В Ростове-на-Дону обсудили вопросы кадрового обеспечения предприятий энергетической отрасли
23 августа в Ростове-на-Дону состоялась конференция «Кадровое обеспечение предприятий энергетической отрасли в эпоху цифровизации отрасли», организованная Национальным агентством развития квалификаций совместно с ПАО «Россети Юг» и ПАО «Кубаньэнерго». Мероприятие прошло в рамках регионального этапа Чемпионата профессионального мастерства ПАО «Россети». В конференции принял участие первый заместитель генерального директора Национального агентства Павел Свистунов
Модератором мероприятия выступила заместитель начальника департамента, начальник управления по работе с персоналом ПАО «Россети Юг» Елена Мишутина. Открывая встречу, Мишутина обозначила, что её ключевыми целями является тиражирование передового опыта и повышение престижа рабочих профессий энергетической отрасли.
Директор ЧУ ДПО «МЭИ Юга» Вячеслав Белик отметил в своем выступлении, что сегодня в отрасли наблюдается изменение подходов к обучению персонала. Если в прошлом можно было обучить специалистов только основам специальности – остальные знания они могли получить в процессе работы, то сегодня при подготовке кадров необходимо предусматривать технологии завтрашнего дня, отметил спикер. Требования к профессиональным стандартам и компетенциям растут, в образовательные программы требуется включать всё больший объем знаний. При этом, подчеркнул Белик, уже сейчас к названиям большинства образовательных программ идет приставка «цифровой», и всё больше участия работодателя требуется для подготовки квалифицированных кадров.
Директор института электроэнергетики Владимир Тульский рассказал об актуальных задачах подготовки кадров, которые ставят работодатели сферы электроэнергетики. Одной из таких проблем он назвал сокращение часов практических занятий и прикладных предметов школьной программы. Компенсировать отсутствие подобной подготовки студентам приходится уже в ходе учебы, и не каждому это по силам, отметил спикер. В связи с этим НИУ «МЭИ» при участии ПАО «Россети Московский Регион» была разработана практико ориентированная программа. Курс подразумевает получение системных базовых знаний в области электроэнергетики, сочетающееся с практическим опытом продолжительной (более полугода) производственной практики. Результатом подобных программ является то, что у работодателя появляется возможность введения дополнительных требований при отборе абитуриентов целевого набора, отметил Владимир Тульский. В свою очередь, студенты в процессе обучения знакомятся с работодателем, легче адаптируются к рабочим условиям и, в конечном счете, совершают более осознанный выбор места работы.
Заведующий кафедрой «Цифровые технологии и платформы в электроэнергетике» Донского государственного технического университета (ДГТУ) Александр Юров представил на конференции доклад о трансформации образования ДГТУ и программах обучения нового поколения инженеров.
Эксперт Национального агентства Павел Свистунов рассказал о практикоориентированном подходе к формированию кадрового потенциала организаций и роли Национальной системы квалификации в этом процессе. В своем выступлении он отметил, что на сегодняшний день российские программы подготовки кадров не всегда соответствуют требованиям бизнеса. Работодателям приходится доучивать недавних выпускников вузов и СПО на рабочем месте. На это расходуются значительные средства. При средней «текучести» кадров в 20% в год в масштабах страны расходы на переучивание составляют более 1 триллиона рублей.
Непрерывное обучение в России находится на очень низком уровне. Ежегодно переобучение в России проходит лишь около 12% населения в возрасте 25–64 лет, в значительной части европейских стран - 40–60%.
По данным Росстата у 28% недавних выпускников вузов работа не связана с полученной специальностью, из выпускников СПО 2017-2019 годов 44% работали не по специальности, у более 25% работников наблюдается несоответствие имеющихся у них компетенций требованиям, установленным на рабочем месте.
Во избежание повторения данной ситуации в будущем необходимо более тесное сотрудничество бизнеса и образования. Важным инструментом влияния работодателей на систему образования является профессиональная ориентация в различных формах (профессиональная агитация, визиты представителей работодателей в образовательные организации, экскурсии учащихся на предприятия, выставки и лагеря профессионального самоопределения и др.).
