Система прогнозирования кадровых потребностей Хабаровского края

Система прогнозирования кадровой потребности Хабаровского края создана с целью регулирования объемов и структуры подготовки кадров в соответствии с запросом регионального рынка труда.

Общая потребность в трудовых ресурсах, позволяющая сформировать объективный государственный заказ на подготовку кадров формируется в результате совместной работы отраслевых органов исполнительной власти с работодателями..

С 2015 года в регионе функционирует программный комплекс «Система прогнозирования потребности в профессиональных кадрах для обеспечения социально-экономического развития Хабаровского края на среднесрочный и долгосрочный период». Экспертно-аналитическая система является неотъемлемой частью механизма управления трудовым потенциалом региона.

Использование системы, предназначенной, в числе прочего, для разработки показателей прогноза и определения кадровых потребностей, предусмотрено Порядком разработки прогноза потребности экономики Хабаровского края в профессиональных кадрах, утвержденным постановлением Правительства Хабаровского края от 23 декабря 2020 г. № 556-пр.

Инструмент прогнозирования развернут на технологической площадке Хабаровского краевого института развития образования, подведомственного министерству образования и науки края. Институт также поддерживает работу программного комплекса.

Функционирование системы прогнозирования направлено на решение следующих задач:

  • мониторинг рынка труда;
  • формирование прогноза кадровых потребностей края;
  • достижение баланса между спросом и предложением на рынке труда;
  • синхронизация планов социально-экономического развития и возможностей края;
  • определение оптимальной структуры подготовки кадров.


Эффективность данного инструмента повышается благодаря непрерывному характеру процесса прогнозирования, преемственности и сопоставимость прогнозных оценок по различным горизонтам прогнозирования и различной степени детализации. В этой связи:

  • прогноз спроса и предложения рабочей силы на рынке труда региона и потребностей в подготовке необходимых кадров разрабатывается на 20-летний период (на каждый год отдельно) и ежегодно уточняется/корректируется;
  • прогноз на первые три года 20-летнего периода позволяет определить структурные пропорции (диспропорции) занятости населения для повышения эффективности регулирования процессов формирования и использования трудовых ресурсов, а также для принятия оперативных управленческих решений и снижения безработицы;
  • прогноз на 15–20 лет позволяет усилить позитивный эффект от инвестиций в экономику региона, принимать стратегические решения, проводить системные изменения в сфере образования и на рынке труда, в том числе за счет механизмов государственного регулирования, в соответствии с задачами социально-экономического развития региона;
  • прогноз на 5–10 лет обеспечивает соответствие структуры подготовки специалистов в учреждениях профессионального образования требованиям изменяющегося рынка труда;
  • исходные и результирующие показатели разделены на группы, в каждой группе все показатели имеют одинаковую структуру данных и глубину детализации, что позволяет получать согласованные прогнозы с любой (предусмотренной методологией) степенью детализации;
  • большинство показателей имеет многоуровневую вложенную структуру, что дает широкий выбор для агрегации прогнозных результатов.


Долгосрочные прогнозы носят, как правило, альтернативный характер. Как следствие, прогноз спроса и предложения рабочей силы разрабатывается для различных сценариев социально-экономического развития региона (базовый, инерционный, пессимистический), выявляются основные факторы, влияющие на результаты прогнозирования, и анализируется чувствительность прогноза к изменению этих факторов.

Алгоритм прогнозирования динамики регионального рынка труда и определения оптимальной структуры подготовки кадров включает несколько шагов:

  1. Сбор информации, используемой для построения прогноза.
  2. Прогнозирование спроса на рабочую силу.
  3. Прогнозирование предложения рабочей силы на рынке труда.
  4. Оценка дисбаланса спроса и предложения рабочей силы на рынке труда определение возможностей снижения дисбаланса, оптимизация структуры подготовки профессиональных кадров.


Опросные анкеты заполняются работодателями, участвующими в разработке прогноза, с использованием личных кабинетов экспертно-аналитической системы в период с 1 января по 15 апреля в год разработки прогноза. Результаты их опроса обрабатываются институтом развития образования, который затем формирует показатели прогноза.

Для получения независимой оценки, обеспечения контроля обоснованности прогнозных показателей, их соответствия стратегическим направлениям развития отраслей экономики края прогноз рассматривается объединениями работодателей, в том числе в рамках заседаний Трехсторонней комиссии или Общественного совета при комитете по труду и занятости населения правительства края.

Комплекс моделей прогнозирования состоит из двух моделей: модели экономики и модели рынка, а также модуля оптимизации структуры приема в учреждения профессионального образования.

Модель экономики на основе статистических макроэкономических данных прогнозирует значения ключевых показателей экономики региона, определяющих кадровые потребности региона для заданных сценариев развития.

Модель рынка труда на основе показателей рынка труда, естественного движения населения, сферы образования и экономического развития (из модели экономики) прогнозирует предложение рабочей силы на региональном рынке труда, а также отдельные показатели движения рабочей силы.

Модуль принятия решений на основе прогнозируемого спроса и предложения рабочей силы на рынке труда определяет дисбаланс кадровой потребности, вычисляет оптимальную структуру приема граждан в учреждения профессионального образования для различных сценариев социально-экономического развития региона.

Результатом работы модуля принятия решений являются:

  • прогноз дисбаланса кадровой потребности для различных сценариев социально-экономического развития региона;
  • оптимальная структура приема граждан по очной форме обучения в учреждения профобразования.
Согласие на обработку файлов cookies
Продолжая использовать сайт, Вы даете АНО НАРК (ИНН 7 710 475 530), согласие на обработку файлов cookies и пользовательских данных. Если Вы не хотите, чтобы Ваши вышеперечисленные данные обрабатывались, просим отключить обработку файлов cookies и сбор пользовательских данных в настройках Вашего браузера или покинуть сайт.