Национальная система квалификаций в вопросах и ответах

Часто задаваемые вопросы

Что дает независимая оценка квалификации?

Независимая оценка квалификации нужна как работодателю, так и работнику (соискателю).
Независимая оценка квалификации необходима работодателю, чтобы: 
1)      подтвердить, что профессиональные знания и умения работников соответствуют требованиям профессионального стандарта. Подтверждение квалификации незаменимо при проведении аттестации работников в целях определения их соответствия занимаемым должностям, а также при проведении кадровых изменений в организации. Результаты оценки могут учитываться при установлении работникам премий, доплат и надбавок за высокую квалификацию.Независимая оценка квалификации позволяет работодателю получить конкурентное преимущество при участии в процедурах, связанных с закупкой товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, подтвердить деловую репутацию, доказав наличие квалифицированного персонала, в международных и российских конкурсах среди предприятий отрасли.2)      выявить у работников квалификационные дефициты – профессиональные знания и умения, которые требуют обновления. Результаты оценки могут стать основой для разработки плана переподготовки (профобразования и профобучения) или повышения квалификации работников. 3)      определить реальный уровень профессиональных знаний и умений соискателей. Это позволяет упростить подбор кандидатов на вакантные должности, сократить возможные риски, связанные с недостаточной квалификацией соискателей, и экономить на дообучении вновь принятых работников.
Независимая оценка квалификации позволяет работнику документально подтвердить перед работодателем уровень своей квалификации, а именно:
- соответствие профессиональных знаний и умений требованиям профессионального стандарта;- достаточность профессиональных знаний и умений работника для выполнения работы определенного уровня сложности.Результаты независимой оценки будут полезны работнику - при риске увольнения в связи с сокращением численности или реорганизацией;- при рассмотрении вопроса о должностном росте (повышении оплаты труда);- при прохождении внутренней аттестации;- при рассмотрении судом иска о восстановлении на работе и др. 
Независимая оценка квалификации позволяет соискателю документально подтвердить перед потенциальным работодателем уровень своей квалификации, а именно:
- соответствие профессиональных знаний и умений требованиям профессионального стандарта;- достаточность профессиональных знаний и умений работника для выполнения работы определенного уровня сложности.

Свидетельство о квалификации дает соискателю конкурентное преимущество при поступлении на работу, особенно впервые или после длительного перерыва. При проведении конкурсного отбора на замещение вакантной должности работодатель вправе учитывать наличие свидетельства о квалификации у соискателей. Потенциальный работодатель может предложить соискателям пройти профессиональный экзамен в центре оценки квалификаций (за счет работодателя). Свидетельство о квалификации необходимо для допуска к определенным видам работ.


Чем отличается аттестация, которую проводит работодатель, от независимой оценки квалификации?

Аттестация – процедура оценки соответствия квалификации работника занимаемой должности или выполняемой работе, в то время как результатом независимой оценки квалификации является подтверждение соответствия уровня знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы работника требованиям профессионального стандарта или квалификационным требованиям, установленным законами и иными нормативными правовыми актами.
Аттестация работников проводится работодателем на основании положения (локального акта), утверждаемого самим работодателем (кроме случаев, когда аттестация отдельных категорий работников регламентируется законодательством). Независимая оценка квалификации проводится центром оценки квалификации в соответствии с Федеральным законом от 3 июля 2016 г. № 238-ФЗ «О независимой оценке квалификации» и принятыми в его исполнение нормативными правовыми актами.
В отличие от аттестации независимую оценку квалификации могут пройти не только работники, но и соискатели, претендующие на осуществление профессиональной деятельности. По результатам аттестации работника, в случае выявления несоответствия его квалификации занимаемой должности или выполняемой работе, работодатель вправе принять решение о расторжении трудового договора. Заключение, выданное центром оценки квалификации, если профессиональный экзамен не был успешно пройден соискателем, не может являться основанием для увольнения работника, но может быть учтено работодателем в рамках аттестации работника.
Таким образом, результаты независимой оценки квалификации могут быть использованы работодателем при проведении процедур аттестации работников, а в случаях, когда прохождение профессионального экзамена является обязательным[1], - подлежат учету при принятии решения о соответствии квалификации работника занимаемой должности или выполняемой работе.
[1] См. ответ к вопросу «Будет ли независимая оценка квалификации обязательной?»

Где можно получить информацию о местах проведения профессиональных экзаменов по необходимой мне квалификации?

Найти информацию о ЦОК и экзаменационных центрах (местах проведения профессионального экзамена) можно в реестре сведений о проведении независимой оценки квалификации[1] на сайте https://nok-nark.ru/cok/list. Для поиска можно использовать фильтры (при необходимости сразу несколько): - наименование квалификации (можно указать ключевые слова, например, «механик» или «станках»); - совет по профессиональным квалификациям (СПК); - наименование ЦОК (можно ввести наименование организации или часть наименования, регистрационный номер); - наименование региона, населенного пункта.
Одновременно с фильтрами Вы можете воспользоваться функцией «Показать на карте» для более удобного поиска ЦОК или экзаменационных центров в своем регионе или населенном пункте.
О каждом ЦОК можно найти информацию: - о том, какими советами по профессиональным квалификациям он наделен полномочиями проводить профессиональные экзамены; - фактический и юридический адреса ЦОК, ФИО руководителя, контактные данные (телефон, адрес электронной почты), ссылку на официальный сайт ЦОК; - перечень квалификаций, по которым ЦОК вправе проводить профессиональные экзамены; - адреса экзаменационных центров, где можно пройти профессиональный экзамен.
Выбрав наименование квалификации, можно получить подробную информацию о ней: уточнить требования к квалификации (при их наличии), перечень документов, необходимых для прохождения профессионального экзамена, а также ознакомиться с примерами оценочных средств. Также всю исчерпывающую информацию о месте проведения профессиональных экзаменов по интересующим квалификациям можно найти через универсальный поиск, который расположен на главной странице в верхнем правом углу.
[1] Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 15 ноября 2016 г. № 649н «Об утверждении порядка формирования и ведения реестра сведений о проведении независимой оценки квалификации и доступа к ним, а также перечня сведений, содержащихся в указанном реестре»

Обязательна ли независимая оценка квалификации, начиная с 1 июля 2019 года (комментарии к статье 11 Федерального закона «О независимой оценке квалификации»)?