Важно также и непосредственное участие работодателей в обучающем процессе. Так, к видам обучения, в которые предусматривают активное участие работодателей, относятся:
- дуальное образование (образование, при котором теоретические занятия проходят на базе профессиональной образовательной организации, а практические – на базе работодателя);
- прикладное проектное обучение.
С сентября многие образовательные организации приступают к внедрению новой образовательной технологии - «Профессионалитет», которая в том числе предусматривает интеграцию колледжей и предприятий реального сектора экономики посредством создания образовательно-производственных кластеров. Важным элементом федерального проекта «Профессионалитет» является воссоздание государственной системы подготовки педагогических кадров для СПО.
Резюмируя сказанное, первый заместитель генерального директора Национального агентства также отметил, что Национальное агентство развития квалификаций реализует проекты, способствующие улучшению кадровой ситуации на рынке труда, а именно:
- Проект «Профессиональный экзамен для студентов»;
- Проект «Квалификация «Наставник»;
- Проект «Национальная система квалификаций -конструктор карьеры»;
- Проект «Кадры для высокотехнологичного предприятия» (технология формирования и удовлетворения запроса на подготовку кадров (полного цикла управления квалификацией персонала);
- Проект «Компетенции XXI века».
Об особенностях программ подготовки «цифровых» энергетиков высшего и среднего звена, подготовки кадров на базе лабораторий образовательных организаций и на учебных производственных площадках, а также о современной профориентационной работе в образовательных учреждениях рассказали доцент кафедры «Электроснабжение и энергетические системы» Волгоградского государственного аграрного университета Юрий Ханин, декан энергетического факультета ДГТУ в г. Зерноград Максим Украинцев, доцент филиала ДГТУ в г. Зернограде Павел Корчагин, доцент кафедры «Цифровые технологии и платформы в электроэнергетике» ДГТУ Александр Воронов, начальник управления корпоративных и технологических автоматизированных систем управления ПАО «Россети Юг» Андрей Таскаев и другие.
В конференции «Кадровое обеспечение предприятий энергетической отрасли в эпоху цифровизации отрасли» также приняли участие представители ПАО «Россети Московский регион», ПАО «Россети Кубань», ПАО «Россети Ленэнерго», ПАО «Россети Урал», представители Союза «Молодые профессионалы (Ворлдскиллс России)», представители предприятий энергетической отрасли и образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования.
Модератором мероприятия выступила заместитель начальника департамента, начальник управления по работе с персоналом ПАО «Россети Юг» Елена Мишутина. Открывая встречу, Мишутина обозначила, что её ключевыми целями является тиражирование передового опыта и повышение престижа рабочих профессий энергетической отрасли.
Директор ЧУ ДПО «МЭИ Юга» Вячеслав Белик отметил в своем выступлении, что сегодня в отрасли наблюдается изменение подходов к обучению персонала. Если в прошлом можно было обучить специалистов только основам специальности – остальные знания они могли получить в процессе работы, то сегодня при подготовке кадров необходимо предусматривать технологии завтрашнего дня, отметил спикер. Требования к профессиональным стандартам и компетенциям растут, в образовательные программы требуется включать всё больший объем знаний. При этом, подчеркнул Белик, уже сейчас к названиям большинства образовательных программ идет приставка «цифровой», и всё больше участия работодателя требуется для подготовки квалифицированных кадров.
Директор института электроэнергетики Владимир Тульский рассказал об актуальных задачах подготовки кадров, которые ставят работодатели сферы электроэнергетики. Одной из таких проблем он назвал сокращение часов практических занятий и прикладных предметов школьной программы. Компенсировать отсутствие подобной подготовки студентам приходится уже в ходе учебы, и не каждому это по силам, отметил спикер. В связи с этим НИУ «МЭИ» при участии ПАО «Россети Московский Регион» была разработана практико ориентированная программа. Курс подразумевает получение системных базовых знаний в области электроэнергетики, сочетающееся с практическим опытом продолжительной (более полугода) производственной практики. Результатом подобных программ является то, что у работодателя появляется возможность введения дополнительных требований при отборе абитуриентов целевого набора, отметил Владимир Тульский. В свою очередь, студенты в процессе обучения знакомятся с работодателем, легче адаптируются к рабочим условиям и, в конечном счете, совершают более осознанный выбор места работы.
