Что такое центр оценки квалификаций
Центры оценки квалификаций (ЦОК) – организации, уполномоченные отраслевыми советами по профессиональным квалификациям (СПК) для проведения независимой оценки квалификации.
Функции ЦОК могут исполнять любые юридические лица, не являющиеся образовательными организациями или их дочерними структурами (союзами, ассоциациями и т.п.).
Порядок организации ЦОК
I. Определение формата
Определить формат: ЦОК может быть как отраслевой, так и многопрофильной организацией. В последнем случае центр оценки квалификаций будет наделен полномочиями от нескольких отраслевых СПК.
II. Наличие профстандартов
Перед созданием отраслевого ЦОК выяснить в Реестре профстандартов наличие профессиональных стандартов, квалификаций и оценочных средств по выбранным видам деятельности. В случае, если перечисленные документы отсутствуют, независимая оценка квалификации не проводится.
III. Подача заявления в СПК
Регистрация ЦОК начинается с подачи заявления и комплекта документов в совет по профессиональным квалификациям.
Организация-заявитель должна иметь:
1) оргструктуру и материально-технические ресурсы для проведения профессионального экзамена;
2) не менее двух работников, имеющих подтвержденную СПК квалификацию и числящихся в штате центра.
Требования к материально-техническим ресурсам и кадрам определены в оценочном средстве для каждой квалификации.
IV. Рассмотрение заявки в СПК
В течение 30 дней с момента подачи документов советом по профессиональным квалификациям проводится техническое рассмотрение заявки. После этого СПК может сформировать комиссию для выездной или документарной проверки, направить в организацию-заявитель список замечаний и предоставить время для их устранения.
V. Регистрация ЦОК или отклонение заявки
Решение о наделении ЦОК полномочиями или отклонение заявки происходит в течение 100 дней с даты подачи заявления. В случае регистрации центра оценки квалификации, СПК в течение пяти дней вносит данные о нем в Реестр и информирует Национальное агентство развития квалификаций.
Полная информация о создании ЦОК опубликована в Порядке наделения полномочиями центров оценки квалификаций, утвержденном Приказом Минтруда России № 759н от 19 декабря 2016 года.
Национальный совет – координационный орган при Президенте Российской Федерации по вопросам создания и развития Национальной системы квалификаций в России (НСК). Образован Указом Президента РФ №249 16 апреля 2014 года.
В состав Национального совета входят представители органов государственной власти, профессиональных и общественных объединений, образовательных и научных организаций.
Основные задачи Национального совета:
● Участие в разработке государственной политики в сфере подготовки высококвалифицированных кадров и в построении Национальной системы квалификаций.
● Координация деятельности органов государственной власти, работодателей, профессиональных и общественных объединений, образовательных и научных организаций по развитию НСК.
● Координация деятельности советов по профессиональным квалификациям.
● Экспертиза проектов нормативных и правовых актов по вопросам развития системы профессиональных квалификаций и независимой оценки квалификаций.
● Экспертиза проектов профессиональных стандартов и федеральных государственных образовательных стандартов.
● Международное сотрудничество в сфере развития Национальной системы квалификаций.
Независимая оценка квалификации (НОК) – это процедура подтверждения соответствия квалификации соискателя положениям профессионального стандарта или другим квалификационным требованиям. Проводится в центрах оценки квалификаций (ЦОК).
Процедура НОК описывается Федеральным законом от 3 июля 2016 г. № 238-ФЗ «О независимой оценке квалификации».
Кратко – о НОК:
- Независимая оценка квалификации проводится в форме профессионального экзамена, состоящего из теоретической и практической частей. Теоретическая часть профэкзамена обычно проходит онлайн, практическая – очно, в условиях, приближенных к производственным. Для проведения экзамена используется профессиональное оборудование, инструменты или их макеты, тренажеры, специальные компьютерные программы.
- НОК могут проходить как лица, самостоятельно обратившиеся в центр оценки квалификаций, так и сотрудники предприятий, проходящие НОК по направлению работодателя.