Федеральный закон от 3 июля 2019 г. № 238-ФЗ «О независимой оценке квалификации» (далее – Федеральный закон № 238-ФЗ) устанавливает правовые и организационные основы и порядок проведения независимой оценки квалификации работников или лиц, претендующих на осуществление определенного вида трудовой деятельности (часть 2 статьи 1).
Согласно части 3 статьи 1 Федерального закона № 238-ФЗ иной порядок проведения оценки квалификации работников или лиц, претендующих на осуществление определенного вида трудовой деятельности, может быть установлен другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации только в случае, если в отношении соответствующих категорий работников Трудовым кодексом Российской Федерации определены особенности регулирования труда таких работников, в том числе в связи с выполнением работ с вредными и (или) опасными условиями труда (Справочно. Особенности регулирования труда отдельных категорий работников установлены частью 4 Трудового кодекса Российской Федерации.)
Отдельными нормативными правовыми актами Российской Федерации и отраслевыми соглашениями, заключенными на федеральном уровне, определены случаи, когда прохождение работниками независимой оценки квалификации носит обязательный характер.
Федеральным тарифным соглашением в лифтовой отрасли и сфере вертикального транспорта на 2019–2021 годы предусмотрено обязательство работодателей осуществлять оценку и присвоение профессиональных квалификаций работников в рамках независимой оценки квалификации. 
В соответствии с Правилами организации безопасного использования и содержания лифтов, подъемных платформ для инвалидов, пассажирских конвейеров (движущихся пешеходных дорожек) и эскалаторов, за исключением эскалаторов в метрополитенах (утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июня 2017 г. № 743), оценка квалификации работников, осуществляющих деятельность по монтажу, демонтажу, обслуживанию, включая аварийно-техническое обслуживание лифтов, подъемных платформ для инвалидов, движущихся пешеходных дорожек и эскалаторов, осуществляется в соответствии с положениями Федерального закона № 238-ФЗ.
В соответствии с Отраслевым тарифным соглашением в электроэнергетике Российской Федерации на 2019-2021годы стороны социального партнерства в электроэнергетике на отраслевом, территориальном и локальном уровне предпринимают усилия по внедрению отраслевого сегмента Национальной системы профессиональных квалификаций, включая независимую оценку квалификации работников, в том числе, приняв на себя обязательства по формированию планов, предусматривающих периодическую оценку профессиональных квалификаций работников в соответствии с Федеральным законом № 238-ФЗ.
Специалисты финансового рынка организаций, аккредитованных Банком России, с 1 июля 2019 г. проходят независимую оценку квалификации (письмо Банка России от 2 июля 2019 № 06-14-6/5093 «О переходе к независимой оценке квалификации»).
Кроме того, в текущем году Банк России утвердил План мероприятий (дорожную карту) по обеспечению перехода к системе независимой оценки квалификации специалистов финансового рынка.Советом по профессиональным квалификациям финансового рынка совместно с Росфинмониторингом реализуется Дорожная карта внедрения системы независимой оценки квалификации в сфере противодействия отмыванию денег, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения.
Во исполнение пункта 2.5 Плана мероприятий (Дорожной карты) по развитию национальной системы квалификаций в Российской Федерации на период до 2024 года (одобрена Национальным советом при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям 19 октября 2018 г., протокол № 30) до 2021 года планируется внести изменения в нормативные правовые акты, регулирующие порядок допуска к профессиональной деятельности, связанной с повышенными рисками, предусматривающие применение профессиональных стандартов и результатов независимой оценки квалификаций.
Независимая оценка квалификации является процедурой подтверждения соответствия квалификации работника (соискателя) положениям профессионального стандарта (пункт 3 статьи 2 Федерального закона № 238-ФЗ). Поэтому наличие у работника профессиональных знаний и умений, необходимых для выполнения трудовой функции в соответствии с профессиональным стандартом, может быть определено в ходе независимой оценки квалификации. 
В этой связи, похождение независимой оценки квалификации работниками организаций, в деятельность которых внедряются профессиональные стандарты, включая организации, на которые распространяется действие постановления Правительства Российской Федерации от 27 июня 2016 г. № 584, является одной из форм применения профессиональных стандартов.

Кто оплачивает независимую оценку квалификации?

В случае, если НОК проводится по инициативе соискателя, то ее оплата возможна за счет средств:- самого соискателя;- иных физических лиц (родители, иные родственники, третьи лица и др.);- любого юридического лица.
При этом, у соискателя, самостоятельно оплатившего НОК, имеется возможность возмещения расходов посредством получения социального вычета по НДФЛ сумме, фактически уплаченной за НОК, но не более 120 000 руб. в год в совокупности по четырем видам социальных вычетов (пп. 6 п. 1, п. 2 ст. 219 НК РФ[1]).Иные физические или юридически лица, которые оплатили прохождение соискателем НОК, возместить свои расходы не смогут. В случае, если НОК проводится по инициативе работодателя, то ее оплата производится за счет средств работодателя.При этом законодательство предусмотрело для таких работодателей ряд налоговых преференций:
В целях налогообложения прибыли расходы на прохождение НОК учитываются в составе прочих расходов при соблюдении ряда условий (пп. 23 п. 1, п. 3 ст. 264 НК РФ):- наличие договора между ЦОК и работодателем;- наличие трудового договора с работником, прошедшим НОК.
Расходы работодателя на проведение независимой оценки квалификации соискателя (лица, не находящегося в трудовых отношениях с работодателем на момент прохождения профессионального экзамена) включаются в состав затрат в случае, если с соискателем был заключен трудовой договор (т.е. он стал работником).
Соответствующие налоговые преференции предоставляются также для работодателей, использующих упрощенную систему налогообложения (пп. 33 п. 1 ст. 346.16 НК РФ).
Налогоплательщик обязан хранить документы, подтверждающие расходы на прохождение работником НОК на соответствие требованиям к квалификации, в течение всего срока действия договора оказания услуг по проведению НОК и одного года работы физического лица, прохождение которым такой оценки было оплачено налогоплательщиком в соответствии с заключенным с ним трудовым договором, но не менее четырех лет.
НДФЛ. В соответствии с п. 21.1 ст. 217 НК РФ (введен Федеральным законом N 251-ФЗ) не подлежат налогообложению суммы платы за прохождение НОК работников.
Страховые взносы. По мнению Минфина России, на суммы оплаты работодателем прохождения работниками квалификационных экзаменов не начисляются страховые взносы (письмо Минфина РФ от 30.01.18 N 03-04-06/5184[2]). Однако, положения пп. 12 п. 1 ст. 422 НК РФ, пп. 13 п. 1 ст. 20.2 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ[3] прямо не указывают на исключение расходов на НОК из суммы, подлежащей обложению страховыми взносами. Гарантии работникам, направляемым работодателем на НОК.При прохождении НОК с отрывом от работы работодатель обязан:- сохранять за сотрудником место работы (должность);- выплатить среднюю зарплату по основному месту работы;- в размере, предусмотренном для служебных командировок:- выплатить суточные;- оплатить стоимость проезда;- оплатить стоимость проживания.
[1] "Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая)" от 05.08.2000 N 117-ФЗ (ред. от 30.07.2019)[2] Вопрос: Об НДФЛ и страховых взносах при оплате организацией стоимости квалификационного экзамена работника-оценщика. (Письмо Минфина России от 30.01.2018 N 03-04-06/5184) [3] Федеральный закон от 24.07.1998 N 125-ФЗ (ред. от 07.03.2018) "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" 

Вопросы и ответы

О независимой оценке квалификаций

Могут ли быть допущены к прохождению профессионального экзамена соискатели, у которых опыт работы подтверждает наличие навыков выполнения трудовых функций, а уровень и (или) направленность профессионального образования или обучения не соответствуют требованиям профессионального стандарта?

