В Иркутской области действуют пятилетние концепции непрерывного агробизнес-образования для устойчивого развития сельских территорий в рамках сетевого взаимодействия разноуровневых образовательных организаций. Практика работает с 2014 года.
Концепция развития непрерывного агробизнес-образования на сельских территориях на 2021–2025 годы утверждена приказом Министерства образования Иркутской области от 1 апреля 2021 г. № 29-мпр и Министерства сельского хозяйства Иркутской области от 1 апреля 2021 г. № 10-мпр.
Субъектами системы непрерывного агробизнес-образования региона являются: областное правительство, министерства образования, сельского хозяйства, труда и занятости населения, Иркутский государственный аграрный университет им. А.А. Ежевского, Региональный центр мониторинга и развития профессионального образования, профессиональные образовательные организации и общеобразовательные организации области, организации АПК.
Концепция реализуется на основе межведомственного и сетевого взаимодействия, социального партнерства, а также оптимального использования образовательных и производственных ресурсов в соответствии с планом-мероприятий (дорожной картой).
Концепция является продолжением аналогичного документа на период до 2020 года, утвержденного приказом министерства образования Иркутской области, министерства сельского хозяйства Иркутской области от 18 июля 2014 г. № 85-мпр/61-мпр.
В ходе реализации концепции 2014 года были достигнуты следующие результаты:
-
создан орган государственно-общественного управления, обеспечивающий координацию действий всех субъектов системы непрерывного агробизнес-образования – областной совет по агробизнес-образованию;
-
создан Региональный ресурсно-методический центр агробизнес-образования, осуществляющий научно-методическое, информационно-коммуникационное, организационно-мониторинговое сопровождение реализации концепции;
-
сформирован механизм отбора, утверждения и поэтапного введения в проект пилотных площадок на базе образовательных организаций, и их реестр;
-
разработан комплекс мероприятий по выявлению лучших образовательных практик (научно-практические конференции, семинары, выставки, мастер-классы, конкурсы);
-
на базе Регионального института кадровой политики и непрерывного профессионального образования (региональный методический центр) запущена система информационной поддержки непрерывного агробизнес-образования, сформирован банк методической документации по агробизнес-образованию, разработанной школьными педагогами;
-
сформировано нормативное и инструктивно-методическое обеспечение системы;
-
обеспечена разработка моделей агробизнес-школ для пилотных площадок реализации проекта «Агробизнес-школа и условия формирования системы непрерывного агробизнес-образования в Иркутской области», процесс тиражирования и популяризации моделей;
-
организовано ежегодное повышение квалификации руководителей и педагогических работников, участвующих в реализации проекта;
-
созданы прецеденты межведомственного взаимодействия в решении задач концепции (межведомственные рабочие группы, коммуникационные площадки и другое);
-
заключено 96 соглашений о сотрудничестве образовательных организаций, являющихся пилотными площадками проекта, с сельскохозяйственными товаропроизводителями, что обеспечило возможность способствовать профессиональному самоопределению школьников благодаря вовлечению их в активные образовательный и производственный процессы, получению практического опыта производства.
Ориентиры концепции на 2021–2025 годы нацелены на три направления:
-
региональное – создание благоприятных социально-экономических условий для обеспечения сельскими территориями занятости населения, повышения уровня и качества жизни;
-
муниципальное – формирование муниципальной образовательной экосистемы сельских территорий как части региональной образовательной экосистемы;
-
локальное – создание условий для формирования агробизнес-компетенций, личностных качеств учащихся сельских школ и организаций СПО.
В качестве основных векторов развития системы непрерывного агробизнес-образования выступают:
-
формирование образовательной экосистемы сельской территории, интегрирующей социальное, производственное, культурное и пространственно-предметное, архитектурное и природное окружение, создание условий формирования и развития базовых компетенций преуспевающего жителя села;
-
переход от эпизодических форм агробизнес-образования к непрерывной и преемственной системе обучения;
-
вовлечение участников системы образования в реализацию совместных проектов.
В 2021–2025 гг. в Иркутской области реализуются следующие комплексные региональные проекты:
-
выявление предпринимательских способностей и вовлечение в предпринимательскую деятельность обучающихся, имеющих предпринимательский потенциал и (или) мотивацию к созданию собственного бизнеса;
-
создание условий для развития исследовательской, лабораторно-опытнической деятельности обучающихся для самореализации и становления их талантов;
-
развитие воспитательной среды, ориентированной на формирование базовых ценностей рачительного хозяина земли;
-
вовлечение общественно-деловых объединений, представителей работодателей в управлении развитием образовательных организаций;
-
формирование готовности школьников планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие, проектировать карьеру (в том числе – прохождение профессиональных проб и получению первой профессии).
Проекты позволяют сфокусировать усилия и ресурсы всех заинтересованных лиц для построения современных инновационных практик.
Реализация комплексных проектов включает:
-
формирование рабочей группы проекта;
-
разработку нормативно-правового и организационно-методического обеспечения;
-
определение пилотных площадок для апробации проекта и формирование команд;
-
повышение квалификации пилотных команд;
-
пилотную апробацию проекта и его корректировку;
-
внедрение проекта в масштабах региона;
-
перевод в режим функционирования.