Новости
15.12.2021
Языковые и коммуникативные компетенции - в фокусе внимания Национального агентства развития квалификаций

8 декабря состоялся круглый стол «Возможные законотворческие инициативы в нормативно-правовую базу г. Москвы в связи с внесением изменений в Федеральный закон «О государственном языке Российской Федерации», организованный Московской городской Думой. В мероприятии принял участие первый заместитель генерального директора Национального агентства развития квалификаций Павел Свистунов.

Ключевой темой круглого стола стали вопросы комплексного совершенствования уровня компетенций и квалификаций, связанных с владением русским языком и нормами деловой коммуникации, в первую очередь для государственных и муниципальных служащих, педагогических и научно-педагогических работников, а также для других профессиональных групп.

Модератором круглого стола выступил заместитель Председателя Московской городской Думы, руководитель фракции Партии «Единая Россия» в Московской городской Думе Степан Орлов. Участниками обсуждения, состоявшегося в комбинированном, очно-заочном формате, стали депутаты Московской государственной Думы, руководители организаций высшего профессионального образования, профильных общественных объединений.

Значимость русского языка подчеркивается в принятых в 2020 году поправках в Конституцию Российской Федерации, которые призваны защитить языковое богатство нашей страны. На практическом уровне исполнение этой миссии предполагает решение целого ряда вопросов, связанных с оценкой уровня владения русским языком, повышением речевой и коммуникационной культуры, которые лежат в плоскости профессиональной деятельности.

Национальное агентство уделяет особое внимание вопросам языковых и коммуникативных компетенций.

Выступая на круглом столе, Павел Свистунов отметил, что частью работы любого специалиста являются профессиональные коммуникации. При этом в специфической части профессионального русского языка лексика и морфология могут быть разными для различных профессий. Эти особенности требуют от профильных специалистов, с одной стороны, уверенного владения комплексом профессиональной лексики, с другой – развитых компетенций, связанных с уровнем общей грамотности и деловой коммуникацией.

Еще один проблемный вопрос, отметил Павел Свистунов, качество изучения и преподавания русского языка и литературы в образовательных организациях как среднего, так и высшего образования. Сегодня наличие диплома не является гарантией того, что выпускник владеет русским языком и коммуникативными компетенциями на требуемом профессиональном уровне.

По словам спикера, одним из инструментов, позволяющих объективно оценить компетенции выпускников, может стать независимая оценка квалификации. Инфраструктура Национальной системы квалификаций, разработанная нормативная база и практический опыт реализации проектов, включая совмещение итоговой аттестации учащихся и независимой оценки квалификации, позволяет внедрить оценку языковых и коммуникативных компетенций специалистов и выпускников учебных заведений. Вся нормативная база уже принята, и можно начинать работу, подчеркнул Свистунов.

На основе анализа требований работодателей (проанализировано 6,5 млн вакансий), корпоративных моделей компетенций, изучения отечественного и зарубежного опыта Национальным агентством разработана отраслевая рамка общих компетенций (soft skills). Одной из наиболее востребованных закономерно оказалась информационно-коммуникационная компетенция. Поиск, анализ, оценка и обработка информации, деловая коммуникация – эти навыки важны сегодня в любых областях, и их оценка может быть интегрирована в независимую оценку практически любой квалификации.

Базовым центром подготовки кадров Национального агентства реализуется совместный проект с Институтом русского языка. В задачи проекта входит разработка средств оценки коммуникативных компетенций с учетом особенностей профессии (специальности), профессиональной квалификации. В настоящее время в рамках проекта завершается работа над оценочными заданиями. В ближайших планах – их апробация при проведении профессиональных экзаменов. В проекте принимают участие советы по профессиональным квалификациям (в частности, СПК в сфере образования, СПК воздушного транспорта), которые готовы встроить оценку коммуникативных компетенций в независимую оценку квалификации. Результаты апробации потом можно будет распространить и на другие области профессиональной деятельности. Также на их основании можно будет разработать программу развития коммуникативных компетенций.

Еще одним важным направлением, отметил Павел Свистунов, является совместная работа Национального агентства, советов по профессиональным квалификациям и образовательных организаций, нацеленная на совершенствование уровня владения русским языком трудовых мигрантов, работающих в России, с особым упором на профессиональную лексику. Она будет включать в себя ряд задач – от создания словарей профессиональной лексики для трудовых мигрантов до формирования и совершенствования инфраструктуры оценки уровня владения профессиональной лексикой русского языка иностранными работниками в странах исхода.

Согласие на обработку файлов cookies
Продолжая использовать сайт, Вы даете АНО НАРК (ИНН 7 710 475 530), согласие на обработку файлов cookies и пользовательских данных. Если Вы не хотите, чтобы Ваши вышеперечисленные данные обрабатывались, просим отключить обработку файлов cookies и сбор пользовательских данных в настройках Вашего браузера или покинуть сайт.