- В случае успешного прохождения профессионального экзамена соискателю выдается свидетельство о квалификации, а при получении неудовлетворительной оценки – заключение о прохождении профессионального экзамена, включающее рекомендации по дополнительной подготовке.
- Национальное агентство вносит сведения о выданных свидетельствах о квалификации в Реестр сведений о проведении независимой оценки квалификации.
В независимой оценке квалификации (НОК) заинтересованы как работодатели, так и сотрудники предприятий.
Работодателю НОК помогает проводить аттестацию сотрудников, позволяющую определить степень соответствия занимаемым должностям.
Независимая оценка квалификации может применяться в случае кадровых изменений, как часть процедуры аттестации, при подборе кандидатов на те или иные вакансии.
НОК снижает риски, связанные с назначением соискателей с недостаточной квалификацией. Результаты оценки могут учитываться при начислении премий, доплат и надбавок за высокую квалификацию.
НОК подтверждает, что профессиональный уровень работника соответствует требованиям профстандартов. Благодаря НОК предприятия выявляют квалификационный дефицит персонала, а результаты оценки служат основой для разработки плана переподготовки или повышения квалификации работников.
Для сотрудников прохождение НОК служит документальным подтверждением уровня квалификации, способности выполнять работу определенного уровня сложности.
Результаты независимой оценки помогают специалистам при сокращении, увольнении и рассмотрении вопросов о должностном росте.
Аттестация – мероприятие, проводимое на уровне отдельной организации. Её цель – оценка соответствия квалификации работника занимаемой должности или выполняемой работе. Для проведения аттестации сотрудников руководство предприятия утверждает положение (локальный акт). Аттестация некоторых категорий работников регламентируется законодательством.
Независимая оценка квалификации (НОК) – один из элементов Национальной системы квалификаций. Она проводится в соответствии с Федеральным законом от 3 июля 2016 г. № 238-ФЗ «О независимой оценке квалификации» и принятыми в его исполнение нормативными правовыми актами. Прохождение независимой оценки квалификации подтверждает соответствие знаний, умений, профессиональных навыков и опыта специалиста требованиям профессионального стандарта.
Другие различия между аттестацией и независимой оценкой квалификации:
1) Если аттестация показала, что квалификация сотрудника не соответствует занимаемой должности или выполняемой работе, работодатель вправе принять решение о расторжении трудового договора. Неудовлетворительный результат НОК не может стать основанием для увольнения, однако работодатель может принять результаты НОК к сведению при проведении аттестации. Результаты НОК учитываются при принятии решений о занимаемой должности только в случаях, когда прохождение профессионального экзамена является обязательным. [1]
2) Обязательность прохождения аттестации определяется приказом работодателя. Основанием для обязательного прохождения НОК является либо отдельный договор между работодателем и сотрудником, либо соответствующие положения трудового договора. Для ряда квалификаций НОК обязательна независимо от содержания трудового договора. [1]
3) Аттестацию проходят действующие сотрудники предприятия, проработавшие в организации определенное время. Независимую оценку квалификации может пройти не только персонал компании, но и соискатели тех или иных вакансий.
Дополнительно информируем, что в соответствии с письмом Минтруда России от 18 сентября 2019 г. N 14-3/В-742 в порядок проведения процедуры аттестации может быть включено также положение о направлении работника на независимую оценку квалификации как один из этапов аттестации.
_________________________
1 См. ответ к вопросу «Обязательна ли независимая оценка квалификации?»
В настоящее время независимая оценка является обязательной для ряда квалификаций.
В частности, независимую оценку квалификации обязаны проводить предприятия лифтовой отрасли и сферы вертикального транспорта. Данное положение регламентировано Правилами организации безопасного использования и содержания лифтов, подъемных платформ для инвалидов, пассажирских конвейеров (движущихся пешеходных дорожек) и эскалаторов, за исключением эскалаторов в метрополитенах, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июня 2017 г. № 743.