В соответствии с Положением о разработке наименований квалификаций и требований к квалификации, на соответствие которым проводится независимая оценка квалификации, утвержденным приказом Минтруда России от 12 декабря 2016 г. № 726н (далее – Положение), разработку наименований квалификаций и требований к квалификации, на соответствие которым проводится независимая оценка квалификации, с указанием сроков действия свидетельств о квалификации и документов, необходимых для прохождения соискателем профессионального экзамена по соответствующей квалификации, организуют советы по профессиональным квалификациям в соответствии со Структурой, являющейся приложением к Положению (далее – Структура описания квалификации).
Структура описания квалификации, предусматривающая определение советами по профессиональным квалификациям перечня документов, необходимых для прохождения профессионального экзамена по соответствующей квалификации (графа 9), не содержит закрытого перечня этих документов. Таким образом, советы по профессиональным квалификациям имеют право самостоятельно определять перечень документов об образовании и (или) прохождении обучения, документов, подтверждающих наличие предыдущей квалификации (предшествующих квалификаций), необходимых для допуска к профессиональному экзамену по соответствующей квалификации, в зависимости от отраслевой специфики, а также вносить изменения в перечень документов в соответствии с Положением.
Однако, следует отметить, что в соответствии со статьей 57 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ) если в соответствии с ТК РФ, иными федеральными законами с выполнением работ по определенным должностям, профессиям, специальностям связано предоставление компенсаций и льгот либо наличие ограничений, то наименование этих должностей, профессий или специальностей и квалификационные требования к ним должны соответствовать наименованиям и требованиям, указанным в квалификационных справочниках или соответствующим положениям профессиональных стандартов.
Кроме того, если ТК РФ, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации установлены требования к квалификации, необходимой работнику для выполнения определенной трудовой функции, профессиональные стандарты в части указанных требований обязательны для применения работодателями (статья 195.3 ТК РФ).
Таким образом, при определении советами по профессиональным квалификациям перечня документов об образовании и (или) прохождении обучения, документов, подтверждающих наличие предыдущей квалификации (предшествующих квалификаций), необходимых для допуска к профессиональному экзамену по соответствующей квалификации, для исключения нарушений прав соискателей при представлении ими документов согласно перечню документов, необходимо учитывать положения ТК РФ и иных федеральных законов в части требований к образованию и (или) прохождению обучения.Данная позиция отражена также в письме Минтруда России от 4 октября 2019 г. № 14-3/10/В-8230, направленном в адрес Национального совета при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям.
В этой связи, допуск к прохождению профессионального экзамена соискателей, у которых опыт работы подтверждает наличие навыков выполнения трудовых функций, а уровень и (или) направленность профессионального образования или обучения не соответствуют требованиям профессионального стандарта, возможен в случае, если соответствующие  положения будут закреплены в профессиональных квалификациях и поддержаны профессиональным сообществом при проведении профессионально-общественного обсуждения проектов профессиональных квалификаций в соответствии с Положением.

Является ли обязанностью работника прохождение независимой оценки квалификации? Может ли работник отказаться?

Работники имеют право на прохождение независимой оценки квалификации, которое реализуется путем заключения договора между работником и работодателем (статья 197 ТК РФ).В случае заключения такого договора работник обязан пройти независимую оценку квалификации.
Также, в случае если в отраслевом (межотраслевом), территориальном или ином соглашении, заключенном сторонами социального партнерства, предусмотрена обязанность работодателей, присоединившихся к соглашению, направлять работников отрасли на прохождение независимой оценки квалификации, то такие работодатели должны предусматривать в своих коллективных договорах или локальных нормативных актах эти обязательства. При этом обязательство работника по прохождению независимой оценки квалификации закрепляется в договоре, заключенном между работником и работодателем.
В этом случае независимая оценка квалификации является обязательной как для работодателей, так и для работников.

Облагаются ли страховыми взносами суммы оплаты организацией-работодателем стоимости независимой оценки квалификации работника, проводимой в форме профессионального экзамена?

В соответствии с пунктом 1 статьи 420 Налогового кодекса Российской Федерации объектом обложения страховыми взносами для организаций признаются выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
База для начисления страховых взносов для указанных плательщиков определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных пунктом 1 статьи 420 Налогового кодекса Российской Федерации, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в статье 422 Налогового кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 6 Правил проведения центром оценки квалификаций независимой оценки квалификации в форме профессионального экзамена, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16 ноября 2016 г. № 1204, работодатель, направивший работника на прохождение независимой оценки квалификации, производит оплату услуг по проведению профессионального экзамена на основании заключенного между ним и центром оценки квалификаций договора о возмездном оказании услуг, т.е. средства перечисляются работодателем напрямую поставщику услуг.Верховный суд Российской Федерации определил, что сам по себе факт наличия трудовых отношений между работодателем и работниками не влечет квалификацию всех производимых ему работодателем выплат как оплату труда в рамках трудовых отношений. И если выплаты не относятся к стимулирующим, не являются частью заработной платы, не зависят от квалификации работников и условий выполнения работы, то они не являются объектом обложения страховыми взносами (определение Верховного Суда от 18 августа 2016 г. № 310-КГ16-10201).
Таким образом, суммы, уплаченные работодателем центру оценки квалификации, не являются вознаграждением за труд работника, частью заработной платы или стимулирующих выплат и не подлежат включению в базу для исчисления страховых взносов.
Данная позиция подтверждается разъяснениями Минфина России, согласно которым сумма оплаты организацией-работодателем стоимости независимой оценки квалификации работника, проводимой в форме профессионального экзамена, не подлежит обложению страховыми взносами (письмо Минфина России от 30 января 2018 г. № 03-04-06/5184).

Планируется ли включение свидетельства о квалификации обязательным в перечень необходимых документов, предоставляемых работником при приеме на работу?

В процессе развития национальной системы квалификаций, а также при переходе от отраслевых систем оценки к независимой оценке квалификации, наличие у работника свидетельства о квалификации постепенно становится обязательным для допуска к определенным видам работ. К примеру, согласно Федеральному тарифному соглашению в лифтовой отрасли и сфере вертикального транспорта на 2019 – 2021 годы, наличие свидетельства о квалификации обязательно для допуска к работе работника по обслуживанию лифтов. 
Свидетельство о квалификации необходимо иметь и специалистам финансовых организаций. Согласно письму Банка России от 02.07.2019 № 06-14-6/5093 «О переходе к независимой оценке квалификации» с 1 июля 2019 года квалификационные аттестаты не могут быть использованы для проведения оценки квалификации лица и требование к их наличию при осуществлении допуска должностных лиц финансовых организаций и осуществлении контроля за их деятельностью неприменимо.
В тех случаях, когда предоставление свидетельства о квалификации еще не является обязательным, работник имеет право предоставить его работодателю дополнительно по собственной инициативе (при наличии).


Необходимо ли прохождение независимой оценки квалификации непедагогическими работниками учебно-вспомогательного и обслуживающего персонала образовательных организаций?

В случае, если в штате образовательной организации есть специалисты, для допуска к работе которых необходимо прохождение независимой оценки квалификации и наличие свидетельства о квалификации (к примеру, работник по обслуживанию лифтов), то работодатель обязан направить данного специалиста на независимую оценку квалификации и оплатить ее. 

В остальных случаях прохождение работниками учебно-вспомогательного и обслуживающего персонала независимой оценки квалификации не является обязательным, но представляется целесообразным.

В настоящее время прохождение независимой оценки квалификации доступно для следующих категорий работников: бухгалтеров, экономистов, работников охраны, слесарей, иных служащих и технического персонала образовательных организаций. При этом независимую оценку квалификации названные категории работников могут пройти самостоятельно, либо по направлению работодателя.


Будет ли проводиться независимая оценка квалификации учителя (при наличии у него диплома о педагогическом образовании и аттестации)?

