
В Новосибирской области с сентября 2022 года в соответствии с приказом Министерства образования региона № 1679 от 30.08.2022 для обучающихся 5–11 классов реализуется региональный профориентационный проект «Skills-траектория. Самоопределение с нуля».
Целью проекта является развитие профориентационной деятельности, обеспечивающее целостность системы профессионального самоопределения школьников, обучающихся по образовательным программам основного общего и среднего общего образования.
В реализации проекта участвуют:
- Новосибирский центр развития профессионального образования (осуществляет методическое, техническое, психолого-педагогическое сопровождение проекта);
- общеобразовательные организации региона (выступают пилотными площадками по реализации проекта);
- образовательные учреждения среднего профессионального и высшего образования, центры дополнительного образования и другие организации, занимающиеся вопросами профориентации школьников (проводят профориентационные мероприятия, консультации по вопросам профессионального самоопределения).
Для каждого участника проекта в процессе его реализации открываются возможности:
- Для общеобразовательных организаций — площадок проекта:
- систематизация работы по вопросам профессионального самоопределения школьников;
- повышение квалификации педагогов по профориентации;
- расширение охвата учеников профориентационной работой;
- увеличение количества посещенных школьниками профориентационных мероприятий;
- комплексное сопровождение учащихся по пути профессионального самоопределения;
- расширение сети партнёрства по вопросам профориентации школьников.
- Для скиллс-гидов (педагогов-наставников):
- обучение, повышение квалификации по дополнительной профессиональной программе «Профнавигация: от теории к практике»;
- получение практического опыта работы по сопровождению процесса профессионального самоопределения школьников со всеми участниками образовательных отношений;
- развитие психолого-педагогических компетенций педагогов.
- Для обучающихся 5—11 классов общеобразовательных организаций:
- прохождение профориентационного тестирования и анкетирования с целью изучения своих личностных особенностей и профессиональных предпочтений;
- возможность обратиться за консультацией к специалистам по вопросам профессионального самоопределения;
- получение доступа к информации о профессиях, наиболее востребованных на рынке труда Новосибирской области, о возможностях поступления на обучение по данным профессиям и дальнейших перспективах трудоустройства;
- посещение профориентационных мероприятий в соответствии со своими интересами, склонностями и способностями;
- возможность принять участие в других профориентационных проектах, реализуемых на территории региона.
- Для родителей участников проекта:
- получение комплексной информации о профессиональной ориентации школьников в Новосибирской области;
- возможность сопровождения процесса профессионального самоопределения ребенка;
- совместное прохождение профориентационного тестирования (битесты) с целью выявления профессиональных предпочтений;
- возможность получить консультацию скиллс-гида;
- посещение/помощь в организации профориентационных мероприятий на площадках партнёров проекта.
- Для площадок проведения профориентационных мероприятий:
- возможность дополнить план профориентационной работы дополнительными мероприятиями для школьников;
- расширение круга школьников, посетивших профориентационные мероприятия;
- привлечение мотивированных и имеющих начальные профессиональные компетенции абитуриентов;
- расширение сети партнёрства по вопросам профессионального самоопределения школьников.
В целях реализации проекта создан сайт ПРОФнавигатор НСО — платформа, объединяющая информационные, диагностические, практико-ориентированные ресурсы и проекты, направленные на профессиональное самоопределение школьников Новосибирской области.
На сайте проекта работает единый региональный календарь, в котором собраны профориентационные мероприятия, проводимые на базах профессиональных образовательных организаций, а также организаций высшего и дополнительного образования.
Для расширения возможностей проведения профориентационной онлайн-диагностики был разработан чат-бот «ПРОФнавигатор НСО», который задуман как инструмент выявления профессиональных предпочтений, получения рекомендаций по профессиональной сфере и профессиям, а также навигатор по образовательным организациям среднего профессионального и высшего образования области, в которых выбранную профессию можно получить.
При выборе образовательной организации ПРОФнавигатор НСО показывает ее контактные данные: адрес, номер телефона, электронную почту и сайт. Также чат-бот дает возможность познакомиться будущему абитуриенту с карточкой образовательной организации, предприятиями-партнерами и карьерными картами выпускника.
Помимо этого, ПРОФнавигатор НСО предоставляет возможность записаться на профессиональную пробу и ознакомиться с перечнем востребованных в регионе профессий.
Таким образом, проект обеспечивает:
- системность при формировании эффективной региональной системы профориентации школьников (в концепции проекта консолидированы все необходимые ресурсы для эффективного сопровождения процесса профессионального самоопределения школьников);
- доступность для всех участников образовательных отношений (в том числе для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей, проживающих в отдалённых районах области) и организаций, занимающихся профориентацией школьников;
- практичность использования ресурсов — проект объединяет уже существующие профориентационные проекты, на единой платформе собраны методические, диагностические, информационные и практико-ориентированные ресурсы.
В 2022/2023 учебном году в пилотный проект «Skills-траектория. Самоопределение с нуля» включились более 7000 школьников из 49 общеобразовательных организаций Новосибирской области.
На каждой пилотной площадке был назначен скиллс-гид, наставник профессионального самоопределения. Скиллс-гиды прошли курсы повышения квалификации «Профнавигация: от теории к практике» на базе Центра опережающей профессиональной подготовки Новосибирской области, где изучили приемы организации системной профориентационной работы в школе, освоили современные формы и методы психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся и применяют полученные знания на практике.
Фото: Dmitry Karyshev/Creative Commons