С 1 июля 2019 г. независимую оценку квалификации проходят специалисты финансового рынка, работающие в аккредитованных Банком России организациях (письмо Банка России от 2 июля 2019 № 06-14-6/5093 «О переходе к независимой оценке квалификации»).
С 1 сентября 2022 г. введена независимая оценка квалификации специалистов строительной отрасли, деятельность которых связана с:
- инженерными изысканиями,
- архитектурно-строительным проектированием,
- строительством, реконструкцией, капитальным ремонтом или сносом объектов капитального строительства
В настоящее время осуществляется внедрение независимой оценки квалификации в области сварки, в сфере пожарной безопасности, в электроэнергетике и других отраслях, работа в которых связана с повышенными рисками.
Профессиональные экзамены в рамках НОК проводятся центрами оценки квалификаций (ЦОК) на экзаменационных площадках. Информацию о них можно найти в Реестре сведений о проведении независимой оценки квалификации. [1]
Для поиска можно использовать один или несколько фильтров:
- по наименованию квалификации (можно указать ключевые слова, например, «механик» или «швея»);
- по наименованию совета по профессиональным квалификациям (СПК);
- по наименованию ЦОК (можно ввести название организации или его часть, а также регистрационный номер);
- по региону или населенному пункту.
Поиск ЦОК или экзаменационных центров также доступен на карте.
_________________________
1 Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 15 ноября 2016 г. № 649 н «Об утверждении порядка формирования и ведения реестра сведений о проведении независимой оценки квалификации и доступа к ним, а также перечня сведений, содержащихся в указанном реестре».
В настоящее время независимая оценка является обязательной для ряда квалификаций.
В частности, независимую оценку квалификации обязаны проводить предприятия лифтовой отрасли и сферы вертикального транспорта. Данное положение регламентировано Правилами организации безопасного использования и содержания лифтов, подъемных платформ для инвалидов, пассажирских конвейеров (движущихся пешеходных дорожек) и эскалаторов, за исключением эскалаторов в метрополитенах, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июня 2017 г. № 743.
С 1 июля 2019 г. независимую оценку квалификации проходят специалисты финансового рынка, работающие в аккредитованных Банком России организациях (письмо Банка России от 2 июля 2019 № 06-14-6/5093 «О переходе к независимой оценке квалификации»).
С 1 сентября 2022 г. введена независимая оценка квалификации специалистов строительной отрасли, деятельность которых связана с:
- инженерными изысканиями,
- архитектурно-строительным проектированием,
- строительством, реконструкцией, капитальным ремонтом или сносом объектов капитального строительства
В настоящее время осуществляется внедрение независимой оценки квалификации в области сварки, в сфере пожарной безопасности, в электроэнергетике и других отраслях, работа в которых связана с повышенными рисками.
Специалист, который проходит независимую оценку квалификации по собственной инициативе, оплачивает её самостоятельно. Оплата НОК дает право на возмещение части расходов за счет налогового социального вычета по НДФЛ в сумме не более 120 000 рублей в год.
В случае, если НОК проводится по инициативе работодателя, профэкзамен оплачивает предприятие. При этом сам работодатель может рассчитывать на ряд налоговых преференций.
В случае прохождения НОК с отрывом от производства, за сотрудником сохраняется место работы (должность), а работодатель обязан выплатить ему среднюю зарплату, а также оплатить суточные, стоимость проезда и проживания – если прохождение НОК связано с командировкой.
В состав экзаменационной комиссии должно входить не менее трех экспертов по квалификациям, по которым проводится профессиональный экзамен. Уровень подготовки экспертов подтверждают советы по профессиональным квалификациям.
Требования к эксперту описывается в структуре оценочного средства (раздел «Сведения о кадровом обеспечении, необходимом для проведения профессионального экзамена»), размещенного в Реестре сведений о проведении независимой оценки квалификации.
Также в работе экспертной комиссии могут участвовать представители Минтруда России и советов по профессиональным квалификациям.