Решением Национального совета при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям 25 сентября 2019 г. создан Совет по профессиональным квалификациям в сфере образования.Независимая оценка квалификации педагогических работников возможна после создания и функционирования соответствующей инфраструктуры.
Согласно Национальном проекту «Образование» и Государственной программе Российской Федерации «Развитие образования»:- в 2019 году должны быть созданы 4 центра оценки профессионального мастерства и квалификации педагогов;- к 2024 году должна быть создана целая сеть таких центров во всех субъектах Российской Федерации и не менее 10% педагогических работников систем общего образования и дополнительного образования детей должны пройти Независимую оценку квалификации.
В рамках реализации федерального проекта «Учитель будущего» национального проекта «Образование» к 2024 году в каждом регионе страны появятся центры независимой оценки квалификации педагогов, где можно будет оценить свои компетенции и получить сформированную индивидуальную образовательную траекторию непрерывного повышения квалификации.Получателями федеральной субсидии в 2019 году стали 11 регионов: Республика Адыгея, Кабардино-Балкарская республика, Мордовская республика, Астраханская, Вологодская, Воронежская, Московская, Нижегородская, Новгородская, Тульская и Тюменская области.


Какие локальные акты должны быть приняты работодателем в целях реализации прав работников на прохождение независимой оценки квалификации?

В целях реализации прав работников на прохождение независимой оценки квалификации работодателю необходимо принимать локальные акты:- об определении необходимости направления работников на прохождение независимой оценки квалификации (ст. 196 ТК РФ);- о перечне необходимых профессий и специальностей для направления работников на прохождение независимой оценки квалификации (с учетом мнения представительного органа работников);- об условиях и о порядке направления работников на прохождение независимой оценки квалификации (определяются в коллективном договоре, соглашении, а также в договоре, заключенном между работодателем и работником).
Работодателю также целесообразно принять локальные акты:- о форме подготовки и дополнительного профессионального образования работников (с учетом мнения представительного органа работников);- о внедрении профессиональных стандартов (в организациях, на которые распространяется действие постановления Правительства Российской Федерации от 27 июня 2016 г. № 584).

Будет ли независимая оценка квалификации обязательной?

В 2017 году Минтруд России в информации «Ответы на часто задаваемые вопросы по реализации Федерального закона от 3 июля 2016 г. № 238-ФЗ «О независимой оценке квалификации» (от 21 апреля 2017 г.[1]) изложил позицию о том, что «оценка квалификации является добровольной как для работников, так и для работодателей и не влечет за собой каких-либо обязательных последствий или требований». Эта позиция находила отражение в средствах массовой информации, комментариях специалистов, а также в формирующейся судебной практике по данному вопросу (решение Верховного Суда Российской Федерации от 16 ноября 2017 г. № АКПИ17-733[2]).
Рассмотрим подробнее, в каких случаях НОК носит добровольный характер, а когда наличие свидетельства о квалификации обязательно.
В соответствии со статьей 196 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ) необходимость направления работников на прохождение независимой оценки квалификации определяет работодатель.
Направление работников (с их письменного согласия) на прохождение независимой оценки квалификации осуществляются работодателем на условиях и в порядке, которые определяются коллективным договором, соглашением, а также трудовым договором, заключенным между работодателем и работником.
Работодателем определяется перечень необходимых профессий и специальностей для направления работников на прохождение независимой оценки квалификации (с учетом мнения представительного органа работников).
Работники имеют право на прохождение независимой оценки квалификации, которое реализуется путем заключения договора между работником и работодателем (статья 197 ТК РФ).
В случае если в отраслевом (межотраслевом), территориальном или ином соглашении, заключенном сторонами социального партнерства, предусмотрена обязанность работодателей, присоединившихся к соглашению, направлять работников отрасли на прохождение независимой оценки квалификации, а работники обязаны проходить соответствующие экзамены, то работодатели, присоединившиеся к соглашению, должны предусматривать в своих коллективных договорах или локальных нормативных актах такие обязательства (такая практика уже существует, например, в лифтовой отрасли и сфере вертикального транспорта). В этом случае прохождение независимой оценки квалификации является обязательным как для работодателей, так и для работников отрасли.
Так, пунктом 1.12 Федерального тарифного соглашения в лифтовой отрасли и сфере вертикального транспорта на 2019 – 2021 годы[3], заключенного Общероссийским профсоюзом работников жизнеобеспечения с Федерацией лифтовых предприятий, предусмотрено обязательство работодателей осуществлять оценку и присвоение профессиональных квалификаций работников в рамках независимой оценки квалификации. Подпунктом «б» пункта 7.3.2 Отраслевого тарифного соглашения в электроэнергетике Российской Федерации на 2019 - 2021 годы[4] предусмотрено, что работодатели учитывают уровень профессиональной квалификации работников (в том числе подтвержденный свидетельствами о квалификации, выданными центрами оценки квалификации) при установлении им разрядов (ступеней оплаты труда), установлении тарифных ставок (должностных окладов). В соответствии с Отраслевым тарифным соглашением в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2017-2019 годы (его действие продлено до конца 2022 г.) работодатели организуют оценку и присвоение профессиональных квалификаций работников в порядке, установленном Советом по профессиональным квалификациям в жилищно-коммунальном хозяйстве, в соответствии с нормами трудового законодательства и требованиями Федерального закона от 3 июля 2016 г. № 283-ФЗ «О независимой оценке квалификаций» (пункт 1.10). Независимая оценка квалификации работников на их соответствие профессиональным стандартам, обязательным для применения в соответствии с действующим законодательством, согласно пункту 1.11 Соглашения применяется обязательно. В целях снижения количества аварийных ситуаций, повышения уровня квалификации работников, занятых в сфере ЖКХ, работодателям также рекомендуется проведение независимой оценки квалификации работников на их соответствие квалификационным характеристикам, содержащимся в рекомендательных профессиональных стандартах[5].
Кроме того, обязательность прохождения независимой оценки квалификации для работников лифтовой отрасли уже установлена законодательно.
В соответствии с Правилами организации безопасного использования и содержания лифтов, подъемных платформ для инвалидов, пассажирских конвейеров (движущихся пешеходных дорожек) и эскалаторов, за исключением эскалаторов в метрополитенах (утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июня 2017 г. № 743[6]) оценка квалификации работников, осуществляющих деятельность по монтажу, демонтажу, обслуживанию, включая аварийно-техническое обслуживание лифтов, подъемных платформ для инвалидов, движущихся пешеходных дорожек и эскалаторов, осуществляется в соответствии с положениями Федерального закона «О независимой оценке квалификации». Негативные последствия могут наступить для работника (соискателя) в случае, если результаты независимой оценки его квалификации оказались неудовлетворительными. Трудовое законодательство не запрещает работодателю принять решение об отказе в приеме на работу соискателя в случае его недостаточной квалификации. Это может быть подтверждено, например, неудовлетворительным результатом независимой оценки квалификации. Работодатель вправе учитывать результаты независимой оценки квалификации при проведении аттестации работника в соответствии со статьей 81 ТК РФ[7].
В заключение отметим, что в соответствии с Основными направлениями деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2024 года, утвержденными Председателем Правительства Российской Федерации Д.А. Медведевым 29 сентября 2018 года[8], развитие института национальной системы квалификаций, в том числе за счет повышения вовлеченности работодателей, является одной из приоритетных мер, направленных на поддержание уровня и обновление структуры занятости населения.
Федеральные органы исполнительной власти активно взаимодействуют с советами по профессиональным квалификациям для решения задач обеспечения отраслей необходимыми кадрами.
Совет по профессиональным квалификациям в жилищно-коммунальном хозяйстве совместно с Министерством строительства Российской Федерации реализуют План мероприятий по формированию отраслевой системы квалификаций в ЖКХ. Советом по профессиональным квалификациям финансового рынка было заключено соглашение о сотрудничестве с Банком России, Росфинмониторингом, Федеральным казначейством, Пенсионным фондом Российской Федерации.
Советом по профессиональным квалификациям финансового рынка заключено соглашение о сотрудничестве с Центральным банком Российской Федерации в целях повышения эффективности функционирования системы профессиональных квалификаций в финансовой сфере Российской Федерации. Банком России проводится работа по внесению изменений в нормативные акты Банка России в целях их приведения в соответствие с Федеральным законом № 238-ФЗ [9].В целях обеспечения перехода к системе независимой оценки квалификации специалистов финансового рынка Федеральная служба по финансовому мониторингу и Совет по профессиональным квалификациям финансового (СПКФР) рынка подписали Дорожную карту внедрения системы независимой оценки квалификации в сфере противодействия отмыванию денег, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения (ПОД/ФТ/ФРОМУ). 
Во исполнение пункта 2.5 Плана мероприятий (Дорожной карты) по развитию национальной системы квалификаций в Российской Федерации на период до 2024 года (одобрена Национальным советом при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям 19 октября 2018 г., протокол № 30[10]) до 2021 года планируется внести изменения в нормативные правовые акты, регулирующие порядок допуска к профессиональной деятельности, связанной с повышенными рисками, предусматривающие применение профессиональных стандартов и результатов независимой оценки квалификаций.Механизм независимой оценки квалификации будет с каждым годом охватывать все большее число видов профессиональной деятельности, а вопрос об обязательности его применения будет решаться адресно с учетом приоритетных задач развития экономики страны и обеспечения безопасности граждан.
[1] Информация Минтруда России от 21.04.2017 "Ответы на часто задаваемые вопросы по реализации Федерального закона от 3 июля 2016 г. N 238-ФЗ "О независимой оценке квалификации" [2] Решение Верховного Суда РФ от 16.11.2017 N АКПИ17-733 <Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующими Приказа Минэкономразвития России от 29.05.2017 N 257 и пунктов 13 и 14 утвержденного им Порядка формирования перечня экзаменационных вопросов для проведения квалификационного экзамена в области оценочной деятельности> [3] "Федеральное тарифное соглашение в лифтовой отрасли и сфере вертикального транспорта на 2019 - 2021 годы" (утв. Общероссийским профсоюзом работников жизнеобеспечения, Союзом "Общероссийское отраслевое объединение работодателей лифтовой отрасли, подъемных сооружений и вертикального транспорта "Федерация лифтовых предприятий" 18.10.2018)[4] "Отраслевое тарифное соглашение в электроэнергетике Российской Федерации на 2019 - 2021 годы" (утв. Общероссийским отраслевым объединением работодателей электроэнергетики "Энергетическая работодательская ассоциация России", Общественной организацией "Всероссийский Электропрофсоюз" 21.12.2018) [5] "Дополнительное соглашение к Отраслевому тарифному соглашению в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2017 - 2019 годы" (утв. Общероссийским отраслевым объединением работодателей "Союз коммунальных предприятий", Общероссийским профсоюзом работников жизнеобеспечения 07.12.2018) [6] Постановление Правительства РФ от 24.06.2017 N 743 (ред. от 22.12.2018) "Об организации безопасного использования и содержания лифтов, подъемных платформ для инвалидов, пассажирских конвейеров (движущихся пешеходных дорожек), эскалаторов, за исключением эскалаторов в метрополитенах" (вместе с "Правилами организации безопасного использования и содержания лифтов, подъемных платформ для инвалидов, пассажирских конвейеров (движущихся пешеходных дорожек) и эскалаторов, за исключением эскалаторов в метрополитенах") {КонсультантПлюс}[7] Вопрос: ...Правомерно ли отказать в трудоустройстве соискателю в случае неудовлетворительного результата независимой оценки квалификации или при отказе от ее прохождения? (Консультация эксперта, Минтруд России, 2018) [8] "Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2024 года" (утв. Правительством РФ 29.09.2018) [9] письмо Центрального банка Российской Федерации от 3 июня 2019 г. № ИН-06-61/47 [10] "План мероприятий (дорожная карта) по развитию национальной системы квалификаций в Российской Федерации на период до 2024 года" (Одобрен Национальным советом при Президенте РФ по профессиональным квалификациям (Протокол от 19.10.2018 N 30) 

Что дает независимая оценка квалификации?

Независимая оценка квалификации нужна как работодателю, так и работнику (соискателю).
Независимая оценка квалификации необходима работодателю, чтобы: 
1)      подтвердить, что профессиональные знания и умения работников соответствуют требованиям профессионального стандарта. Подтверждение квалификации незаменимо при проведении аттестации работников в целях определения их соответствия занимаемым должностям, а также при проведении кадровых изменений в организации. Результаты оценки могут учитываться при установлении работникам премий, доплат и надбавок за высокую квалификацию.Независимая оценка квалификации позволяет работодателю получить конкурентное преимущество при участии в процедурах, связанных с закупкой товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, подтвердить деловую репутацию, доказав наличие квалифицированного персонала, в международных и российских конкурсах среди предприятий отрасли.2)      выявить у работников квалификационные дефициты – профессиональные знания и умения, которые требуют обновления. Результаты оценки могут стать основой для разработки плана переподготовки (профобразования и профобучения) или повышения квалификации работников. 3)      определить реальный уровень профессиональных знаний и умений соискателей. Это позволяет упростить подбор кандидатов на вакантные должности, сократить возможные риски, связанные с недостаточной квалификацией соискателей, и экономить на дообучении вновь принятых работников.
Независимая оценка квалификации позволяет работнику документально подтвердить перед работодателем уровень своей квалификации, а именно:
- соответствие профессиональных знаний и умений требованиям профессионального стандарта;- достаточность профессиональных знаний и умений работника для выполнения работы определенного уровня сложности.Результаты независимой оценки будут полезны работнику - при риске увольнения в связи с сокращением численности или реорганизацией;- при рассмотрении вопроса о должностном росте (повышении оплаты труда);- при прохождении внутренней аттестации;- при рассмотрении судом иска о восстановлении на работе и др. 
Независимая оценка квалификации позволяет соискателю документально подтвердить перед потенциальным работодателем уровень своей квалификации, а именно:
- соответствие профессиональных знаний и умений требованиям профессионального стандарта;- достаточность профессиональных знаний и умений работника для выполнения работы определенного уровня сложности.

Свидетельство о квалификации дает соискателю конкурентное преимущество при поступлении на работу, особенно впервые или после длительного перерыва. При проведении конкурсного отбора на замещение вакантной должности работодатель вправе учитывать наличие свидетельства о квалификации у соискателей. Потенциальный работодатель может предложить соискателям пройти профессиональный экзамен в центре оценки квалификаций (за счет работодателя). Свидетельство о квалификации необходимо для допуска к определенным видам работ.


Чем отличается аттестация, которую проводит работодатель, от независимой оценки квалификации?

