Содействие студентам в приобретении практических навыков в Белгородской области
11 июля 2023 года постановлением правительства Белгородской области утверждена региональная стратегия социально-экономического развития на период до 2030 года.
В числе основных направлений документа – развитие качества системы образования и развитие культуры.
Долгосрочная цель развития системы профессионального образования в соответствии с документом заключается в выстраивании бесшовной траектории подготовки кадров для экономики региона, которая обеспечит сохранение человеческого потенциала и его интеграцию в новые технологически интенсивные производственные цепочки.
В числе приоритетных направлений определены:
- реализация программ опережающей профессиональной подготовки школьников 8- 9-х классов на базе профессиональных образовательных организаций, включая создание инфраструктуры с полным воспроизводством производственных процессов;
- подготовка высококвалифицированных рабочих кадров с расширенным профилем компетенций, включающим часть инженерных компетенций;
- формирование региональной системы наставничества для сотрудников предприятий по приоритетным направлениям экономики для сопровождения студентов;
- введение для студентов университетов системы получения рабочей специальности в колледже (на базе университета) как дополнительной квалификации уровня СПО;
- программы дополнительного профессионального образования по наиболее перспективным профессиям, реализуемые совместно с предприятиями Белгородской области (в том числе – с использованием федеральных механизмов и институтов развития, таких, как Роструд, Агентство развития навыков и профессий и др.).
Основным стратегическим приоритетом документа является сохранение областной системы профессионального образования, в том числе современных форматов государственно-частного партнерства, дуального обучения, подготовки кадров для инвестпроектов.
Стратегией в числе прочего предусмотрено создание малых предприятий на базе профессиональных образовательных организаций по модели «колледж – завод», где колледж воспроизводит бизнес-процесс, помогает вырабатывать практические навыки, создает полноценные рабочие места для студентов с оплатой труда.
В целях подготовки кадров в сфере культуры и восполнения их дефицита необходимо реализовать стратегические проекты по совершенствованию системы прогнозирования потребности в профессиональных кадрах, внедрению системы планирования компетенций, квалификаций и карьерного ориентирования на основе профессиональных стандартов, активному проведению профориентационной работы среди школьников и др
Меры, связанные с достижением стратегических целей кадрового обеспечения экономики региона, предусматривают такие задачи, как:
- оперативный анализ кадровой потребности на предприятиях, расширение специализации программ подготовки (ДПО) на базе образовательных организаций; программы раннего трудоустройства, в том числе студентов вузов и колледжей в партнерстве с ведущими предприятиями региона; выплаты повышенных стипендий учащимся по наиболее востребованным предприятиями направлениям подготовки (в краткосрочном периоде);
- разработка системы мониторинга и прогнозирования рынка труда, исходя из социально-экономической ситуации в области, приоритетов и реализуемых проектов развития; дальнейшая реализация действующего механизма распределения КЦП и целевого обучения, направленного на учет запросов и всех потребностей работодателей; разработка перечня новых профессий и необходимых программ подготовки в перспективных отраслях экономики, которые будут востребованы в долгосрочном периоде 7 –10 лет (в долгосрочном периоде до 2030 года).
«Бесшовная система роста профессиональных компетенций и трудоустройства» – стратегический проект для решения данных задач. Он включает комплекс мероприятий, в числе которых:
- создание и развитие платформы «Дорога навыков» для разработки индивидуальных образовательных и карьерных траекторий школьников, студентов, молодых специалистов, включая размещение новых образовательных продуктов (тесты, онлайн-курсы, олимпиады, виртуальные рабочие места и др.);
- предоставление грантов организациям системы образования и реального сектора на разработку новых образовательных программ по перспективным профессиям (Школа архитекторов новых профессий и образовательных продуктов) и другие.
Предусмотрено также увеличение количества колледжей Белгородской области, участвующих в федеральном проекте «Профессионалитет», в модели их партнерства с предприятиями. Пилотными колледжами выступят:
- Губкинский горно-политехнический совместно с АО «Комбинат КМАруда»,
- Белгородский машиностроительный техникум совместно с ООО «Белэнергомаш-БЗЭМ»,
- Старооскольский техникум технологий и дизайна совместно с ООО «КО «Славянка»,
- Бирючанский техникум совместно с ГК «ЭФКО»,
- Борисовский агромеханический техникум совместно с Борисовским заводом мостовых металлоконструкций им. В.А. Скляренко.
Фото – Alexxx Malev/Creative Commons