
В целях обеспечения необходимых условий и механизмов для модернизации системы профессионального образования Челябинской области, повышения эффективности профессионального образования для обеспечения социально-экономической сферы трудовыми ресурсами региональным правительством создан областной Совет по кадровой политике.
Возглавляет совет первый заместитель губернатора Челябинской области, а министр образования и науки области является заместителем председателя. В состав совета входят руководители региональных органов исполнительной власти социального блока (министерство здравоохранения, министерство культуры, министерство социальных отношений), главного управления по труду и занятости, министерства экономического развития, а также представители объединений работодателей, образовательных организаций высшего образования и профессиональных образовательных организаций.
Одна из основных задач совета — определение региональной потребности в подготовке рабочих и специалистов на основе прогноза баланса трудовых ресурсов Челябинской области. Порядок его разработки утвержден постановлением областного правительства от 24 ноября 2020 года N 607-П.
Прогнозирование баланса трудовых ресурсов нацелено на определение объема и структуры подготовки кадров, соответствующих потребностям экономики и решению задач, поставленных Стратегией социально-экономического развития Челябинской области на период до 2035 г. (утв. постановлением Законодательного Собрания Челябинской области от 31 января 2019 года № 1748). На основе прогнозов совершенствуется региональное управление, нацеленное на обеспечение сбалансированного рынка труда, рынка образовательных услуг, построение системы профориентационной деятельности.
В этих целях совет утвердил Регламент межведомственного взаимодействия по разработке прогноза потребности экономики Челябинской области в квалифицированных кадрах. Документ устанавливает порядок, сроки и последовательность взаимодействия между органами исполнительной власти региона, представителями организаций и учреждений при прогнозировании и планировании кадровой обеспеченности. Регламент, в частности, предусматривает следующее этапы подготовки прогноза:
- Создание при областном совете по кадровой политике межведомственной рабочей группы для осуществления взаимодействия при подготовке прогноза.
- Определение межведомственной рабочей группой перечня хозяйствующих субъектов, участвующих в анкетном опросе.
- Заполнение «Информационной системы прогнозирования и планирования кадровой обеспеченности Челябинской области».
- Формирование оператором информационной системы прогноза на средне- и долгосрочную перспективу.
- Определение общего объема контрольных цифр приема.
- Передача прогноза в региональные органы исполнительной власти, осуществляющие государственное управление в сфере образования.
- Утверждение прогноза на заседании областного совета по кадровой политике.
Инструментом построения прогнозов потребности Челябинской области в кадрах является программный продукт «Информационная система прогнозирования и планирования кадровой обеспеченности Челябинской области». Он предназначен для прогнозирования оптимальной структуры подготовки кадров и контрольных цифр приема в учреждениях профессионального образования. Его разработчик – ИБС «Экспертиза».
Оператором системы является Челябинский институт развития профессионального образования.
В рамках построения ежегодных прогнозов потребности региона в кадрах с использованием данной информационной системы реализуются следующие этапы:
-
формирование банков обязательной статистической, уточняющей и перспективной информации;
-
обработка и ввод полученных данных в шаблоны инструмента прогнозирования;
-
моделирование, получение результатов моделирования в виде прогноза потребности Челябинской области в кадрах на среднесрочную и долгосрочную перспективу (в том числе в разрезе муниципальных образований);
-
подготовка аналитического отчета.
Актуальными направлениями использования среднесрочных и краткосрочных
прогнозов (3–6 лет) являются:
-
определение структурных пропорций (диспропорций) занятости населения;
-
формирование контрольных цифр приема в учреждения профессионального образования на бюджетной основе;
-
корректировка объемов и профилей подготовки кадров в системе профессионального образования;
-
профориентационная работа;
-
определение приоритетных профессий (специальностей) для профессионального обучения и дополнительного профессионального образования безработных граждан;
-
определение объемов квот на привлечение и использование иностранной рабочей силы.
Актуальными направлениями использования долгосрочных прогнозов (7–20 лет) выступают:
-
выявление приоритетов изменяющегося рынка труда;
-
формирование перечня востребованных профессий и специальностей на долгосрочную перспективу;
-
корректировка структуры подготовки кадров в образовательных организациях;
-
обоснование открытия новых направлений и специальностей подготовки;
-
выработка предложений по модернизации системы профессионального образования в соответствии с задачами социально-экономического развития Российской Федерации.