Заведующий кафедрой «Цифровые технологии и платформы в электроэнергетике» Донского государственного технического университета (ДГТУ) Александр Юров представил на конференции доклад о трансформации образования ДГТУ и программах обучения нового поколения инженеров.
Эксперт Национального агентства Павел Свистунов рассказал о практикоориентированном подходе к формированию кадрового потенциала организаций и роли Национальной системы квалификации в этом процессе. В своем выступлении он отметил, что на сегодняшний день российские программы подготовки кадров не всегда соответствуют требованиям бизнеса. Работодателям приходится доучивать недавних выпускников вузов и СПО на рабочем месте. На это расходуются значительные средства. При средней «текучести» кадров в 20% в год в масштабах страны расходы на переучивание составляют более 1 триллиона рублей.
Непрерывное обучение в России находится на очень низком уровне. Ежегодно переобучение в России проходит лишь около 12% населения в возрасте 25–64 лет, в значительной части европейских стран - 40–60%.
По данным Росстата у 28% недавних выпускников вузов работа не связана с полученной специальностью, из выпускников СПО 2017-2019 годов 44% работали не по специальности, у более 25% работников наблюдается несоответствие имеющихся у них компетенций требованиям, установленным на рабочем месте.
Во избежание повторения данной ситуации в будущем необходимо более тесное сотрудничество бизнеса и образования. Важным инструментом влияния работодателей на систему образования является профессиональная ориентация в различных формах (профессиональная агитация, визиты представителей работодателей в образовательные организации, экскурсии учащихся на предприятия, выставки и лагеря профессионального самоопределения и др.).
Важно также и непосредственное участие работодателей в обучающем процессе. Так, к видам обучения, в которые предусматривают активное участие работодателей, относятся:
- дуальное образование (образование, при котором теоретические занятия проходят на базе профессиональной образовательной организации, а практические – на базе работодателя);
- прикладное проектное обучение.
С сентября многие образовательные организации приступают к внедрению новой образовательной технологии - «Профессионалитет», которая в том числе предусматривает интеграцию колледжей и предприятий реального сектора экономики посредством создания образовательно-производственных кластеров. Важным элементом федерального проекта «Профессионалитет» является воссоздание государственной системы подготовки педагогических кадров для СПО.
Резюмируя сказанное, первый заместитель генерального директора Национального агентства также отметил, что Национальное агентство развития квалификаций реализует проекты, способствующие улучшению кадровой ситуации на рынке труда, а именно:
- Проект «Профессиональный экзамен для студентов»;
- Проект «Квалификация «Наставник»;
- Проект «Национальная система квалификаций -конструктор карьеры»;
- Проект «Кадры для высокотехнологичного предприятия» (технология формирования и удовлетворения запроса на подготовку кадров (полного цикла управления квалификацией персонала);
- Проект «Компетенции XXI века».
Об особенностях программ подготовки «цифровых» энергетиков высшего и среднего звена, подготовки кадров на базе лабораторий образовательных организаций и на учебных производственных площадках, а также о современной профориентационной работе в образовательных учреждениях рассказали доцент кафедры «Электроснабжение и энергетические системы» Волгоградского государственного аграрного университета Юрий Ханин, декан энергетического факультета ДГТУ в г. Зерноград Максим Украинцев, доцент филиала ДГТУ в г. Зернограде Павел Корчагин, доцент кафедры «Цифровые технологии и платформы в электроэнергетике» ДГТУ Александр Воронов, начальник управления корпоративных и технологических автоматизированных систем управления ПАО «Россети Юг» Андрей Таскаев и другие.
В конференции «Кадровое обеспечение предприятий энергетической отрасли в эпоху цифровизации отрасли» также приняли участие представители ПАО «Россети Московский регион», ПАО «Россети Кубань», ПАО «Россети Ленэнерго», ПАО «Россети Урал», представители Союза «Молодые профессионалы (Ворлдскиллс России)», представители предприятий энергетической отрасли и образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования.