Аналитика
15.03.2021
Доклад о развитии независимой оценки квалификации в 2020 году
Доклад о состоянии, динамике развития и результатах деятельности в сфере независимой оценки квалификации в 2020 году
Основные выводы и предложения

К концу 2020 года были достигнуты следующие результаты в сфере развития независимой оценки квалификаций:
– разработаны и утверждены 1 368 профессиональных стандартов, на их основе описаны и утверждены 2 388 профессиональных квалификаций (из них 452 в 2020 году);
– разработано всего 1 182 примера оценочных средств). Сведения о них, включая примеры заданий, требования к материально-техническому и кадровому обеспечению оценочных процедур, размещены в Реестре;
– сеть из 518 центров оценки квалификаций и 964 экзаменационных площадок охватывает 83 субъекта Российской Федерации;
– почти 94 тыс. человек прошли независимую оценку квалификации, из них 81,9 тыс. человек получили свидетельства о квалификации, а 12 тыс.
– заключение о прохождении профессионального экзамена;
– проведена пилотная апробация модели централизованного проведения теоретической части профессиональных экзаменов с применением цифровых технологий, в котором приняли участие 47 пилотных площадок в 17 субъектах Российской Федерации.

Текущее состояние развития системы независимой оценки квалификации характеризуется стабильным ростом количественных показателей ее ключевых элементов (количества утвержденных квалификаций и оценочных средств, действующих центров оценки квалификаций и доступных экзаменационных площадок; числа соискателей, прошедших профессиональный экзамен).

В то же время потенциал системы независимой оценки квалификаций не используется в полной мере.

В целях дальнейшего развития национальной системы квалификаций и системы независимой оценки квалификации в 2020 году был подготовлен проект Стратегии развития национальной системы квалификаций в Российской Федерации на период до 2030 года. Стратегия призвана способствовать достижению национальных целей и реализации стратегических национальных приоритетов, определенных в Указе 33 Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года», а также документах стратегического планирования в сферах научнотехнологического, социально-экономического и информационного развития, обеспечения национальной безопасности, региональной и миграционной политики.

Проектом Стратегии определены приоритеты развития национальной системы квалификаций Российской Федерации в среднесрочной перспективе:
– предоставление гражданам и работодателям достоверной и актуальной информации, а также доступных сервисов в области получения и подтверждения современных квалификаций на основе расширенного применения цифровых технологий;
– оптимизация издержек участников рынка труда за счет интеграции квалификаций, институтов их оценки и признания в национальную систему квалификаций Российской Федерации, обеспечение взаимосвязанности и преемственности квалификаций;
– содействие росту уровня квалификации персонала на основе применения профессиональных стандартов в целях повышения эффективности и безопасности производства, качества продукции и услуг; – обновление структуры и содержания профессионального образования и профессионального обучения в целях ускоренного формирования кадровой основы прорывного технологического развития, роста производительности труда за счет усиления взаимосвязи сферы труда и сферы образования и обучения;
– создание международной системы признания квалификаций;
– снижение барьеров для входа на рынок труда для молодежи, обеспечение доступа к квалификациям для предотвращения бедности и сокращения социального неравенства, обеспечение доступа к инструментам национальной системы квалификаций для лиц старшего возраста.

К основным задачам по развитию системы независимой оценки квалификации, сформулированным в Стратегии, относятся следующие.

В рамках основного направления «Обеспечение доступности для граждан и работодателей востребованных квалификаций, в том числе связанных с появлением прорывных технологий, профессий будущего»:
  • создание и поддержка инструментов мониторинга и прогнозирования потребности национальной экономики, отдельных секторов, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, 34 работодателей и граждан в квалификациях, в том числе по профессиям будущего, с использованием современных цифровых технологий;
  • оптимизация процессов и процедур, связанных с разработкой профессиональных стандартов и квалификаций, образовательных стандартов, примерных и основных образовательных программ с учетом тенденций развития экономики и областей научного знания;
  • обеспечение доступности для граждан и работодателей различных каналов получения востребованных квалификаций и последующего подтверждения их соответствия установленным требованиям. В рамках основного направления «Интеграция институтов, направленных на получение и признание квалификаций, в единую национальную систему квалификаций Российской Федерации»: 
  • развитие в рамках национальной системы квалификаций Российской Федерации взаимодействия работодателей, образовательных организаций, государственных и профессионально-общественных институтов оценки качества подготовки кадров в целях обеспечения рынка труда квалифицированными кадрами в соответствии с перспективными потребностями экономики;
  • использование инструментов национальной системы квалификаций Российской Федерации при формировании кадровой составляющей национальных, федеральных, региональных, муниципальных, отраслевых и ведомственных программ и проектов;
  • формирование национальной и отраслевых рамок квалификаций, национального каталога и реестра квалификаций в качестве системообразующих элементов национальной системы квалификаций Российской Федерации;
  • создание условий для интеграции в национальную систему квалификаций Российской Федерации различных механизмов подтверждения квалификаций, отвечающих общим принципам, в том числе открытости, независимости и доступности процедуры;
  • формирование единой цифровой платформы национальной системы квалификаций Российской Федерации.