Расчет прогнозируемой потребности в кадрах ведется на основании массива данных, вводимых в шаблоны информационной системы, в результате автоматизированной обработки информации с использованием экономико-математических моделей. Состав данных, используемых для построения прогноза, условно делится на три группы.
-
Обязательная информация (входные данные). К обязательной информации относятся данные официальной статистики.
-
Уточняющая информация (вводимые параметры моделей). К данной группе относятся результаты опросов работодателей, экспертов, молодежи, используемые для настройки параметров моделей в соответствии со спецификой региона.
-
Перспективная информация (сценарные условия). К данной группе относятся сведения о планах развития региона, а также макропрогнозы развития страны, формируемые Минэкономразвития России.
С точки зрения анализа спроса экономики на рабочую силу к обязательным относятся показатели групп «Экономика», «Рынок труда», «Демография», «Образование», «Баланс трудовых ресурсов», вводимые в экономико-математическую модель прогнозирования с целью построения модели рынка труда.
Выявленные на основе ретроспективных данных взаимосвязи и факторы, влияющие на прогнозную величину кадровых потребностей региона, корректируются в соответствии с результатами опросов. Это обеспечивает детализацию и уточнение прогноза, адаптацию результатов прогнозирования к реальному рынку труда.
Прогноз динамики экономического развития, демографической ситуации, изменений на рынке труда и в сфере образования производится для шести сценариев развития области:
-
базового;
-
инвестиционного;
-
оптимального;
-
базового для Челябинской области и муниципальных образований;
-
инвестиционного для Челябинской области и муниципальных образований;
-
оптимального для Челябинской области и муниципальных образований.
Данные сценарии различаются в зависимости от значений факторов ускорения социально-экономических процессов, таких как инвестиционные, инновационно-технологические, структурные и институциональные преобразования.
Базовые сценарии предполагают сохранение сложившихся тенденций и внешних условий (без ввода сценарных параметров, с использованием преднастроенных параметров). Их реализация не предполагает коренных изменений при долгосрочном социально-экономическом развитии региона. В основе данных сценариев лежит инерционное развитие экономики и ее традиционных отраслей промышленности, инфраструктуры при сохранении существующей структуры энергобаланса.
Инвестиционные сценарии характеризуются усилением инвестиционной составляющей развития региона и предполагают превращение инновационных факторов в ведущий источник экономического роста. Сценарии опираются на создание современной инфраструктуры и конкурентоспособного сектора высокотехнологичных производств экономики, эффективное использование человеческого капитала, реализацию новых подходов к управлению областью в условиях усиления инвестиционной направленности экономического роста.
Отличительными чертами данных сценариев являются существенный приток капитала, преодоление негативных тенденций, связанных с замедлением экономического роста, возрастание потока привлекаемых инвестиций и увеличение объемов производства. Успешная реализация инвестиционных сценариев будет невозможна без существенного улучшения параметров трудовых ресурсов, которые сделают Челябинскую область привлекательной для высококвалифицированных кадров.
Оптимальные сценарии являются умеренно оптимистическими и предполагают опережающее развитие экономики области благодаря реализации наиболее крупных и значимых инвестиционных проектов в ключевых видах деятельности региона, некоторому увеличению миграционного притока населения из других регионов России и из-за рубежа. Улучшение параметров человеческого капитала будет происходить за счет позитивных преобразований в социальной и демографической сферах. Оптимальные сценарии являются промежуточными между базовыми и инвестиционными сценариями и отражают возможности реализации самых перспективных направлений развития региона.
На официальном сайте оператора информационной системы публикуются ежегодные аналитические отчеты с анализом результатов прогнозирования потребности Челябинской области в кадрах на среднесрочную и долгосрочную перспективу, который включает:
-
анализ занятости и кадровой потребности экономики в разрезе видов экономической деятельности;
-
анализ качества рабочей силы;
-
анализ обеспеченности текущей потребности экономики в квалифицированных кадрах;
-
анализ прогнозных данных об общей и дополнительной кадровой потребности по видам экономической деятельности;
-
анализ прогнозных данных о дополнительной кадровой потребности по укрупненным группам специальностей, по направлениям подготовки, специальностям и рабочим профессиям;
-
анализ прогнозных данных кадровой потребности в муниципальных образованиях.
Фото — Ural-66/Creative Commons.