1 февраля, в День работника лифтового хозяйства, Национальный лифтовый союз провел ежегодный медиаклуб, на котором подвел итоги прошедшего года и обрисовал круг задач, стоящих перед лифтовой отраслью
Нынешний год – юбилейный для лифтовиков. Ровно 75 лет назад, 1 февраля 1949 года, вышло в свет Постановление Совета Министров СССР «Об организации производства лифтов». Таким образом был дан старт отечественному лифтостроению. На сегодняшний день, по оценкам НЛС, в России эксплуатируется свыше 500 тысяч лифтов в жилых и коммерческих зданиях. Каждый из них требует профессионального обслуживания и ремонта, выполняемого квалифицированными специалистами.
Президент Национального лифтового союза Виктор Тишин назвал главным событием в отрасли за прошедший год восстановление государственного технического надзора за лифтами, находящимися в эксплуатации. 20 октября 2023 года Правительство РФ приняло Постановление № 1744 «Об организации безопасного использования и содержания лифтов, подъемных платформ для инвалидов, пассажирских конвейеров (движущихся пешеходных дорожек) и эскалаторов, за исключением эскалаторов в метрополитенах». 1 сентября 2024 года это постановление вступит в силу, и Ростехнадзор вернется к обеспечению надзора за состоянием лифтов.
«Это радостное событие для лифтовой отрасли – восстановления государственного надзора мы добивались несколько лет», – заявил Тишин.
В то же время, предупредил спикер, в связи с принятием нормативного правового акта возникла опасность, что 10 тысяч поэтажных эскалаторов и 7 тысяч подъемников для инвалидов должны быть выведены из эксплуатации, так как по ним отсутствует регулирующее законодательство. «Национальный лифтовый союз предпринимает все меры, для того чтобы этого не произошло», – заверил президент НЛС.
Вторая проблема, связанная с принятием 1744-го постановления, – необходимость срочной замены 100 тысяч лифтов, которые не соответствуют техническим регламентам Таможенного союза. Произвести в течение года такой объем работ невозможно ни технически, ни финансово (на замену лифтов потребуется как минимум 300 млрд рублей). Например, в 2023 году было заменено более 18 тысяч лифтов – и это стало рекордом для отрасли. По словам Тишина, оперативно решить эту проблему поможет обращение в Евразийскую экономическую комиссию, в ведении которой находятся технические регламенты, с просьбой об отсрочке приведения лифтов в соответствие техрегламенту на 3-5 лет.
«Ужесточение требований к управляющим компаниям [в ЖКХ] в части наличия квалифицированного персонала и материальной базы сейчас очень активно обсуждается законодателями», – рассказала депутат Госдумы, заместитель председателя Комитета Госдумы по строительству и ЖКХ Светлана Разворотнева. Однако, по мнению парламентария, проблема упирается в отсутствие должного контроля за исполнением требований принятых законов. Так, депутат не помнит случая, когда у УК отзывалась лицензия, если она заключила договор с обслуживающей лифты компанией, имеющей недостаточный уровень квалификации персонала.
Первый вице-президент Национального лифтового союза, статс-секретарь – заместитель председателя СПК в лифтовой отрасли, сфере подъемных сооружений и вертикального транспорта Алексей Захаров отметил, что после введения обязательной независимой оценки квалификации в лифтовой отрасли профессиональный экзамен прошли около 15 тысяч специалистов. Но для закрытия потребностей отрасли такого количества аттестованных специалистов явно недостаточно.
Захаров также отметил, что в настоящее время задача подготовки новых специалистов полностью ложится на плечи монтажных организаций и коммерческих учебных центров, так как специальность монтажника лифтов исключена из перечня профессий, по которому ведут подготовку государственные организации СПО. Зампред СПК считает, что государство могло бы вернуться к подготовке технических специалистов лифтовой отрасли.
На заседании медиаклуба также выступили исполнительный директор Национального лифтового союза Петр Харламов и юристконсульт НЛС Андрей Моисеев.