Павел Свистунов,
первый заместитель генерального директора НАРК
Алексей Родионов,
старший аналитик по региональному развитию
и международным связям НАРК
Введение
В конце прошлого года на федеральном уровне была утверждена[1] Долгосрочная программа содействия занятости молодежи на период до 2030 года, одной из задач которой определено создание механизмов снижения рисков незанятости молодежи, в том числе посредством профессионального обучения различных категорий молодежи.
В этой связи АНО «НАРК» провело анализ особенностей организации субъектами Российской Федерации одной из форм профессионального обучения, определяемой федеральным законодательством как «профессиональное обучение в пределах освоения образовательных программ среднего общего образования». Данная форма профессионального обучения адресована учащимся старших классов и дает им возможность на бесплатной основе получить профессию рабочего или специальность служащего до завершения обучения в общеобразовательной школе.
Источником информации для анализа стали данные Минпросвещения России по результатам федерального статистического наблюдения по форме № ОО-1 «Сведения об организации, осуществляющей образовательную деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования»[2]. Раздел 2.13 указанной формы содержит информацию о численности обучающихся, обученных (получивших свидетельство о профессии рабочего, должности служащего) по программам профессионального обучения в пределах освоения образовательных программ среднего общего образования.
Анализ проведен в целом по Российской Федерации и в разрезе отдельных субъектов Российской Федерации по итогам 2020/2021 учебного года и в сравнении с результатами 2015/2016 учебного года.
1. Законодательство по вопросам профессионального обучения учащихся общеобразовательных учреждений
Основные положения по вопросу организации профессионального обучения установлены статьей 73 федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании», в соответствии с которой:
· профессиональное обучение направлено на приобретение лицами различного возраста профессиональной компетенции, в том числе для работы с конкретным оборудованием, технологиями, аппаратно-программными и иными профессиональными средствами, получение указанными лицами квалификации по профессии рабочего, должности служащего;
· профессиональное обучение по программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих в пределах освоения образовательной программы среднего общего образования предоставляется бесплатно;
· профессиональное обучение осуществляется в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе в учебных центрах профессиональной квалификации и на производстве, а также в форме самообразования;
· продолжительность профессионального обучения определяется конкретной программой профессионального обучения, разрабатываемой и утверждаемой на основе профессиональных стандартов (при наличии) или установленных квалификационных требований организацией, осуществляющей образовательную деятельность.
2. Организация профессионального обучения общеобразовательными учреждениями субъектов Российской Федерации
В течение 2020/2021 учебного года профессиональное обучение в пределах освоения образовательной программы среднего общего образования осуществлялось в 70 из 85 субъектов Российской Федерации.
В числе 15 субъектов Российской Федерации, где по итогам учебного года ни один из учащихся общеобразовательных учреждений не завершил профессиональное обучение, в основном южные республики России (Кабардино-Балкарская Республика, Карачаево-Черкесская Республика, Чеченская Республика, Республика Северная Осетия, Республика Адыгея, Республика Калмыкия), регионы Дальнего Востока (Республика Тыва, Камчатский край, Магаданская область, Чукотский автономный округ), а также г. Севастополь, Республика Мордовия и Мурманская, Нижегородская и Смоленская области.
3. Программы профессионального обучения
Профессиональное обучение осуществлялось по 220 программам, из которых 131 программа была представлена лишь в одном субъекте Российской Федерации, в том числе 76 – только в г. Москве. В среднем (медианное значение) в одном субъекте Российской Федерации профессиональное обучение в пределах освоения образовательных программ среднего общего образования осуществлялось по 4 программам. В нижеследующей таблице 1 представлен перечень субъектов Российской Федерации с наибольшим количеством программ профессионального обучения.
В региональном разрезе наиболее широко были представлены программы профессионального обучения, перечисленные в нижеследующей таблице 2.
4. Численность выпускников по программам профессионального обучения
В целом по Российской Федерации по итогам 2020/2021 учебного года профессиональное обучение в пределах освоения образовательных программ среднего общего образования успешно завершили 66 964 чел., что соответствует 10% от численности выпускников 11-х классов.
По сравнению с 2015/2016 учебным годом численность успешно завершивших профессиональное обучение увеличилась в 29 субъектах Российской Федерации, сократилась в 48 субъектах Российской Федерации, в 8 субъектах Российской Федерации осталось неизменной.
Медианное значение численности завершивших профессиональное обучение в пределах освоения образовательных программ среднего общего образования по одному субъекту Российской Федерации составило 98 чел.
В нижеследующей таблице 3 представлены субъекты Российской Федерации с наибольшим количеством выпускников по программам профессионального обучения в 2020/2021 учебном году.
Как видно из таблицы 3, почти три четверти от общероссийской численности завершивших профессиональное обучение составили учащиеся образовательных организаций г. Москвы (49 611 чел.). Образовательные организации г. Москвы не только обеспечили основную долю прошедших обучение по программам профессионального обучения в 2020/2021 учебном году, но и являлись основным драйвером роста величины этого показателя в целом по России за период 2015/2016 – 2020/2021 учебные годы: если по г. Москве количество завершивших профессиональное обучение увеличилось более чем в 100 раз с 418 чел. до 49 611 чел., то суммарная численность по всем остальным субъектам Российской Федерации сократилась за тот же период с 23 563 до 17 353 чел. (см. рис. 1).
