Статьи
21.02.2024
Национальная система квалификаций: как студентов готовят к работе

Для того чтобы быть более конкурентным и востребованным на рынке труда, необходимо систематически получать новые знания и подтверждать свои умения. Для ряда специальностей в стране проводят независимую оценку квалификации (НОК). Так работодатели могут оценить уровень подготовки своих сотрудников, а выпускники учебных заведений — доказать свою компетентность. Отметим, что развитие профессиональных навыков находится в фокусе национального проекта «Демография»

В прошлом году запустили пилотный проект по применению инструментов Национальной системы квалификаций (НСК) в кадровом обеспечении предприятий ракетно-космической промышленности Красноярского края. О том, каких результатов удалось достичь на сегодняшний день, расскажем в нашем материале.


Независимая оценка сотрудника

Среди инструментов Национальной системы квалификаций выделяют следующее: документы с информацией о трудовых функциях работников и независимую оценку квалификации. За разработку и актуализацию профессиональных стандартов и организацию НОК отвечают советы по профессиональным квалификациям (СПК) — постоянно действующие органы НСК, которые создаются по отдельным видам деятельности. Они также формируют сеть центров оценки квалификации и контролируют их деятельность.

Подробнее стоит остановиться на том, что такое НОК. Независимая оценка квалификации проводится в форме профессионального экзамена, который разделен на два этапа: теоретический и практический. На испытании оценивают профессиональную квалификацию соискателей. Экзамен проводят признанные в отрасли эксперты. Отметим, что образовательная организация не может быть центром оценки квалификации.

«Успешное прохождение НОК повышает конкурентоспособность выпускников учебных заведений на рынке труда, а совмещение профессионального экзамена с промежуточной или итоговой аттестацией позволяет студентам пройти его бесплатно», — отмечает руководитель Базового центра подготовки кадров Национального агентства развития квалификаций Ольга Клинк.

Для учебных учреждений НОК — источник обратной связи, необходимой для повышения качества образовательных программ, их заточки под требования работодателей. Кстати говоря, это подтверждают и цифры.

«С 2018 года Национальное агентство курирует применение независимой оценки квалификации в среднем профессиональном образовании. Процент успешно сдавших профессиональный экзамен с каждым годом растет: 2018–2020 годах — 36,3%; 2021 году — 47%, 2022 году — 50%, а в 2023-м — 63%. Вузы включились в работу в 2022 году, и число их студентов, прошедших НОК, пока исчисляется лишь сотнями, но результаты они показывают хорошие: более 70% сдававших с экзаменом справились», — рассказала собеседница.


Подготовка современных рабочих

В оценке квалификации заинтересованы работодатели. С ее помощью они могут сформулировать требования к подготовке специалистов. По словам Ольги Клинк, эти возможности НОК и используются в пилотном проекте по применению инструментов Национальной системы квалификаций, который запустили в апреле 2023 года в Красноярске.

Так, в рамках пилотного проекта решается важная задача по подготовке современных рабочих для ракетно-космической промышленности, в том числе для серийного производства космических аппаратов. Одновременно с этим также отрабатывается адаптивная модель подготовки кадров под рабочее место.

«Модель предусматривает использование профессиональных стандартов и независимой оценки квалификации, расширение практики совмещения студентами образовательной и трудовой деятельности в сочетании с отслеживанием освоения ими каждого умения и знания как основы для своевременной коррекции подготовки, а также системное включение работодателей в разработку и реализацию образовательных программ», — рассказала спикер.

В пилотном проекте принимает участие компания «Решетнев». С апреля прошлого года в рамках проекта на практику на это предприятие взяли 387 студентов. Учащихся распределили на будущие рабочие места и за каждым из них закрепили индивидуального наставника. Так, ребята стали изучать оборудование, методы и средства контроля качества продукции, а также учиться работать на производстве.

387 студентов взяли на практику в компанию «Решетнев» в рамках пилотного проекта по применению инструментов Национальной системы квалификаций

Как рассказал нашему порталу заместитель генерального директора по управлению персоналом компании «Решетнев» Александр Берестов, благодаря пилотному проекту планируется устроить на предприятие студентов и выпускников. При этом срок адаптации таких работников минимален. Студенты в рамках проекта получают углубленную практико-ориентированную подготовку, что повышает их конкурентоспособность на рынке труда и дает возможность работать на предприятии.

