Регламент формирования прогноза потребности в профессиональных кадрах для обеспечения социально-экономического развития Республики Саха (Якутия) был утвержден постановлением правительства Республики от 28 января 2021 г. № 10 в целях:
-
удовлетворения потребности в кадрах отраслей экономики Республики Саха (Якутия);
-
формирования профессионально-квалификационной структуры подготовки кадров в соответствии со спросом на рабочую силу на региональном рынке труда;
-
оценки сбалансированности потенциального предложения и потенциального спроса на работников;
-
определения структурных пропорций предложения и спроса на рынке труда.
Корректировка прогноза потребности в кадрах на среднесрочный период осуществляется ежегодно, на долгосрочный период – один раз в три года.
Прогноз разрабатывается на вариативной основе. При его построении рассматриваются три основных сценария:
-
инерционный (сохранение сложившихся темпов развития экономики и изменений в социальной и трудовой сферах);
-
базовый (наиболее вероятный сценарий социально-экономического развития, учитывающий стратегические планы развития региона);
-
инвестиционный (отличается от базового значительным улучшением инвестиционного климата в стране и объемом реализуемых инвестиционных проектов).
Формирование прогноза включает следующие основные этапы:
-
сбор исходных данных и актуализация информации, необходимой для расчета прогнозной потребности в кадрах;
-
прогнозирование потребности экономики Республики Саха (Якутия) в профессиональных кадрах;
-
формирование предложений по оптимальной структуре приема на подготовку специалистов по уровням профессионального образования.
Согласование показателей проекта прогноза потребности в специалистах с высшим и средним профессиональным образованием осуществляет Межведомственная рабочая группа, созданная по поручению правительства региона Государственным комитетом по занятости населения республики.
Постановлением правительства региона от 23 июня 2022 г. № 363 в целях автоматизации процесса межведомственного взаимодействия исполнительных органов государственной власти и муниципальных образований Республики Саха (Якутия) при формировании прогноза введена в эксплуатацию государственная информационная система «Информационная система прогнозирования потребности в профессиональных кадрах для обеспечения социально-экономического развития Республики Саха (Якутия) на среднесрочный и долгосрочный периоды» и утверждено Положение о ней.
Государственный комитет Республики Саха (Якутия) по занятости населения выступает уполномоченным государственным органом, ответственным за организационное и нормативное правовое обеспечение ввода в эксплуатацию, функционирования и развития информационной системы.
Центр занятости населения республики выполняет роль оператора информационной системы, который осуществляет ее эксплуатацию, включая обработку информации, содержащейся в базах данных.
Республиканский центр инфокоммуникационных технологий уполномочен обеспечивать бесперебойное функционирование программно-аппаратного комплекса и защиту информации, обрабатываемой в системе.
Финансирование работ по разработке, эксплуатации и развитию системы осуществляется за счет средств государственного бюджета региона, предусмотренных на реализацию государственной программы «Содействие занятости населения Республики Саха (Якутия) на 2020–2024 годы», утвержденной постановлением правительства республики от 15 сентября 2021 г. № 348.
Информационная система состоит из следующих подсистем:
-
сбор исходной информации;
-
ситуационное прогнозирование и сценарное моделирование;
-
анализ кадрового обеспечения;
-
формирование КЦП;
-
выбор профессии.
Подсистема «Сбор исходной информации» предназначена для наполнения статистической информацией, данными о текущей и перспективной потребности в кадрах предприятий, перечнем инвестиционных проектов.
Подсистема «Ситуационное прогнозирование и сценарное моделирование» служит для автоматизированной агрегации заполненных форм, формирования экспертных сценариев развития и определения объема и структуры подготовки кадров в разрезе укрупненных групп специальностей.
Подсистема «Анализ кадрового обеспечения» предоставляет функциональные возможности для сравнительно-сопоставительного анализа полученных результатов прогнозирования при различных сценариях развития с использованием графических и табличных представлений.
Подсистема «Формирование КЦП» обладает функциональными возможностями по распределению КЦП между образовательными организациями СПО.
Подсистема «Выбор профессии» дает возможность незарегистрированным пользователям получать информацию по востребованным в экономике республики направлениям подготовки (специальностям).
Сбор и внесение в систему статистических данных производится участниками процесса прогнозирования по блокам «Экономика», «Рынок труда» «Образование», «Демография» с помощью информационного портала, который доступен по адресу http://trudprognoz.sakha.gov.ru/. Регламент определяет состав и структуру используемых статистических данных, источники данных, участников процесса прогнозирования, ответственных за ввод и верификацию данных.
Для проведения опроса работодателей исполнительные органы государственной власти республики (их перечень также установлен в Регламенте) формируют списки организаций по видам экономической деятельности, подлежащих анкетированию, и направляют их в уполномоченный орган (с указанием фамилии, имени, отчества руководителя, вида экономической деятельности, фактического адреса нахождения организации, контактного номера телефона, адреса электронной почты при наличии). В списки включаются крупные, средние и малые организации
Минимальный охват среднегодовой численности работников организаций в представленных списках должен составлять не менее 30% занятых по ВЭД (30% численности занятых по крупным и средним организациям, 30% численности занятых по малым организациями).
Опрос работодателей осуществляется уполномоченным органом через личные online-кабинеты на информационном портале.