Аналитика
12.02.2025
Доклад о развитии независимой оценки квалификации в 2023 году

Документ содержит количественные и качественные показатели развития института независимой оценки квалификации в 2023 году, а также задачи на 2024 год

На конец 2023 года были достигнуты следующие результаты:

  • утвержден 1 581 профессиональный стандарт;

  • разработаны и утверждены 3 458 наименований квалификаций и требований к ним;

  • создана сеть из 557 центров оценки квалификаций и 1 464 экзаменационной площадок в 83 субъектах Российской Федерации;

  • разработано и утверждено 1 540 примеров оценочных средств, актуализировано 305 примеров оценочных средств;

  • в Реестре содержатся сведения о 359 045 соискателях, прошедших НОК.

 

В 2023 году продолжена реализация проекта централизованного проведения теоретической части профессионального экзамена с использованием цифровых технологий с участием десяти СПК. Экзамены проведены в 89 местах проведения экзаменов, расположенных в 27 субъектах Российской Федерации для 3285 соискателей. (1466 соискателей успешно сдали экзамен и получили уведомление, 1819 соискателей не сдали экзамен и получили заключение). Свидетельства о квалификации получили 91 соискатель, сдавшие теоретическую и практическую части.

В целях дальнейшего развития НСК и системы НОК в 2023 году проведена работа по совершенствованию нормативной правовой базы независимой оценки квалификации.

В субъектах Российской Федерации продолжена работа по включению НСК и ее элементов в стратегические и/или программные региональные документы по вопросам развития образования, трудовых ресурсов, содействия занятости населения.

С учетом положений Приоритетных направления развития системы независимой оценки квалификации на период до 2024 года к числу основных задач следует отнести:

  • повышение востребованности инструментов и механизмов НОК, в том числе по направлениям подтверждения результатов образования, оценки квалификации персонала на предприятиях и в организациях, оценки квалификации привлекаемых иностранных трудовых мигрантов;

  • расширение практики обязательного прохождения независимой оценки квалификации по видам профессиональной деятельности, выполнение работ по которым связано с повышенными рисками причинения вреда жизни, здоровью и (или) имуществу граждан либо имуществу юридических лиц, ущерба обороне и (или) безопасности государства;

  • повышение качества услуг проведения независимой оценки квалификации, в том числе через расширение возможностей проведения независимой оценки квалификации дистанционно с использованием прокторинга, расширение охвата квалификаций при проведении пробных (демонстрационных) экзаменов, обеспечение возможности онлайн-записи на прохождение процедуры оценки квалификаций, расширение информирования соискателей о материалах, необходимых для подготовки к успешному прохождению независимой оценки квалификации;

  • развитие финансовой модели независимой оценки квалификации с учетом необходимости оптимизации стоимости процедур независимой оценки квалификации, включая повышение прозрачности тарификации услуг независимой оценки квалификации, расширение перечня налоговых льгот в отношении независимой оценки квалификации, устранение административных барьеров в финансировании независимой оценки квалификации для государственных и муниципальных учреждений, а также организаций, цены на продукцию которых регулируются государством;

  • обеспечение организационных предпосылок расширения масштабов независимой оценки квалификации, включая увеличение количества разрабатываемых и актуализируемых оценочных средств, расширения географии присутствия центров оценки квалификации и экзаменационных площадок, минимизации административных барьеров, препятствующих деятельности центров оценки квалификации и советов по профессиональным квалификациям.

 

Кроме того, в 2024 году в целях развития системы независимой оценки квалификации необходимо рассмотреть следующие вопросы:

  • внесение в Общероссийский классификатор видов экономической деятельности (ОКВЭД) деятельности по проведению независимой оценки квалификации;

  • расширение практики установления обязательности независимой оценки квалификации для отдельных отраслей и видов профессиональной деятельности, в том числе, связанных с повышенными рисками причинения вреда жизни и здоровью граждан, нанесения ущерба имуществу, окружающей среде;

  • участие работодателей в прогнозировании кадровой потребности на законодательном уровне;

  • расширение практики использования механизмов независимой оценки квалификации в рамках реализации программ ДПО, осуществляемых в рамках федерального проекта «Содействие занятости» национального проекта «Демография»;

  • масштабирование практики совмещения процедуры государственной итоговой (промежуточной) аттестации обучающихся по программам высшего и среднего профессионального образования с процедурой независимой оценки квалификации в целях повышения прозрачности, объективности, достоверности оценки их качества;

  • включение в расчет норматива обучения студентов организаций высшего и среднего профессионального образования затрат на проведение государственной итоговой или промежуточной аттестации в формате НОК;

  • развитие сервисов, обеспечивающих возможность соотнесения имеющихся у гражданина знаний и умений со знаниями и умениями, требуемыми для выбранной профессиональной квалификации, предоставляющих рекомендации относительно выбора соответствующих образовательных программ и возможности оценки квалификации.

Согласие на обработку файлов cookies
Продолжая использовать сайт, Вы даете АНО НАРК (ИНН 7 710 475 530), согласие на обработку файлов cookies и пользовательских данных. Если Вы не хотите, чтобы Ваши вышеперечисленные данные обрабатывались, просим отключить обработку файлов cookies и сбор пользовательских данных в настройках Вашего браузера или покинуть сайт.