«Главный результат проекта — повышение качества подготовки. Считаем, что данная методика будет интересна всем работодателям, реализующим программы целевой опережающей подготовки персонала во взаимодействии с образовательными организациями», — отметил Берестов.

За 2023 год уже трудоустроены 66 выпускников образовательных организаций — участников проекта и студентов старших курсов. Остальных учащихся ждут на работу уже после завершения обучения и получения квалификации.

Часть из этих студентов получают образование в аэрокосмическом колледже Сибирского государственного университета науки и технологий, который также принимает участие в пилотном проекте. Это одно из крупнейших учебных заведений Красноярского края, в нем учатся более 3 тыс. человек на 18 специальностях. В этом году учреждению исполняется 80 лет.

«Нас заинтересовала сама идея „бесшовного“ вхождения студентов на предприятия и максимально короткой адаптации выпускника на производстве. Проект укрепил и без того давние взаимоотношения колледжа и АО „Решетнев“. Мы не только сплотили уровень руководства, но и очень активно стали продвигать взаимодействие представителей компании-участников непосредственно с преподавательским составом», — рассказала нашему порталу директор колледжа Елена Кустова.

Помимо ежегодной практики студентов на предприятии в ходе пилотного проекта представители предприятия стали привлекаться к разработке образовательных программ, вплоть до заданий по практической подготовке.

«Все наработки, которые мы смогли приобрести в результате совместных трудов с АО „Решетнев“, мы используем и с другими предприятиями-партнерами», — отметила собеседница.

Уже сегодня и в самом колледже появились плоды пилотного проекта. Так, в учебном заведении пересмотрели программу практик и расширили программу индивидуальных графиков студентов.

«Всего на сегодняшний день в колледже совмещают учебу и работу на предприятии 85 человек. В процессе трудоустройства находятся еще примерно 27 человек», — отметила директор.

Еще одно учебное заведение, которое принимает участие в пилотном проекте, — Красноярский техникум промышленного сервиса, существующий с 1942 года.

Как рассказала нашему порталу директор колледжа Ирина Магомедова, за последние полгода учебному заведению пришлось подготовить не только программы для запуска студентов, но и переучить мастеров производственного обучения, а также подготовить систему наставников на предприятиях.

«Изначально согласились участвовать в проекте только два предприятия — „Красмаш“ и „Решетнев“. Тогда в пилотный проект вошли 127 студентов 2–5-х курсов. Именно с АО „Решетнев“ были отработаны изменения содержания программ, а с „Красмаш“ — механизм практики параллельно с обучением», — отметила спикер.

На данный момент к проекту присоединились и другие предприятия, а число образовательных учреждений-участников увеличилось до шести. Отметим, что сегодня есть ребята третьего курса, которые уже работают в конструкторском бюро на предприятии «Решетнев».


Усиленное обучение кадров

Чтобы повысить квалификацию выпускников и студентов и подготовить их к дальнейшей работе, использовали целый комплекс инструментов. По словам Ольги Клинк, усилили модули в программах подготовки специалистов среднего звена. В обучении стали активно внедрять рабочую документацию, программные продукты, оборудование и расходные материалы, применяемые на предприятиях. Также часть материала, который традиционно изучался за партой или в лабораториях и мастерских колледжа, теперь осваивается во время практики на предприятии.

Уже сегодня по актуализированным программам обучаются 644 студента, 125 из них сочетают обучение с работой на предприятиях Красноярского края и, соответственно, учатся по индивидуальным планам. Более того, уже есть студенты, которые освоили квалификации операторов станков с программным управлением, токарей и фрезеровщиков высокого четвертого разряда.

Автор – Алена Анисимова.

Источник: «Национальная система квалификаций: как студентов готовят к работе», Национальные Проекты.рф

 


Согласие на обработку файлов cookies
Продолжая использовать сайт, Вы даете АНО НАРК (ИНН 7 710 475 530), согласие на обработку файлов cookies и пользовательских данных. Если Вы не хотите, чтобы Ваши вышеперечисленные данные обрабатывались, просим отключить обработку файлов cookies и сбор пользовательских данных в настройках Вашего браузера или покинуть сайт.