30 мая 2020 года Национальное агентство развития квалификаций (Национальное агентство) провело открытый методический семинар «Актуальные вопросы онлайн-обучения: проблемы и решения» в рамках 2 части Московского международного салона образования (ММСО 2020). Своими лайфхаками и кейсами поделились эксперты – представители Национального агентства и Иркутского института кадровой политики.
Семинар открыла модератор, заместитель генерального директора Национального агентства развития квалификаций Алла Факторович. Она заметила, что мероприятия Агентства на онлайн-площадке ММСО 2020 неизменно вызывают интерес у участников. К работе семинара присоединилось уже более 1400 человек из 74 субъектов Российской Федерации. «70% из них представляют сферу образования, её разные уровни и виды: дополнительное профобразование, среднее профессиональное образование и высшее образование, 25% - это представители бизнес-сообщества и региональных органов исполнительной власти. Отрадно, что среди участников есть и студенты вузов и колледжей, а это значит, что вопросы приобретения и подтверждения востребованной квалификации становятся значимыми для современных молодых людей», - подчеркнула Алла Факторович.
«Сегодня мы обсудим одну из самых популярных в последние месяцы тем, которая затронула практически каждую российскую семью, – это перспективы онлайн-обучения», - уточнила она. - Позиции экспертов по данному вопросу разделились: одни считают, что за онлайн-обучением будущее, и убеждены, что мы вступаем в золотой век онлайн-обучения, что возвращения назад, к традиционному обучению, уже не будет, но есть те, кто занимает более сдержанную, даже скептическую позицию и говорит, что опыт 2,5 месяцев карантина свидетельствует не о победе, а, скорее, о фальстарте онлайн-обучения».
Модератор предложила участникам перед началом семинара пройти блиц-опрос и поделиться своими мыслями о том, что препятствует достижению запланированных результатов курсов, проходящих с использованием дистанционных образовательных технологий. Были предложены четыре варианта ответа. Участники поставили на первое место отсутствие активных форм обучения, на второе – монотонную подачу материала в дистанционном курсе, на третье - отсутствие индивидуализации обучения и на четвёртое -неоперативную обратную связь от преподавателя. Показательно, что технические сбои не были названы в числе барьеров для развития онлайн-обучения, хотя вначале, в момент всеобщего и стремительного перехода в онлайн, истоки проблем видели именно в технической неготовности (цифровые платформы виснут, сигнал Интернета слишком слабый). Но решена эта проблема была достаточно быстро. Цифровые технологии уже давно обгоняют педагогические. И именно в этом одна из основных причин недостаточной эффективности онлайн-образования.
Алла Факторович отметила, что очень точно современный этап развития образования охарактеризовал Максим Спиридонов, генеральный директор образовательного холдинга «Нетология-групп». По его словам, «мы живём в эпоху образования 1.0, становление которой началось 10 лет назад. В ней небольшой выбор решений, которые перешли из оффлайн среды практически без изменений, очные лекции заменились вебинарами, а вместо письменного домашнего задания, такое же, но в электронном виде». Действительно, «мы провели Интернет в школы, создали электронные копии учебников, но пока не разработали целостной концепции онлайн-обучения как принципиально нового способа организации образовательного процесса, - подчеркнула Алла Факторович. - В данном случае речь не может идти о цифровом двойнике традиционного обучения. Этого недостаточно. Именно поэтому мы и решили поговорить сегодня об особенностях методики онлайн-обучения, о том, как формируется его содержание и какие образовательные технологии обеспечивают его привлекательность и качество».
Каким же тогда должен быть идеальный дистанционный курс? Отвечая на данный вопрос, Светлана Трофимова, главный специалист Базового центра подготовки кадров Национального агентства уточнила: «Прежде всего это курс, ориентированный на понятный результат, он должен быть комфортным, давать новые решения и стимулировать их внедрение. Если это идеальный дистанционный курс, то взаимодействие с преподавателем будет адресным. Однако только вовлечённость и мотивированность слушателя может гарантировать успех онлайн-курса», - отметила Светлана Трофимова.
Продолжая тему Роман Васильев, заведующий лабораторией развития цифровой образовательной среды Регионального института кадровой политики Иркутской области, рассказал об инструментах мотивации слушателей онлайн-курсов. Одним из основных факторов он назвал стимулирующий регламент, который заключается в том, чтобы включить слушателей в процесс принятия решений формированию содержания программы».
Ольга Лоцманова, заместитель генерального директора поделилась опытом, как заниматься повышением квалификации, когда все ушли в онлайн. «Онлайн-обучение не застало нас врасплох, но мы действительно не могли себе представить, что все наши курсы одномоментно перейдут в онлайн формат. За 3 года обучение в Академии прошли свыше 7 тысяч человек. Национальная система квалификаций расширяется и масштабируется, и, как следствие, развивается образовательная деятельность Национального агентства развития квалификаций», - отметила Ольга Лоцманова. Она уточнила, что целевая аудитория Академии - это представители работодателей, образовательных организаций, советов по профессиональным организациям, центров оценки квалификации, региональных методических центров, которые являются операторами Национальной системы квалификаций в субъектах РФ. Все программы Академии сегодня доступны в онлайн формате. Программы повышения квалификации модульные, что позволяет оперативно моделировать программу под конкретные задачи подготовки кадров. Со всеми программами Академии можно ознакомиться по ссылке https://nark.ru/training/schedule_of_events.php
Также Ольга Лоцманова проанонсировала новую программу повышения квалификации «Практическое применение профессиональных стандартов и инструментов независимой оценки квалификаций (новое в трудовом законодательстве)», которая стартует 8 июня.
По итогу мероприятия все спикеры пришли к выводу, что невозможно ограничиться только оцифровкой содержания традиционного обучения, нужно научиться совершенно по-новому выстраивать образовательный процесс в онлайн-режиме. Будущее - за правильной интеграцией оффлайна и онлайна.
Более подробно с вопросами, которые были освещены на мероприятии, можно ознакомиться по ссылке, запись семинара прилагаем https://youtu.be/LgJP1cVKTFQ