Центры оценки квалификаций должны иметь в штате не менее двух экспертов. Остальные эксперты могут включаться состав экспертной комиссии на договорной основе (трудовой договор по основному месту работы, по совместительству, договор гражданско-правового характера).
Работники обязаны проходить независимую оценку квалификации в следующих случаях:
- Если предприятие обязано направлять работников на прохождение независимой оценки квалификации. В этом случае прохождение НОК закрепляется в трудовом договоре.
- Если сотрудники предприятия проходят НОК на основании внутреннего регламента компании, и при этом данное положение также закреплено в договоре между работником и работодателем.
В соответствии со статьей 55.20 Градостроительного кодекса Российской Федерации одной из функций Национального объединения изыскателей и проектировщиков является ведение национального реестра специалистов в области инженерных изысканий и архитектурно-строительного проектирования.
В соответствии в пунктом 4 части 10 статьи 55.5-1 Градостроительного кодекса Российской Федерации одним из требований к физическим лицам, сведения о которых включаются в национальный реестр специалистов, является прохождение не реже одного раза в пять лет в соответствии с Федеральным законом от 3 июля 2016 года № 238-ФЗ «О независимой оценке квалификации» независимой оценки квалификации на соответствие положениям профессионального стандарта, устанавливающего характеристики квалификации, необходимой работнику для осуществления профессиональной деятельности по организации выполнения работ по инженерным изысканиям, подготовке проектной документации.
Согласно пункту 5 Перечня случаев, при которых сведения о физическом лице исключаются из Национального реестра специалистов, утвержденного приказом Минстроя России от 15 апреля 2022 г. № 286/пр, одним из оснований для исключения сведений является невыполнение физическим лицом, сведения о котором внесены в национальный реестр специалистов до 31 августа 2022 года, требования о прохождении независимой оценки квалификации до истечения 5 лет со дня повышения таким лицом квалификации.
Таким образом, физическое лицо, сведения о котором содержатся в Национальном реестре специалистов, при наличии действующего удостоверения квалификации по состоянию на 31 августа 2022 года, вправе в любое время до истечения пятилетнего срока с момента повышения лицом квалификации пройти независимую оценку квалификации.
В случае, если пятилетний срок с момента повышения лицом квалификации истек в период с 1 сентября по 31 декабря 2022 года, то согласно Приказу Минстроя России от 30.06.2022 № 529/пр для такого лица срок прохождения независимой оценки квалификации переносится на 12 месяцев с момента истечения срока.
Вместе с тем. Федеральным законом от 30.12.2021 № 447-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» предусмотрена возможность внесения сведений в национальные реестры специалистов для физических лиц, имеющих общий трудовой стаж по профессии, специальности или направлению подготовки в области строительства не менее чем пять лет при прохождении в соответствии с Федеральным законом от 3 июля 2016 года № 238-ФЗ «О независимой оценке квалификации» независимой оценки квалификации физического лица, претендующего на осуществление профессиональной деятельности по организации выполнения работ по инженерным изысканиям, подготовке проектной документации, на соответствие положениям профессионального стандарта, устанавливающего характеристики квалификации, необходимой работнику для осуществления указанного вида профессиональной деятельности, выполнения трудовых функций, должностных обязанностей, установленных Градостроительным кодексом Российской Федерации.
Таким образом, указанные физические лица могут быть включены в национальные реестры специалистов только при наличии свидетельства о квалификации, выданного юридическим лицом, осуществляющим деятельность по проведению независимой оценки квалификации.
Вместе с тем подтвержденная передача третьим лицам всей актуальной базы используемых оценочных заданий с верифицированными ключами по какой-либо квалификации является фактом разглашения конфиденциальной информации, нарушает принципы проведения и права участников НОК, подрывает доверие к процедурам НОК и должно явиться предметом разбирательства со стороны СПК в отношении ЦОК и конкретных должностных лиц.