Аттестация – процедура оценки соответствия квалификации работника занимаемой должности или выполняемой работе, в то время как результатом независимой оценки квалификации является подтверждение соответствия уровня знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы работника требованиям профессионального стандарта или квалификационным требованиям, установленным законами и иными нормативными правовыми актами.
Аттестация работников проводится работодателем на основании положения (локального акта), утверждаемого самим работодателем (кроме случаев, когда аттестация отдельных категорий работников регламентируется законодательством). Независимая оценка квалификации проводится центром оценки квалификации в соответствии с Федеральным законом от 3 июля 2016 г. № 238-ФЗ «О независимой оценке квалификации» и принятыми в его исполнение нормативными правовыми актами.
В отличие от аттестации независимую оценку квалификации могут пройти не только работники, но и соискатели, претендующие на осуществление профессиональной деятельности. По результатам аттестации работника, в случае выявления несоответствия его квалификации занимаемой должности или выполняемой работе, работодатель вправе принять решение о расторжении трудового договора. Заключение, выданное центром оценки квалификации, если профессиональный экзамен не был успешно пройден соискателем, не может являться основанием для увольнения работника, но может быть учтено работодателем в рамках аттестации работника.
Таким образом, результаты независимой оценки квалификации могут быть использованы работодателем при проведении процедур аттестации работников, а в случаях, когда прохождение профессионального экзамена является обязательным[1], - подлежат учету при принятии решения о соответствии квалификации работника занимаемой должности или выполняемой работе.
[1] См. ответ к вопросу «Будет ли независимая оценка квалификации обязательной?»

Обязательна ли независимая оценка квалификации, начиная с 1 июля 2019 года (комментарии к статье 11 Федерального закона «О независимой оценке квалификации»)?

Федеральный закон от 3 июля 2019 г. № 238-ФЗ «О независимой оценке квалификации» (далее – Федеральный закон № 238-ФЗ) устанавливает правовые и организационные основы и порядок проведения независимой оценки квалификации работников или лиц, претендующих на осуществление определенного вида трудовой деятельности (часть 2 статьи 1).
Согласно части 3 статьи 1 Федерального закона № 238-ФЗ иной порядок проведения оценки квалификации работников или лиц, претендующих на осуществление определенного вида трудовой деятельности, может быть установлен другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации только в случае, если в отношении соответствующих категорий работников Трудовым кодексом Российской Федерации определены особенности регулирования труда таких работников, в том числе в связи с выполнением работ с вредными и (или) опасными условиями труда (Справочно. Особенности регулирования труда отдельных категорий работников установлены частью 4 Трудового кодекса Российской Федерации.)
Отдельными нормативными правовыми актами Российской Федерации и отраслевыми соглашениями, заключенными на федеральном уровне, определены случаи, когда прохождение работниками независимой оценки квалификации носит обязательный характер.
Федеральным тарифным соглашением в лифтовой отрасли и сфере вертикального транспорта на 2019–2021 годы предусмотрено обязательство работодателей осуществлять оценку и присвоение профессиональных квалификаций работников в рамках независимой оценки квалификации. 
В соответствии с Правилами организации безопасного использования и содержания лифтов, подъемных платформ для инвалидов, пассажирских конвейеров (движущихся пешеходных дорожек) и эскалаторов, за исключением эскалаторов в метрополитенах (утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июня 2017 г. № 743), оценка квалификации работников, осуществляющих деятельность по монтажу, демонтажу, обслуживанию, включая аварийно-техническое обслуживание лифтов, подъемных платформ для инвалидов, движущихся пешеходных дорожек и эскалаторов, осуществляется в соответствии с положениями Федерального закона № 238-ФЗ.
В соответствии с Отраслевым тарифным соглашением в электроэнергетике Российской Федерации на 2019-2021годы стороны социального партнерства в электроэнергетике на отраслевом, территориальном и локальном уровне предпринимают усилия по внедрению отраслевого сегмента Национальной системы профессиональных квалификаций, включая независимую оценку квалификации работников, в том числе, приняв на себя обязательства по формированию планов, предусматривающих периодическую оценку профессиональных квалификаций работников в соответствии с Федеральным законом № 238-ФЗ.
Специалисты финансового рынка организаций, аккредитованных Банком России, с 1 июля 2019 г. проходят независимую оценку квалификации (письмо Банка России от 2 июля 2019 № 06-14-6/5093 «О переходе к независимой оценке квалификации»).
Кроме того, в текущем году Банк России утвердил План мероприятий (дорожную карту) по обеспечению перехода к системе независимой оценки квалификации специалистов финансового рынка.Советом по профессиональным квалификациям финансового рынка совместно с Росфинмониторингом реализуется Дорожная карта внедрения системы независимой оценки квалификации в сфере противодействия отмыванию денег, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения.
Во исполнение пункта 2.5 Плана мероприятий (Дорожной карты) по развитию национальной системы квалификаций в Российской Федерации на период до 2024 года (одобрена Национальным советом при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям 19 октября 2018 г., протокол № 30) до 2021 года планируется внести изменения в нормативные правовые акты, регулирующие порядок допуска к профессиональной деятельности, связанной с повышенными рисками, предусматривающие применение профессиональных стандартов и результатов независимой оценки квалификаций.
Независимая оценка квалификации является процедурой подтверждения соответствия квалификации работника (соискателя) положениям профессионального стандарта (пункт 3 статьи 2 Федерального закона № 238-ФЗ). Поэтому наличие у работника профессиональных знаний и умений, необходимых для выполнения трудовой функции в соответствии с профессиональным стандартом, может быть определено в ходе независимой оценки квалификации. 
В этой связи, похождение независимой оценки квалификации работниками организаций, в деятельность которых внедряются профессиональные стандарты, включая организации, на которые распространяется действие постановления Правительства Российской Федерации от 27 июня 2016 г. № 584, является одной из форм применения профессиональных стандартов.

Кто оплачивает независимую оценку квалификации?

В случае, если НОК проводится по инициативе соискателя, то ее оплата возможна за счет средств:- самого соискателя;- иных физических лиц (родители, иные родственники, третьи лица и др.);- любого юридического лица.
При этом, у соискателя, самостоятельно оплатившего НОК, имеется возможность возмещения расходов посредством получения социального вычета по НДФЛ сумме, фактически уплаченной за НОК, но не более 120 000 руб. в год в совокупности по четырем видам социальных вычетов (пп. 6 п. 1, п. 2 ст. 219 НК РФ[1]).Иные физические или юридически лица, которые оплатили прохождение соискателем НОК, возместить свои расходы не смогут. В случае, если НОК проводится по инициативе работодателя, то ее оплата производится за счет средств работодателя.При этом законодательство предусмотрело для таких работодателей ряд налоговых преференций:
В целях налогообложения прибыли расходы на прохождение НОК учитываются в составе прочих расходов при соблюдении ряда условий (пп. 23 п. 1, п. 3 ст. 264 НК РФ):- наличие договора между ЦОК и работодателем;- наличие трудового договора с работником, прошедшим НОК.
Расходы работодателя на проведение независимой оценки квалификации соискателя (лица, не находящегося в трудовых отношениях с работодателем на момент прохождения профессионального экзамена) включаются в состав затрат в случае, если с соискателем был заключен трудовой договор (т.е. он стал работником).
Соответствующие налоговые преференции предоставляются также для работодателей, использующих упрощенную систему налогообложения (пп. 33 п. 1 ст. 346.16 НК РФ).
Налогоплательщик обязан хранить документы, подтверждающие расходы на прохождение работником НОК на соответствие требованиям к квалификации, в течение всего срока действия договора оказания услуг по проведению НОК и одного года работы физического лица, прохождение которым такой оценки было оплачено налогоплательщиком в соответствии с заключенным с ним трудовым договором, но не менее четырех лет.
НДФЛ. В соответствии с п. 21.1 ст. 217 НК РФ (введен Федеральным законом N 251-ФЗ) не подлежат налогообложению суммы платы за прохождение НОК работников.
Страховые взносы. По мнению Минфина России, на суммы оплаты работодателем прохождения работниками квалификационных экзаменов не начисляются страховые взносы (письмо Минфина РФ от 30.01.18 N 03-04-06/5184[2]). Однако, положения пп. 12 п. 1 ст. 422 НК РФ, пп. 13 п. 1 ст. 20.2 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ[3] прямо не указывают на исключение расходов на НОК из суммы, подлежащей обложению страховыми взносами. Гарантии работникам, направляемым работодателем на НОК.При прохождении НОК с отрывом от работы работодатель обязан:- сохранять за сотрудником место работы (должность);- выплатить среднюю зарплату по основному месту работы;- в размере, предусмотренном для служебных командировок:- выплатить суточные;- оплатить стоимость проезда;- оплатить стоимость проживания.
[1] "Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая)" от 05.08.2000 N 117-ФЗ (ред. от 30.07.2019)[2] Вопрос: Об НДФЛ и страховых взносах при оплате организацией стоимости квалификационного экзамена работника-оценщика. (Письмо Минфина России от 30.01.2018 N 03-04-06/5184) [3] Федеральный закон от 24.07.1998 N 125-ФЗ (ред. от 07.03.2018) "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" 

