
Документ содержит количественные и качественные показатели развития института независимой оценки квалификации в 2023 году, а также задачи на 2024 год
На конец 2023 года были достигнуты следующие результаты:
-
утвержден 1 581 профессиональный стандарт;
-
разработаны и утверждены 3 458 наименований квалификаций и требований к ним;
-
создана сеть из 557 центров оценки квалификаций и 1 464 экзаменационной площадок в 83 субъектах Российской Федерации;
-
разработано и утверждено 1 540 примеров оценочных средств, актуализировано 305 примеров оценочных средств;
-
в Реестре содержатся сведения о 359 045 соискателях, прошедших НОК.
В 2023 году продолжена реализация проекта централизованного проведения теоретической части профессионального экзамена с использованием цифровых технологий с участием десяти СПК. Экзамены проведены в 89 местах проведения экзаменов, расположенных в 27 субъектах Российской Федерации для 3285 соискателей. (1466 соискателей успешно сдали экзамен и получили уведомление, 1819 соискателей не сдали экзамен и получили заключение). Свидетельства о квалификации получили 91 соискатель, сдавшие теоретическую и практическую части.
В целях дальнейшего развития НСК и системы НОК в 2023 году проведена работа по совершенствованию нормативной правовой базы независимой оценки квалификации.
В субъектах Российской Федерации продолжена работа по включению НСК и ее элементов в стратегические и/или программные региональные документы по вопросам развития образования, трудовых ресурсов, содействия занятости населения.
С учетом положений Приоритетных направления развития системы независимой оценки квалификации на период до 2024 года к числу основных задач следует отнести:
-
повышение востребованности инструментов и механизмов НОК, в том числе по направлениям подтверждения результатов образования, оценки квалификации персонала на предприятиях и в организациях, оценки квалификации привлекаемых иностранных трудовых мигрантов;
-
расширение практики обязательного прохождения независимой оценки квалификации по видам профессиональной деятельности, выполнение работ по которым связано с повышенными рисками причинения вреда жизни, здоровью и (или) имуществу граждан либо имуществу юридических лиц, ущерба обороне и (или) безопасности государства;
-
повышение качества услуг проведения независимой оценки квалификации, в том числе через расширение возможностей проведения независимой оценки квалификации дистанционно с использованием прокторинга, расширение охвата квалификаций при проведении пробных (демонстрационных) экзаменов, обеспечение возможности онлайн-записи на прохождение процедуры оценки квалификаций, расширение информирования соискателей о материалах, необходимых для подготовки к успешному прохождению независимой оценки квалификации;
-
развитие финансовой модели независимой оценки квалификации с учетом необходимости оптимизации стоимости процедур независимой оценки квалификации, включая повышение прозрачности тарификации услуг независимой оценки квалификации, расширение перечня налоговых льгот в отношении независимой оценки квалификации, устранение административных барьеров в финансировании независимой оценки квалификации для государственных и муниципальных учреждений, а также организаций, цены на продукцию которых регулируются государством;
-
обеспечение организационных предпосылок расширения масштабов независимой оценки квалификации, включая увеличение количества разрабатываемых и актуализируемых оценочных средств, расширения географии присутствия центров оценки квалификации и экзаменационных площадок, минимизации административных барьеров, препятствующих деятельности центров оценки квалификации и советов по профессиональным квалификациям.
Кроме того, в 2024 году в целях развития системы независимой оценки квалификации необходимо рассмотреть следующие вопросы:
-
внесение в Общероссийский классификатор видов экономической деятельности (ОКВЭД) деятельности по проведению независимой оценки квалификации;
-
расширение практики установления обязательности независимой оценки квалификации для отдельных отраслей и видов профессиональной деятельности, в том числе, связанных с повышенными рисками причинения вреда жизни и здоровью граждан, нанесения ущерба имуществу, окружающей среде;
-
участие работодателей в прогнозировании кадровой потребности на законодательном уровне;
-
расширение практики использования механизмов независимой оценки квалификации в рамках реализации программ ДПО, осуществляемых в рамках федерального проекта «Содействие занятости» национального проекта «Демография»;
-
масштабирование практики совмещения процедуры государственной итоговой (промежуточной) аттестации обучающихся по программам высшего и среднего профессионального образования с процедурой независимой оценки квалификации в целях повышения прозрачности, объективности, достоверности оценки их качества;
-
включение в расчет норматива обучения студентов организаций высшего и среднего профессионального образования затрат на проведение государственной итоговой или промежуточной аттестации в формате НОК;
-
развитие сервисов, обеспечивающих возможность соотнесения имеющихся у гражданина знаний и умений со знаниями и умениями, требуемыми для выбранной профессиональной квалификации, предоставляющих рекомендации относительно выбора соответствующих образовательных программ и возможности оценки квалификации.