
Представители вузов, профильных федеральных структур и независимые эксперты обсудили изменения, привнесенные пандемией в систему высшего образования и профессиональных квалификаций, а также вызовы и задачи, с которыми предстоит столкнуться в ближайшее время. Модератором дискуссии, прошедшей в 26 по 28 августа в Уфе в рамках деловой программы IХ Национального чемпионата «Молодые профессионалы» (WorldSkills Russia) выступил генеральный директор АНО «Национальное агентство развития квалификаций» Артём Шадрин.
Предметом рассмотрения стали изменения, произошедшие в образовательной системе в условиях пандемии и кризиса и прогнозы деятельности российских вузов на ближайшее время. Также одной из тем обсуждения стала интеллектуальная собственность.
В ходе дискуссии Артём Шадрин отметил тенденцию к улучшению коммуникации между работодателями и вузами. «...Это то, что должно быть сделано через разные форматы: проектное обучение, дуальное образование в вузах, сетевые образовательные программы, консорциумы и т.д. Это один из приоритетов работы: чем более тесные связи, тем более качественное содержание образования, при условии правильно выстроенной системы управления», – подчеркнул он.
Участники сессии сошлись во мнении, что во время пандемии стратегия и структура образовательной системы подверглись существенной трансформации и переоценке приоритетов. В настоящее время, по мнению экспертов, ключевыми направлениями развития высшей школы должны стать проектная деятельность, тема интеллектуальной собственности вузов, реализация накопленного потенциала в развитии научно-технологического прогресса общества. Также участники дискуссии обсудили возможности объединения опыта российских и зарубежных высших учебных заведений для поиска новых направлений взаимодействия и эффективной трансформации образовательных систем.
Генеральный директор Национального агентства акцентировал внимание на выступление заместителя декана факультета экономики и бизнеса Финансового университета при Правительстве Российской Федерации Светланы Юшковой, рассказавшей о формировании экосистемы и прозрачности рынка образовательных программ. Особенно значимыми, по мнению Шадрина, на сегодня являются два инструмента: профессионально-общественная аккредитация образовательных программ (ПОА), предусмотренная Национальной системой квалификаций, и система рейтингования рекомендательных сервисов: «…Постепенно наши отраслевые советы по профессиональным квалификациям (СПК) начинают формировать рейтинги образовательных программ, к примеру, в области сельского хозяйства. Профильный СПК уже начал это делать, что разумно, так как это и есть повышение прозрачности рынка образовательных программ вузов и ДПО». Рынок прозрачен, когда есть обратная связь и формализованные критерии, тогда советы по профессиональным квалификацием могут стать одними из центров компетенций, помогающих создавать такие рейтинги, получая обратную связь от работодателей, подчеркнул он.
В панельной сессии «Вузы нового времени. Модификация образовательной системы» приняли участие:
Заместитель директора Федерального института промышленной собственности Александр Суконкин;
Руководитель направления по методологии и работе с органами государственной власти Департамента исследований, разработок и развития образовательных организаций Агентства развития профессионального мастерства (Ворлдскиллс Россия) Андрей Филиппович;
И.о. ректора ФГАОУ ВО «Российский государственный профессионально-педагогический университет» Валерий Дубицкий;
Ректор ФГБОУ ВО «Башкирский государственный университет» Николай Морозкин;
Директор Сочинского института (филиала) федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Российский университет дружбы народов» Надежда Козлова;
Заместитель декана факультета экономики и бизнеса Финансового университета при Правительстве Российской Федерации Светлана Юшкова;
Директор по развитию ООО «Дневник ру» Юрий Бойко;
Начальник научно-образовательного центра Федеральный институт промышленной собственности Денис Монастырский;
Заместитель директора ЦОП УМУ, СЗИУ РАНХиГС Иван Степурин.
Участники дискуссии пришли к выводу, что образовательная деятельность должна быть сконцентрирована на реализации инновационных идей и их воплощении в реальных секторах экономики.
Трансляцию с выступлением спикеров можно посмотреть по ссылке https://www.youtube.com/embed/EigXd3E_vtY/