О применении профессиональных стандартов

Планируется ли продление срока реализации постановления Правительства Российской Федерации от 27 июня 2016 г. №584 в связи отсутствием многих профессиональных стандартов?

С 1 января 2020 г. у организаций, на которые распространяется действие постановления Правительства Российской Федерации от 27 июня 2016 г. № 584, не будет возможности долго адаптироваться к внедрению новых профессиональных стандартов. Как правило, через 10 дней с момента регистрации в Минюсте России профессиональный стандарт вступает в силу.
Это достаточно короткий срок, поэтому целесообразно инициировать внесение изменений в постановление Правительства Российской Федерации №584 в части введения переходного периода для утвержденных после 1 января 2010 г. профессиональных стандартов сроком не менее 3 месяцев для проведения всех необходимых мероприятий (разработка и утверждение новых должностных инструкций, заключение дополнительных соглашений к трудовым договорам, организация переподготовки кадров, проведение независимой оценки квалификации и т.д.). Прием на работу лиц, чья квалификация не соответствует профессиональном стандартам, с 1 января 2020 г. не допускается.
Несвоевременное внедрение профессиональных стандартов влечет за собой административную ответственность за нарушение требований трудового законодательства, предусмотренную ст. 5.27 КОАП.

Допускаются ли лица к профессиональной деятельности, если они обладают более высокой квалификацией, чем указано в профессиональном стандарте, в частности профессоры, к преподаванию по программам бакалавриата, специалитета, магистратуры, а также соответствующим дополнительным профессиональным программам?

Профессиональные стандарты не стандартизируют должностные обязанности, а описывают профессиональную деятельность и лишь приводят возможные наименования должностей работников, выполняющих ту или иную обобщенную трудовую функцию (далее - ОТФ). То же относится к требованиям к образованию, опыту практической работы, особым условиям допуска к работе. Они определены как минимально необходимые для выполнения соответствующей ОТФ.
При определении должностных обязанностей с использованием профессиональных стандартов работодатель может взять за основу описание ОТФ, в поле «возможные наименования должностей, профессий» которых указана соответствующая должность. Кроме этих ОТФ должностные обязанности педагогических работников в зависимости от специфики деятельности организации могут разрабатываться на основе трудовых функций (ТФ) и действий (ТД) из других ОТФ рассматриваемого и иных профессиональных стандартов. Это правило относится ко всем случаям, когда квалификация педагога соответствует или превышает требования к образованию и опыту работы, необходимые для выполнения той или иной ОТФ, ТФ и ТД, ее составляющих.
Так, например:- профессор может преподавать не только по программам аспирантуры (адъюнктуры), ординатуры, ассистентуры-стажировки и ДПП, ориентированным на кадры высшей квалификации, но и по программам бакалавриата, специалитета, магистратуры, дополнительным профессиональным программам (далее - ДПП) для иных работников, совершенствующих или осваивающих компетенции, необходимые для деятельности более низкого уровня квалификации;- не только профессор, но и иные работники, занимающие должности профессорско-преподавательского состава, могут преподавать по программам аспирантуры (адъюнктуры), ординатуры, ассистентуры-стажировки и ДПП, ориентированным на соответствующий уровень квалификации, если они соответствуют требованиям к квалификации, необходимой для выполнения соответствующей ОТФ.
Кроме этого, обращаем внимание на концевую сноску № 3 в профессиональном стандарте. В ней сказано, что к ОТФ «Преподавание по программам бакалавриата и ДПП, ориентированным на соответствующий уровень квалификации» также относится преподавание по иным программам высшего образования и ДПП, если соответствующие учебные предметы, курсы, дисциплины (модули) ориентированы на подготовку не выше 6 уровня квалификации. Следовательно, если педагог ведет занятия, на которых обучающиеся осваивают (совершенствуют) деятельность не выше 6 уровня квалификации, в т.ч. овладевают отдельными умениями и знаниями, требования к его квалификации определяются в соответствии с ОТФ «Преподавание по программам бакалавриата…» даже если программа в целом предусматривает освоение деятельности более высокого уровня квалификации.

Какие профессиональные стандарты уже введены в сфере дошкольного, начального и среднего общего образования?

  • Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель) (приказ Минтруда России от 18.10.2013 № 544н);
  • Педагог-психолог (психолог в сфере образования) (приказ Минтруда России от 24.07.2015 № 514н);
  • Педагог дополнительного образования детей и взрослых (приказ Минтруда России от 05.05.2018 № 298н);
  • Специалист в области воспитания (приказ Минтруда России от 10.01.2017 № 10н);
  • Специалист, участвующий в организации деятельности детского коллектива (вожатый) (приказ Минтруда России от 25.12.2018 № 840н); 
  • Няня (работник по присмотру и уходу за детьми) (приказ Минтруда России от 05.12.2018 № 769н).

Если ЕТКС и профессиональный стандарт содержат разные требования, каким документом нужно руководствоваться? Планируется ли в ближайшее время отмена квалификационных требований, указанных в ЕТКС, по должностям, по которым имеются профессиональные стандарты?

По общим правилам разрешения интертемпоральных коллизий, если нормативные правовые акты одного уровня регулируют одни и те же вопросы, то должен применяться более поздний акт, т.е. профессиональный стандарт.
В этой связи, утверждение приказами Минтруда России профессиональных стандартов должно повлечь за собой невозможность применения соответствующих параграфов ЕТКС (в части, урегулированной профессиональными стандартами), т.к. профессиональные стандарты являются более поздними документами того же уровня, что и ЕТКС, регулирующими одни и те же вопросы. 
Но есть и примеры отмены (исключения) соответствующих параграфов ЕТК. К примеру, по предложениям Совета по профессиональным квалификациям в области сварки приказом Минтруда России от 9 апреля 2018 г. № 215 исключены из ЕТКС следующие квалификационные характеристики профессий рабочих:- «Газосварщик» 2 - 6 разрядов,- «Сварщик термитной сварки» 2 - 5 разрядов,- «Электрогазосварщик» 2 - 6 разрядов,-«Электрогазосварщик на автоматических и полуавтоматических машинах» 2 - 6 разрядов,- «Электросварщик ручной сварки» 2 - 6 разрядов,- «Сварщик пластмасс» 1 - 4 разрядов.

