
Дуальное обучение в Татарстане практикуется с 2014 года. Использование этой образовательной технологии помогает в достижении целей:
-
сбалансированного спроса и предложения кадров на региональном рынке труда с учетом текущих и перспективных потребностей предприятий,
-
развития социального партнерства и механизмов взаимодействия между профессиональными образовательными организациями, реализующими программы среднего профессионального образования, работодателями и муниципальными образованиями республики.
Дуальное обучение способствует формированию у учащихся общих и профессиональных компетенций по рабочим профессиям (специальностям), а также приобретению ими практических навыков работы в соответствующих областях.
В качестве основных задач дуального обучения определены:
− комплексное освоение учащимся всех видов профессиональной деятельности в рамках специальности (профессии), формирование общих и профессиональных компетенций, приобретение необходимых умений и опыта практической работы в соответствии с ФГОС СПО и рабочими программами учебных дисциплин и профессиональных модулей;
− качественное улучшение уровня профессиональной подготовки выпускников образовательных организаций СПО;
− координация и адаптация учебно-производственной деятельности образовательных организаций к условиям производства на предприятии.
Дуальное обучение в соответствии с установленным порядком реализуется на основе договоров, заключаемых между предприятием и образовательной организацией, с одной стороны, и учащимся и предприятием (ученический договор), с другой.
Образовательная организация совместно с предприятием разрабатывает и утверждает программу дуального обучения, рабочий учебный план по профессии (специальности), годовой календарный график, план мероприятий по обеспечению образовательного процесса.
Предприятие в период дуального обучения обеспечивает учащимся проезд до предприятия, проживание (при необходимости и наличии возможности), питание, снабжение специальной одеждой (формой) по нормативам, устанавливаемым в соответствии с законодательством. Кроме этого, предприятие-партнер предоставляет средства производства и расходные материалы.
Оценка общих и профессиональных компетенций учащегося, сформированных им в процессе дуального обучения, проводится образовательной организацией с участием представителей предприятия.
Ежегодно по дуальной системе в регионе обучается более 3 тыс. студентов профессиональных образовательных организаций, за которыми закреплено около 500 наставников.
Одна из наиболее успешных практик дуального обучения в регионе – проект «Колледж будущего Татарстана», реализуемый на базе завода «РИМЕРА-АЛНАС» и Альметьевского профессионального колледжа при поддержке Правительства республики.
Основные цели проекта:
-
интеграция практики на производстве в учебный процесс;
-
внедрение требований профессиональных стандартов;
-
создание ресурсного центра подготовки кадров машиностроительного профиля.
В колледже практикуется немецкая система дуального образования: 40% учебного времени уделяется теории, а 60% ‒ практическим занятиям на высокотехнологичных тренажерах и промышленном оборудовании лабораторий, которое идентично с тем, что используется на производстве. Первых студентов в своих стенах он принял в 2013 году, первый выпуск состоялся в 2017 году.
Главным мероприятием в рамках реализации проекта стало строительство на территории завода учебно-лабораторного комплекса площадью более 1 тыс. кв. метров, в котором учащиеся колледжа приобретают навыки работы на токарном, фрезерном, электротехническом, сварочном оборудовании, изучают основы программирования, CAD/CAM технологий, проектирования и моделирования, осваивают металлургию, мехатронику, робототехнику, гидро- и пневмоавтоматику.
Участие в проекте предусматривает ряд бонусов для студентов:
-
возможность прохождения производственной практики и оплачиваемой летней стажировки на заводе;
-
социальный пакет, включающий бесплатное питание и бесплатное медицинское обслуживание;
-
дополнительные стипендии студентам, обучающимся на «хорошо» и «отлично», а также призерам соревнований по стандартам WorldSkills;
-
удобная спецодежда для занятий – белые халаты для занятий в лабораторном корпусе и желтые комбинезоны для практики в цехах и занятий в экспериментальном зале;
-
закрепленный наставник из числа опытных производственников;
-
участие во всех культурно-массовых, спортивных и научно-практических мероприятиях, проводимых на заводе;
-
прохождение после окончания обучения обязательной военной службы в подшефной воинской части в поселке Мирный Самарской области лучшими выпускниками.
За все время реализации проекта из колледжа вышли более 300 выпускников, сегодня в «Колледже будущего Татарстана» проходит обучение около 450 студентов по шести специальностям и профессиям: «Оператор станков с программным управлением», «Литейное производство черных и цветных металлов», «Технология машиностроения», «Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования», «Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования», «Слесарь механосборочных работ (мастер)».
Стоимость подготовки одного студента составляет около 100 тыс. рублей, 20% этой суммы оплачивает «РИМЕРА-АЛНАС»
В рамках проекта также реализуются мероприятия по ранней профориентации.
На базе «Колледжа будущего Татарстана» организованы бесплатные факультативные занятия для школьников и студентов, позволяющие изучать новые технологии современного машиностроения.
Ежегодно более 70 первоклассников – детей сотрудников завода «РИМЕРА-АЛНАС» – посещают предприятие и учебные лаборатории колледжа, где пробуют себя в роли электриков, сварщиков и мехатроников. 1 июня, в Международный день защиты детей, на интерактивных выставочных площадках студенты знакомят юных альметьевцев с работой мехатронной станции и учебных тренажеров. Также в течение учебного года преподаватели и студенты колледжа проводят экскурсии для учащихся школ Альметьевского района. Всего в профориентационную деятельность вовлечено более 3000 детей из 46 школ Альметьевского муниципального района.