Нет, не размещаются (см. ответ на вопрос «Должны ли комплексы оценочных средств размещаться в общем доступе?»). Оценочное средство по соответствующей квалификации – объемный структурированный материал, содержащий обновляемую базу тестовых заданий для теоретического этапа профессионального экзамена (от 200-300 заданий и выше) и базу заданий и критериев оценки для практического этапа профессионального экзамена.
Количество тестовых заданий, предоставляемых для ответа конкретному соискателю (вариант), зависит от требований спецификации утвержденного оценочного средства, но, как правило, составляет от 30 до 40 заданий. На сайтах ЦОК, СПК, Реестре и специализированных ресурсах НОК с тренировочными тестами[1] могут размещаться валидные примеры заданий, но не используемые непосредственно на профессиональном экзамене, в т.ч. задания прошлых лет.
[1] cм. https://demo.nark.ru, https://kos-nark.ru/demos.
Оценочные средства для НОК разрабатываются и актуализируются под конкретные квалификации и утверждаются в соответствии с Федеральным законом № 248 – ФЗ от 03.07.2016 «О независимой оценке квалификации» советами по профессиональным квалификациям, которые являются их правообладателями.
Согласно Указу Президента РФ «О Национальном совете при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям» ответственность за ведение и актуализацию ПС несут соответствующие отраслевые советы по профессиональным квалификациям.
Это не так. Профессиональный стандарт (ПС) относится ко всему виду профессиональной деятельности (бизнес-процессу), в котором заняты несколько квалификаций различных уровней. Оценочные средства создаются под конкретную профессиональную квалификацию, описываемую в т.ч. на основе требований ПС[1].
[1] См. Реестр квалификаций.
Профессиональный стандарт систематизирует представления о содержании профессиональной деятельности работника, опираясь на основные бизнес-процессы. Он осуществляет связь сфер труда и подготовки кадров, решает широкий круг задач в области управления персоналом (применяется при разработке стандартов предприятия, систем мотивации и стимулирования персонала, должностных инструкций; тарификации должностей; отбора, подбора и аттестации персонала, планирования карьеры).
Рекомендации для СПО:
Согласно п.7 ст.12 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ установлено, что организации, которые осуществляют образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам среднего профессионального образования, разрабатывают их в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и с учетом соответствующих примерных основных образовательных программ.
При этом п.9 указанной статьи определяет, что примерные образовательные программы среднего профессионального образования разрабатываются в части профессиональных компетенций на основе профессиональных стандартов при их наличии.
В этой связи оценочные средства для проведения ГИА, в части профессиональных компетенций, также должны разрабатываться на основе профессиональных стандартов.
В соответствии с п.6 Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего профессионального образования (Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 08.11.2021 № 800 «Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего профессионального образования», ссылка, далее – Порядок) основной формой проведения ГИА является демонстрационный экзамен.
Согласно п.8 Порядка демонстрационный экзамен направлен на определение уровня освоения выпускником материала, предусмотренного образовательной программой, и степени сформированности профессиональных умений и навыков путем проведения независимой экспертной оценки выполненных выпускником практических заданий в условиях реальных или смоделированных производственных процессов.
В соответствии с п. 9 Порядка демонстрационный экзамен проводится по двум уровням:
- демонстрационный экзамен базового уровня проводится на основе требований к результатам освоения образовательных программ среднего профессионального образования, установленных ФГОС СПО;
- демонстрационный экзамен профильного уровня проводится по решению образовательной организации на основании заявлений выпускников, в том числе на основе квалификационных требований, заявленных организациями, заинтересованными в подготовке кадров соответствующей квалификации, в том числе являющимися стороной договора о сетевой форме реализации образовательных программ и (или) договора о практической подготовке обучающихся.
С учетом изложенного, при проведении демонстрационного экзамена как базового уровня, так и профильного уровня могут использоваться оценочные средства, применяемые в рамках процедуры независимой оценки квалификации в соответствии с Федеральным законом «О независимой оценке квалификации» от 3 июля 2016 г. № 238-ФЗ (далее – Федеральный закон № 238-ФЗ).
