • определение структурных пропорций (диспропорций) занятости населения;

  • формирование контрольных цифр приема в учреждения профессионального образования на бюджетной основе;

  • корректировка объемов и профилей подготовки кадров в системе профессионального образования;

  • профориентационная работа;

  • определение приоритетных профессий (специальностей) для профессионального обучения и дополнительного профессионального образования безработных граждан;

  • определение объемов квот на привлечение и использование иностранной рабочей силы.

 

Актуальными направлениями использования долгосрочных прогнозов (7–20 лет) выступают:

  • выявление приоритетов изменяющегося рынка труда;

  • формирование перечня востребованных профессий и специальностей на долгосрочную перспективу;

  • корректировка структуры подготовки кадров в образовательных организациях;

  • обоснование открытия новых направлений и специальностей подготовки;

  • выработка предложений по модернизации системы профессионального образования в соответствии с задачами социально-экономического развития Российской Федерации.

 

Расчет прогнозируемой потребности в кадрах ведется на основании массива данных, вводимых в шаблоны информационной системы, в результате автоматизированной обработки информации с использованием экономико-математических моделей. Состав данных, используемых для построения прогноза, условно делится на три группы.

  1. Обязательная информация (входные данные). К обязательной информации относятся данные официальной статистики.

  2. Уточняющая информация (вводимые параметры моделей). К данной группе относятся результаты опросов работодателей, экспертов, молодежи, используемые для настройки параметров моделей в соответствии со спецификой региона.

  3. Перспективная информация (сценарные условия). К данной группе относятся сведения о планах развития региона, а также макропрогнозы развития страны, формируемые Минэкономразвития России.

 

С точки зрения анализа спроса экономики на рабочую силу к обязательным относятся показатели групп «Экономика», «Рынок труда», «Демография», «Образование», «Баланс трудовых ресурсов», вводимые в экономико-математическую модель прогнозирования с целью построения модели рынка труда.

Выявленные на основе ретроспективных данных взаимосвязи и факторы, влияющие на прогнозную величину кадровых потребностей региона, корректируются в соответствии с результатами опросов. Это обеспечивает детализацию и уточнение прогноза, адаптацию результатов прогнозирования к реальному рынку труда.

Прогноз динамики экономического развития, демографической ситуации, изменений на рынке труда и в сфере образования производится для шести сценариев развития области:

  • базового;

  • инвестиционного;

  • оптимального;

  • базового для Челябинской области и муниципальных образований;

  • инвестиционного для Челябинской области и муниципальных образований;

  • оптимального для Челябинской области и муниципальных образований.

 

Данные сценарии различаются в зависимости от значений факторов ускорения социально-экономических процессов, таких как инвестиционные, инновационно-технологические, структурные и институциональные преобразования.

Базовые сценарии предполагают сохранение сложившихся тенденций и внешних условий (без ввода сценарных параметров, с использованием преднастроенных параметров). Их реализация не предполагает коренных изменений при долгосрочном социально-экономическом развитии региона. В основе данных сценариев лежит инерционное развитие экономики и ее традиционных отраслей промышленности, инфраструктуры при сохранении существующей структуры энергобаланса.

Инвестиционные сценарии характеризуются усилением инвестиционной составляющей развития региона и предполагают превращение инновационных факторов в ведущий источник экономического роста. Сценарии опираются на создание современной инфраструктуры и конкурентоспособного сектора высокотехнологичных производств экономики, эффективное использование человеческого капитала, реализацию новых подходов к управлению областью в условиях усиления инвестиционной направленности экономического роста.

Отличительными чертами данных сценариев являются существенный приток капитала, преодоление негативных тенденций, связанных с замедлением экономического роста, возрастание потока привлекаемых инвестиций и увеличение объемов производства. Успешная реализация инвестиционных сценариев будет невозможна без существенного улучшения параметров трудовых ресурсов, которые сделают Челябинскую область привлекательной для высококвалифицированных кадров.

Оптимальные сценарии являются умеренно оптимистическими и предполагают опережающее развитие экономики области благодаря реализации наиболее крупных и значимых инвестиционных проектов в ключевых видах деятельности региона, некоторому увеличению миграционного притока населения из других регионов России и из-за рубежа. Улучшение параметров человеческого капитала будет происходить за счет позитивных преобразований в социальной и демографической сферах. Оптимальные сценарии являются промежуточными между базовыми и инвестиционными сценариями и отражают возможности реализации самых перспективных направлений развития региона.

На официальном сайте оператора информационной системы публикуются ежегодные аналитические отчеты с анализом результатов прогнозирования потребности Челябинской области в кадрах на среднесрочную и долгосрочную перспективу, который включает:

  • анализ занятости и кадровой потребности экономики в разрезе видов экономической деятельности;

  • анализ качества рабочей силы;

  • анализ обеспеченности текущей потребности экономики в квалифицированных кадрах;

  • анализ прогнозных данных об общей и дополнительной кадровой потребности по видам экономической деятельности;

  • анализ прогнозных данных о дополнительной кадровой потребности по укрупненным группам специальностей, по направлениям подготовки, специальностям и рабочим профессиям;

  • анализ прогнозных данных кадровой потребности в муниципальных образованиях.


Фото — Ural-66/Creative Commons.

Согласие на обработку файлов cookies
Продолжая использовать сайт, Вы даете АНО НАРК (ИНН 7 710 475 530), согласие на обработку файлов cookies и пользовательских данных. Если Вы не хотите, чтобы Ваши вышеперечисленные данные обрабатывались, просим отключить обработку файлов cookies и сбор пользовательских данных в настройках Вашего браузера или покинуть сайт.