О советах по профессиональным квалификациям

Как формируется состав членов совета по профессиональным квалификациям и вносятся в него изменения?

Формирование первого состава совета по профессиональным квалификациям происходит при его создании. Организация или несколько организаций, инициирующие создание совета по профессиональным квалификациям, рассылают в заинтересованные организации, представляющие интересы объединений работодателей и профессиональных сообществ в сфере деятельности создаваемого совета по профессиональным квалификациям, письма-предложения о согласии этих организаций войти в состав совета по профессиональным квалификациям с указанием кандидатуры представителя заинтересованной организации. 
Одобрение состава совета по профессиональным квалификациям производится Национальным советом одновременно при одобрении создания СПК и наделении его полномочиями.
Внесение изменений в персональный состав совета по профессиональным квалификациям осуществляется по решению Национального совета на основании обращения СПК.
Поскольку инициатива о внесении изменений в персональный состав совета по профессиональным квалификациям должна исходить от самого совета по профессиональным квалификациям путем направления соответствующих предложений на рассмотрение Национального совета, указанные предложения предварительно должны быть рассмотрены и одобрены на заседании совета по профессиональным квалификациям. При этом, в обновленном составе совета по профессиональным квалификациям должно быть обеспечено участие организаций, представляющих объединения работодателей и профессиональные сообщества, в совокупности осуществляющих свою деятельность на территориях более половины субъектов Российской Федерации и (или) представляющих более пятидесяти процентов работников, занятых определенным видом профессиональной деятельности.
Численность членов совета по профессиональным квалификациям на может превышать 31 человека.

О центрах оценки квалификаций

Где можно получить информацию о местах проведения профессиональных экзаменов по необходимой мне квалификации?

Найти информацию о ЦОК и экзаменационных центрах (местах проведения профессионального экзамена) можно в реестре сведений о проведении независимой оценки квалификации[1] на сайте https://nok-nark.ru/cok/list. Для поиска можно использовать фильтры (при необходимости сразу несколько): - наименование квалификации (можно указать ключевые слова, например, «механик» или «станках»); - совет по профессиональным квалификациям (СПК); - наименование ЦОК (можно ввести наименование организации или часть наименования, регистрационный номер); - наименование региона, населенного пункта.
Одновременно с фильтрами Вы можете воспользоваться функцией «Показать на карте» для более удобного поиска ЦОК или экзаменационных центров в своем регионе или населенном пункте.
О каждом ЦОК можно найти информацию: - о том, какими советами по профессиональным квалификациям он наделен полномочиями проводить профессиональные экзамены; - фактический и юридический адреса ЦОК, ФИО руководителя, контактные данные (телефон, адрес электронной почты), ссылку на официальный сайт ЦОК; - перечень квалификаций, по которым ЦОК вправе проводить профессиональные экзамены; - адреса экзаменационных центров, где можно пройти профессиональный экзамен.
Выбрав наименование квалификации, можно получить подробную информацию о ней: уточнить требования к квалификации (при их наличии), перечень документов, необходимых для прохождения профессионального экзамена, а также ознакомиться с примерами оценочных средств. Также всю исчерпывающую информацию о месте проведения профессиональных экзаменов по интересующим квалификациям можно найти через универсальный поиск, который расположен на главной странице в верхнем правом углу.
[1] Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 15 ноября 2016 г. № 649н «Об утверждении порядка формирования и ведения реестра сведений о проведении независимой оценки квалификации и доступа к ним, а также перечня сведений, содержащихся в указанном реестре»

Иные вопросы

Как проведение мониторинга рынка труда помогает выявлять перспективные направления переподготовки, повышения квалификации и профессиональной подготовки безработных граждан?

В 2018-2019 году Национальным агентством совместно с советами по профессиональным квалификациям и при экспертной поддержке ВЦИОМ был разработан единый инструментарий мониторинга рынка труда. В 2018 году он был апробирован в машиностроении, судостроении, ракетно-космической и телекоммуникационной отраслях. В 2019 году Национальным агентством проведен мониторинг рынка труда практически по всем областям экономической деятельности и регионам страны.На данный момент в мониторинге приняло участие более 30 тыс. предприятий.Одним из условий для формирования равновесия между спросом и предложением на рынке труда является качественный анализ потребности работодателей в квалификациях. Для получения информации об удовлетворенности спроса и квалификационных дефицитах проводится мониторинг рынка труда в разрезе квалификаций.С помощью единого инструментария производится накопление информации о востребованных на рынке труда квалификациях, о квалификационных дефицитах, требованиях к общепрофессиональным компетенциям работников и другие сведения, которые станут основой для  разработки новых и актуализации действующих профессиональных стандартов, организации независимой оценки квалификации, определении наиболее перспективных направлений переподготовки, повышения квалификации и профессиональной подготовки, в т.ч. безработных граждан. Создавая инструмент для прямой коммуникации между сферой труда и сферой образования, мы наилучшим образом способствуем решению задачи обеспечения сбалансированного рынка труда.Результаты мониторинга за 2018 год доступны на сайте Национального агентства в разделе «Мониторинг рынка труда» (https://nark.ru/activity/monitoring-rynka-truda/itogi-monitoringa-2018.php).Данные, полученные в 2019 году, будут опубликованы в 1 квартале 2020 года.


Кому могут быть присвоены квалификационные разряды по результатам профессионального обучения по профессиям сварочного производства?

Проект Федерального закона № 842643-7 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» в части установления квалификационных разрядов, классов, категорий по соответствующим профессиям рабочих, должностям служащих», внесенный в Государственную Думу ФС РФ распоряжением Правительства РФ от 20.11.2019 № 2743-р, предусматривает, что указание присваиваемой по результатам профессионального обучения квалификаций по соответствующим профессиям рабочих, должностям служащих осуществляется при наличии этих квалификаций в Перечне профессий рабочих, должностей служащих, по которым осуществляется профессиональное обучение, утвержденный Приказом Минобрнауки России от 2 июля 2013 года № 513 (далее – Перечень) .
Приказом Минпросвещения России от 25 апреля 2019 г. № 208 в Перечень внесены изменения, согласно которым из него исключены квалификации, которые ранее могли быть присвоены работникам сварочного производства по результатам профессионального обучения.
Поскольку приказом Минтруда России от 9 апреля 2018 г. № 215 из ЕТКС исключены тарифно-квалификационные характеристики профессий рабочих, соответствующие профессиональному стандарту «Сварщик», требования к квалификации по видам профессиональной деятельности в области сварки в настоящее время установлены только названным профессиональным стандартом. Поэтому присвоение квалификаций работникам сварочного производства осуществляется по результатам проведения независимой оценки квалификации по квалификациям, сформированным на основании профессионального стандарта «Сварщик», с последующим внесением сведений о результатах профессионального экзамена и присвоенных квалификациях в Реестр сведений о проведении независимой оценки квалификации (https://nok-nark.ru/).
  • 1
  • 2