В соответствии с пунктом 21 Порядка ссылки на примеры оценочных средств, используемых в рамках НОК при проведении ГИА, размещаются на сайте организации, наделенной полномочиями по обеспечению прохождения ГИА в форме демонстрационного экзамена.
При проведении демонстрационного экзамена, совмещенного с НОК, в экспертную группу по проведению демонстрационного экзамена в составе ГЭК, в соответствии с пунктом 15 Порядка, в качестве представителей организаций-партнеров, направление деятельности которых соответствует области профессиональной деятельности, к которой готовятся выпускники, включаются эксперты центров оценки квалификации (далее – ЦОК), действующие в соответствии со статьей 8 Федерального закона № 238-ФЗ и приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 19 декабря 2016 г. № 759н «Об утверждении требований к центрам оценки квалификаций и Порядка отбора организаций для наделения их полномочиями по проведению независимой оценки квалификации и прекращения этих полномочий».
На площадке проведения демонстрационного экзамена в составе ГИА, совмещенного с профессиональным экзаменом системы независимой оценки, допускается присутствие лиц из числа членов ГЭК, сотрудников образовательной организации, сопровождающих лиц с ОВЗ и других категорий лиц по согласованию с администрацией центра оценки квалификации и образовательной организации.
Оценочные средства для профессионального экзамена в системе независимой оценки по квалификациям, определенным для совмещения оценочных процедур ГИА и НОК, оформляются в соответствии с требованиями к оценочным средствам для ГИА и размещаются в определенные сроки на официальном сайте оператора в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
Обучающиеся по основным профессиональным образовательным программам, завершающие обучение, могут быть допущены к профессиональному экзамену на основании справки об обучении или заверенной копии зачетной книжки.
Оценка квалификации обучающихся проводится в соответствии с оценочными средствами, разработанными в соответствии с требованиями Положения о разработке оценочных средств для проведения независимой оценки квалификации, утвержденного приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 01 ноября 2016 г. № 601н.
Для определения результатов проведения совмещенного экзамена составляется два отдельных протокола, по результатам демонстрационного экзамена и по результатам профессионального экзамена. Степень влияния данных результатов на оценку в рамках государственной итоговой аттестации определяется в соответствии с локальными актами образовательной организации.
Свидетельство о квалификации выдается обучающимся, подтвердившим квалификацию, в соответствии с Правилами проведения центром оценки квалификаций независимой оценки квалификации в форме профессионального экзамена, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 16 ноября 2016 г. № 1204.
В случае получения обучающимися нескольких квалификаций в пределах освоения образовательной программы среднего профессионального образования обучающийся вправе определить для подтверждения одну квалификацию (по выбору).
Совмещенная процедура ГИА и НОК, в части обеспечения установленных требований в отношении независимой оценки, может проводиться за счет следующих источников:
- внебюджетных средств образовательной организации, осуществляющей образовательную деятельность по программам среднего профессионального образования;
- средств работодателей – партнеров образовательной организации;
- бюджетных средств, в том числе предоставляемых в рамках государственного задания или субсидии, в случае использования сетевой формы реализации образовательной программы, участником которой является центр оценки квалификации.
Для проведения совмещенной процедуры ГИА и НОК профессиональные образовательные организации могут наделяться полномочиями мест проведения профессионального экзамена (экзаменационных центров) в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 16 ноября 2016 г. № 1204 и приказом Минтруда России от 19 декабря 2016 №759н.
Разъяснения для образовательных организаций высшего образования будут подготовлены по завершении пилотного проекта.
Срок действия свидетельства о квалификации, устанавливается решением профильного совета по профессиональным квалификациям. Срок зависит от темпов изменений в профессиональной деятельности – развития технологий, появления новых требований к знаниям и умениям. Подробнее – см. приказ Минтруда России от 12 декабря 2016 г. N 726н «Об утверждении Положения о разработке наименований квалификаций и требований к квалификации, на соответствие которым проводится независимая оценка квалификации», п.5 ж.