Реализация практикоориентированного обучения в Республике Татарстан

Дуальное обучение в Татарстане практикуется с 2014 года. Использование этой образовательной технологии помогает в достижении целей:

  • сбалансированного спроса и предложения кадров на региональном рынке труда с учетом текущих и перспективных потребностей предприятий,

  • развития социального партнерства и механизмов взаимодействия между профессиональными образовательными организациями, реализующими программы среднего профессионального образования, работодателями и муниципальными образованиями республики.

Для регулирования данной практики постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 16.05.2015 года № 351 утвержден Порядок организации и проведения дуального обучения учащихся профессиональных образовательных организаций, реализующих программы среднего профессионального образования Республики Татарстан.

Дуальное обучение способствует формированию у учащихся общих и профессиональных компетенций по рабочим профессиям (специальностям), а также приобретению ими практических навыков работы в соответствующих областях.

В качестве основных задач дуального обучения определены:

− комплексное освоение учащимся всех видов профессиональной деятельности в рамках специальности (профессии), формирование общих и профессиональных компетенций, приобретение необходимых умений и опыта практической работы в соответствии с ФГОС СПО и рабочими программами учебных дисциплин и профессиональных модулей;

− качественное улучшение уровня профессиональной подготовки выпускников образовательных организаций СПО;

− координация и адаптация учебно-производственной деятельности образовательных организаций к условиям производства на предприятии.

Дуальное обучение в соответствии с установленным порядком реализуется на основе договоров, заключаемых между предприятием и образовательной организацией, с одной стороны, и учащимся и предприятием (ученический договор), с другой.

Образовательная организация совместно с предприятием разрабатывает и утверждает программу дуального обучения, рабочий учебный план по профессии (специальности), годовой календарный график, план мероприятий по обеспечению образовательного процесса.

Предприятие в период дуального обучения обеспечивает учащимся проезд до предприятия, проживание (при необходимости и наличии возможности), питание, снабжение специальной одеждой (формой) по нормативам, устанавливаемым в соответствии с законодательством. Кроме этого, предприятие-партнер предоставляет средства производства и расходные материалы.

Оценка общих и профессиональных компетенций учащегося, сформированных им в процессе дуального обучения, проводится образовательной организацией с участием представителей предприятия.

Ежегодно по дуальной системе в регионе обучается более 3 тыс. студентов профессиональных образовательных организаций, за которыми закреплено около 500 наставников. 

Одна из наиболее успешных практик дуального обучения в регионе – проект «Колледж будущего Татарстана», реализуемый на базе завода «РИМЕРА-АЛНАС» и Альметьевского профессионального колледжа при поддержке Правительства республики.

Основные цели проекта:

  • интеграция практики на производстве в учебный процесс;

  • внедрение требований профессиональных стандартов;

  • создание ресурсного центра подготовки кадров машиностроительного профиля.

Основная задача – обеспечить соответствие квалификации выпускников профильных машиностроительных профессий и специальностей требованиям современных машиностроительных предприятий республики и в частности, ООО «РИМЕРА-АЛНАС».

В колледже практикуется немецкая система дуального образования: 40% учебного времени уделяется теории, а 60% ‒ практическим занятиям на высокотехнологичных тренажерах и промышленном оборудовании лабораторий, которое идентично с тем, что используется на производстве. Первых студентов в своих стенах он принял в 2013 году, первый выпуск состоялся в 2017 году.

Главным мероприятием в рамках реализации проекта стало строительство на территории завода учебно-лабораторного комплекса площадью более 1 тыс. кв. метров, в котором учащиеся колледжа приобретают навыки работы на токарном, фрезерном, электротехническом, сварочном оборудовании, изучают основы программирования, CAD/CAM технологий, проектирования и моделирования, осваивают металлургию, мехатронику, робототехнику, гидро- и пневмоавтоматику.

Участие в проекте предусматривает ряд бонусов для студентов:

  • возможность прохождения производственной практики и оплачиваемой летней стажировки на заводе;

  • социальный пакет, включающий бесплатное питание и бесплатное медицинское обслуживание;

  • дополнительные стипендии студентам, обучающимся на «хорошо» и «отлично», а также призерам соревнований по стандартам WorldSkills;

  • удобная спецодежда для занятий – белые халаты для занятий в лабораторном корпусе и желтые комбинезоны для практики в цехах и занятий в экспериментальном зале;

  • закрепленный наставник из числа опытных производственников;

  • участие во всех культурно-массовых, спортивных и научно-практических мероприятиях, проводимых на заводе;

  • прохождение после окончания обучения обязательной военной службы в подшефной воинской части в поселке Мирный Самарской области лучшими выпускниками.

За все время реализации проекта из колледжа вышли более 300 выпускников, сегодня в «Колледже будущего Татарстана» проходит обучение около 450 студентов по шести специальностям и профессиям: «Оператор станков с программным управлением», «Литейное производство черных и цветных металлов», «Технология машиностроения», «Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования», «Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования», «Слесарь механосборочных работ (мастер)».

Стоимость подготовки одного студента составляет около 100 тыс. рублей, 20% этой суммы оплачивает «РИМЕРА-АЛНАС»

В рамках проекта также реализуются мероприятия по ранней профориентации.

На базе «Колледжа будущего Татарстана» организованы бесплатные факультативные занятия для школьников и студентов, позволяющие изучать новые технологии современного машиностроения.

Ежегодно более 70 первоклассников – детей сотрудников завода «РИМЕРА-АЛНАС» – посещают предприятие и учебные лаборатории колледжа, где пробуют себя в роли электриков, сварщиков и мехатроников. 1 июня, в Международный день защиты детей, на интерактивных выставочных площадках студенты знакомят юных альметьевцев с работой мехатронной станции и учебных тренажеров. Также в течение учебного года преподаватели и студенты колледжа проводят экскурсии для учащихся школ Альметьевского района. Всего в профориентационную деятельность вовлечено более 3000 детей из 46 школ Альметьевского муниципального района.

Согласие на обработку файлов cookies
Продолжая использовать сайт, Вы даете АНО НАРК (ИНН 7 710 475 530), согласие на обработку файлов cookies и пользовательских данных. Если Вы не хотите, чтобы Ваши вышеперечисленные данные обрабатывались, просим отключить обработку файлов cookies и сбор пользовательских данных в настройках Вашего браузера или покинуть сайт.