В рамках основного направления «Обновление процедур и требований допусков к профессиональной деятельности, связанной с повышенными рисками причинения вреда жизни и здоровью граждан и/или нанесения значительного ущерба организациям, окружающей среде»: 
  • модернизация требований к квалификациям и институтам признания профессионального мастерства работников, профессиональная 35 деятельность которых связана с повышенными рисками причинения вреда жизни и здоровью граждан, нанесения ущерба имуществу, окружающей среде;
  • обновление, в том числе с использованием инструментов независимой оценки квалификации, механизмов допуска к профессиональной деятельности, связанной с повышенными рисками причинения вреда жизни и здоровью граждан, нанесения ущерба имуществу, окружающей среде;
  • формирование единого общедоступного информационного ресурса, содержащего сведения о профессиях и видах деятельности, связанной с повышенными рисками причинения вреда жизни и здоровью граждан, нанесения ущерба имуществу, окружающей среде, по которым требования к квалификациям работников регулируются нормативными правовыми актами Российской Федерации. В рамках основного направления «Обеспечение своевременного реагирования системы подготовки кадров на изменения требований рынка труда»: 
  • вовлечение работодателей в управление качеством реализации основных и дополнительных профессиональных образовательных программ и основных программ профессионального обучения;
  • внедрение процедуры ускоренной актуализации примерных и основных профессиональных образовательных программ, в том числе по направлениям, связанным с развитием цифровой экономики, с учетом требований, предъявляемых работодателями к квалификации выпускников;
  • создание условий для подтверждения квалификаций, полученных по итогам реализации профессиональных образовательных программ (или их модулей) и основных программ профессионального обучения, в том числе с использованием инструментов независимой оценки квалификации.

В рамках основного направления «Создание условий для международной сопоставимости квалификаций и совершенствование механизмов признания российских квалификаций за рубежом и иностранных квалификаций в Российской Федерации»:
  • формирование инструментов сопоставления требований к квалификациям в рамках межгосударственных объединений, участие в которых принимает Российская Федерация;
  • введение процедуры взаимного признания российских квалификаций за рубежом и иностранных квалификаций в Российской Федерации;
  • создание благоприятных условий для получения и подтверждения иностранными гражданами востребованных в российской экономике и 36 перспективных квалификаций на территории Российской Федерации и государств выезда с учетом приоритетов миграционной политики Российской Федерации;
  • создание условий для применения в Российской Федерации передовых зарубежных практик, связанных с востребованными в российской экономике и перспективными квалификациями, а также способов их оценки и подтверждения.

В рамках основного направления «Формирование механизмов стимулирования граждан и работодателей к освоению и использованию современных квалификаций»:
  • предоставление возможностей освоения и подтверждения востребованных квалификаций обучающимся организаций высшего и среднего профессионального образования, а также социально незащищенным слоям населения за счет средств соответствующих бюджетов Российской Федерации;
  • введение налоговых стимулов для работодателей при проведении независимой оценки квалификации работников и лиц, принимаемых на работу, а также при участии в укреплении инфраструктуры экзаменационных центров;
  • развитие механизмов стимулирования работодателей к привлечению для работы специалистов, имеющих подтвержденную квалификацию; 
  • создание механизма стимулирования работников к повышению и подтверждению их квалификации, в том числе путем обеспечения взаимосвязи размера заработной платы с уровнем квалификации и сложностью решаемых задач;
  • организация систематического информирования граждан и работодателей о ресурсах и возможностях национальной системы квалификаций Российской Федерации через средства массовой информации.

Проект Стратегии подготовлен с учетом предложений, поступивших от заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, общероссийских объединений работодателей, профессиональных сообществ, профессиональных союзов, советов по профессиональным квалификациям, прошел публичное обсуждение и получил поддержку на VI Всероссийском форуме «Национальная система квалификаций России» в декабре 2020 г.

В соответствии п. 4 Положения о Национальном совете при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям, 37 утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 апреля 2014 г. № 249, проект Стратегии рассмотрен на заседаниях Национального совета и одобрен в качестве документа, определяющего приоритеты деятельности Национального совета, советов по профессиональным квалификациям, Национального агентства.
Материалы
ДокладНОК-2020.pdf
Согласие на обработку файлов cookies
Продолжая использовать сайт, Вы даете АНО НАРК (ИНН 7 710 475 530), согласие на обработку файлов cookies и пользовательских данных. Если Вы не хотите, чтобы Ваши вышеперечисленные данные обрабатывались, просим отключить обработку файлов cookies и сбор пользовательских данных в настройках Вашего браузера или покинуть сайт.