Рисунок 1. Структура численности завершивших профессиональное обучение
в пределах освоения образовательных программ среднего общего образования, тыс. чел.
5. Организация профессионального обучения учащихся общеобразовательных организаций в г. Москве
Профессиональное обучение учащихся общеобразовательных организаций г. Москвы осуществляется в рамках проекта «Профессиональное обучение без границ»[3].
Целями проекта определены:
· ранняя профессиональная социализация лиц в возрасте до восемнадцати лет;
· удовлетворение потребности в профессиональном обучении лиц с ограниченными возможностями здоровья;
· расширение интереса к трудовому и профессиональному обучению в условиях структурных изменений на рынке труда, роста конкуренции, определяющих постоянную потребность экономики города Москвы в профессиональной мобильности молодежи
В рамках проекта школьники, не достигшие 18 лет и не имеющие основного общего или среднего общего образования, а также лица с ограниченными возможностями здоровья, также не имеющие основного общего или среднего общего образования, могут пройти профессиональное обучение по более чем 100 актуальным и востребованным профессиям и после сдачи квалификационного экзамена получить свидетельство о профессии. Обучение проводится в высокотехнологичных лабораториях и мастерских организаций среднего профессионального образования, подведомственных Департаменту образования и науки города Москвы.
Ответственным за организацию и проведение проекта является государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования города Москвы «Московский центр развития профессионального образования». Профессиональное обучение осуществляется за счет бюджетных ассигнований города Москвы в пределах квот на обучение, величина которых ежегодно увеличивается и составила 79 570 мест на обучение на 2021/2022 учебный год и 97 916 мест на 2022/2023 учебный год.
За период с 2016 по 2020 гг. количество программ, по которым осуществляется профессиональное обучение в рамках проекта, увеличилось с 13 до 139. В 2020/2021 учебном году наиболее востребованными профессиями и специальностями по критерию численности успешно завершивших профессиональное обучение были следующие:
1. оператор электронно-вычислительных и вычислительных машин – 10 174 чел.;
2. водитель автомобиля – 7 863 чел.;
3. вожатый – 2 450 чел.;
4. чертежник – 1 989 чел.;
5. младшая медицинская сестра по уходу за больными – 1 486 чел.
6. Наиболее востребованные профессии и специальности по программам профессионального обучения
Из 220 профессий и специальностей, по которым в Российской Федерации 2020/2021 учебном году осуществлялось профессиональное обучение учащихся в пределах освоения образовательных программ среднего общего образования, более половины учащихся выбрали одну из десяти профессий и специальностей, перечисленных в нижеследующей таблице 4.
Таблица 4. Наиболее популярные профессии и специальности для профессионального обучения в пределах освоения образовательных программ среднего общего образования в 2020/2021 учебном году
Выводы
1. В 2021 году перед началом реализации Долгосрочной программы содействия занятости молодежи на период до 2030 года, предусматривающей создание механизмов снижения рисков незанятости молодежи, профессиональное обучение в пределах освоения образовательной программы среднего общего образования было организовано в 70 из 85 субъектов Российской Федерации.
2. В целом по Российской Федерации профессиональное обучение по итогам 2020/2021 учебного года завершило 66 964 чел., что соответствует 10% от численности выпускников 11-х классов. Профессиональное обучение осуществлялось по 220 программам, из которых в наибольшем количестве субъектов Российской Федерации представлены программы профессионального обучения профессиям водителя автомобиля, тракториста и швеи.
2. Организация профессионального обучения осуществляется субъектами Российской Федерации существенно разными темпами и со значительно отличающейся результативностью: по сравнению с 2015/2016 учебным годом численность завершивших профессиональное обучение увеличилась в 29 субъектах Российской Федерации, но сократилась в 48 субъектах Российской Федерации.
3. Регионами-лидерами по результативности организации профессионального обучения в пределах освоения образовательной программы среднего общего образования в 2020/2021 учебном году являлись г. Москва, Республика Саха (Якутия), а также Белгородская и Владимирская области.
4. Реализация в г. Москве проекта «Профессиональное обучение без границ» обеспечило рост количества школьников, прошедших профессиональное обучение в период учебы в старших классах, с 418 чел. в 2015/2016 учебном году до 49 611 чел. в 2020/2021 учебном году, что составило три четверти от общероссийской численности учащихся общеобразовательных учреждений, получивших в период обучения рабочую профессию.
[1] распоряжение Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2021 года № 3581-р
[2] https://edu.gov.ru/activity/statistics/general_edu
[3] См. распоряжение Департамента образования г. Москвы от 17 ноября 2015 г. № 448р «О проведении проекта «Профессиональное обучение без границ» в образовательных организациях, подведомственных Департаменту образования города Москвы»; приказ Департамента образования и науки города Москвы от 15 июля 2022 года № 604 «О проведении проекта «Профессиональное обучение без границ» в 2022/2023 учебном году