3 марта 2022 года в рамках Красноярского экономического форума-2022 состоялась открытая дискуссия «Новые формы образования в цифровом мире. Какие возможности открываются для СФО?», на которой выступил генеральный директор Национального агентства развития квалификаций Артем Шадрин.
Дискуссия была посвящена вызовам, с которыми сталкивается система образования в ходе четвертой промышленной революции. Необходимость внедрения сквозных цифровых технологий осознали предприятия самых разных отраслей. Открывая заседание, депутат Государственной Думы Виктор Зубарев отметил, что развитие технологий не только произведет коренные изменения в производственных процессах, но и обусловит смену социальной парадигмы и культурного кода. Для того, чтобы человек мог адаптироваться к быстро изменяющемуся миру и использовать преимущества цифровых разработок, нужно уже сейчас развивать компетенции будущего, внедрять возможности непрерывного обучения по индивидуальной образовательной траектории, отметил спикер.
Артем Шадрин рассказал в своем выступлении о возможностях быстрой адаптации образовательных программ вузов и СПО к реалиям сегодняшнего дня. Ключевая роль в этом процессе отводится взаимодействию работодателей с системой образования.
Спикер отметил, что благодаря деятельности 41 совета по профессиональным квалификациям, в которые входят ведущие работодатели страны, сформировано более 1000 профессиональных стандартов. Сегодня при актуализации образовательных программ разрешено напрямую руководствоваться положениями профстандартов, не дожидаясь изменений образовательных стандартов.
В рамках федерального проекта «Кадры для цифровой экономики» созданы 11 рабочих групп по различным направлениям экономики. Результатом их работы стала разработка и актуализация около 40 профессиональных стандартов, подготовка модельных образовательных программ. Оператор программы, Университет Иннополис, провел переподготовку 20 тысяч преподавателей с целью соответствия потребностям цифровой экономики. Шадрин считает, что этот опыт можно транслировать и на другие отрасли.
Схожие процессы можно наблюдать в сфере СПО, где государство также поддерживает широкие форматы включения бизнеса в реализацию образования. Например, в проекте «Профессионалитет», реализуемом Минпросвещения России, акцент поставлен на вовлечение в процесс подготовки кадров работодателей. Благодаря этому учащиеся смогут приобрести опыт работы на профессиональном оборудовании и изучить, как устроены реальные производственные процессы.
Усилить заинтересованность работодателей в работе с образовательными учреждениями возможно с помощью налоговых стимулов, отметил руководитель Национального агентства. В частности, участники съезда Российского союза промышленников и предпринимателей, прошедшего в конце 2021 года, предложили предоставлять льготы по налогу на прибыль предприятиям, вовлеченным в образовательную деятельность.
«Успешно развиваются три формы кооперации бизнеса и образования: участие в работе региональных центров карьеры, профориентация и наставничество непосредственно на предприятиях, а также формирование внутри вузов структурных подразделений работодателей. Такие подразделения могут быть организованы в формате базовых кафедр, институтов, центров, лабораторий. Например, компания «Яндекс» стала соучредителем целого факультета ВШЭ. Кроме образовательной деятельности, работа этих подразделений может включать функции исследовательских, инновационных центров. Эти центры могут стать в будущем мини-научными школами, центрами компетенций. Мы получим синергетический эффект развития тех направлений R&D, в которых заинтересованы предприятия», – подчеркнул Шадрин.
На сессии также выступили: член секции совета по развитию цифровой экономики при Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации Надежда Сурова, министр образования Красноярского края Светлана Маковская, директор института дополнительного образования Университета Иннополис Мария Образцова, генеральный директор компании CUSTIS Владимир Рахтеенко, заместитель директора по образованию Центра НТИ «Цифровое материаловедение: новые материалы и вещества» Маргарита Стоянова, ректор Научно-технологического университета «Сириус» Максим Федоров, начальник Центра развития образовательных технологий АНО ДПО «Корпоративный университет Сбербанка» Вячеслав Юрченков.
Видео открытой дискуссии на ВК Видео: https://vk.com/video-21807794_456239082