25 января прошло заседание Совета по развитию социальных инноваций субъектов Российской Федерации на тему «Новые профессии в социальной сфере: гибкие навыки и их применение в отдельных отраслях социальной сферы».
На площадке Совета Федерации сенаторы совместно с представителями федеральных и региональных органов власти, НКО и образовательных учреждений обсудили комплекс задач по подготовке кадров для социальной сферы, внедрение и применение новых профессий и компетенций в социальной отрасли, соответствие уровня компетенций выпускников вузов запросам работодателей и обучение социальных работников гибким навыкам ‒ цифровым и коммуникативным компетенциям.
Заместитель председателя Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации Инна Святенко отметила, что система подготовки работников социальной сферы в России серьезно совершенствуется с учетом новых потребностей граждан. Отраслевые министерства ведут работу по обновлению профессиональных стандартов и разработке квалификационных характеристик нового формата.
«Молодежь далеко не всегда охотно идет учиться профессиям в социальной сфере, хотя в последние годы конкурс становится выше. Необходимо повысить популяризацию подобных профессий и обеспечить необходимое переобучение уже работающих специалистов, а также представителей НКО, которые предоставляют социальные услуги населению», ‒- рассказала Святенко.
Спикер подчеркнула, что необходимо привлекать НКО к созданию обучающих центров для соцработников, использовать проверенные методические материалы, доказавшие свою эффективность на практике, а также включить в образовательный курс программы стрессоустойчивости и профилактики эмоционального выгорания.
Она также добавила, что необходимо вовлекать в процессы разработки образовательных программ работодателей, которые знают тенденции рынка, привлекать к преподаванию в вузах работников социальной сферы и специалистов медицинского сектора.
Первый заместитель министра труда и социальной защиты РФ Ольга Баталина проинформировала, что ведомство начало работу по формированию гибкой системы профессиональных стандартов. В этом году будет разработана новая система квалификационных характеристик с учетом включения дополнительных профессиональных навыков и умений. В качестве успешного примера она привела опыт реализации масштабного проекта по реорганизации центров занятости населения.
О новых подходах к подготовке кадров для социальной сферы рассказала заместитель министра науки и высшего образования РФ Ольга Петрова. Речь шла о формировании у студентов индивидуальных навыков и дополнительных компетенций в зависимости от отраслевой специфики работы. В блоке социальной сферы количество бюджетных мест, которые запланированы на следующую приемную кампанию, составит 8300 человек. Ольга Петрова подчеркнула, что основной вызов, который стоит перед системой ‒ чтобы все выпускники работали по специальности, выполняя те задачи, для решения которых их готовили.
Заместитель министра просвещения РФ Анастасия Зырянова представила тему формирования гибких навыков у школьников, учащихся колледжей и студентов педагогических вузов. Она обратила внимание на важность такого направления как профориентация.
О гибких навыках и профессиональных компетенциях в медицинской сфере рассказала заместитель Министра здравоохранения РФ Татьяна Семенова. Например, оценка навыков общения с пациентом стала обязательной в первичной аккредитации специалистов по трем специальностям ‒ «Лечебное дело», «Педиатрия» и «Стоматология».
Генеральный директор Национального агентства развития квалификаций Артем Шадрин рассказал о возможностях использования механизмов Национальной системы квалификаций в целях подготовки кадров в социальной сфере, в том числе о результатах проектов «Компетенции XXI века» и квалификация «Наставник».
Он отметил, что Национальное агентство совместно с СПК в сфере безопасности труда, социальной защиты и занятости населения, заинтересованными образовательными организациями, благотворительными фондами и иными НКО готовы включиться в работу по подготовке предложений по обеспечению ускоренной адаптации содержания программ высшего образования, СПО и ДПО в социальной сфере к потребностям рынка труда, а также по развитию системы наставничества в организациях социальной сферы.
Артем Шадрин подчеркнул, что использование механизмов Национальной системы квалификаций дает возможность ускорить подготовку кадров. В качестве примера он привел федеральный проект «Кадры для цифровой экономики», в рамках которого за два года были одновременно актуализированы профстандарты, подготовлены типовые программы университетов и была проведена подготовка преподавателей.
Также руководитель Национального агентства отметил, что необходимо вести активную работу по привлечению организаций-работодателей к разработке и реализации образовательных программ, участию сотрудников предприятий в качестве менторов и наставников, руководителей студенческих проектов. Программа «Обучение служением» поможет это системно реализовать, в том числе в обучении по специальностям социальной сферы.
Еще один важный инструмент ‒ практика совмещения государственной итоговой и промежуточной аттестации обучающихся и независимой оценки квалификации. По поручению Президента РФ реализуется пилотный проект, в настоящее время на базе 29 вузов, в том числе в социальной сфере. На этой стадии проекта существует возможность отработать механизмы совмещения ГИА и НОК и тем самым обеспечить развитие у учащихся как узкоспециализированных компетенций, так и гибких навыков.
В ходе совещания также выступили первый заместитель руководителя Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы Александра Александрова, заместитель генерального директора автономной некоммерческой организации «Россия – страна возможностей» Дмитрий Гужеля и др. В заседании приняли участие сенаторы, представители министерств и ведомств, профессионального и экспертного сообщества.