Национальным советом при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям (протокол от 20 июня 2023 г. №74) утверждены практические рекомендации (предложения) по включению положений, касающихся развития Национальной системы квалификаций, в том числе разработки и актуализации профессиональных стандартов и сопряженных с ними образовательных программ, в отраслевые документы стратегического планирования, национальные, федеральные и ведомственные проекты, а также государственные программы Российской Федерации
Адресатами Рекомендаций выступают органы государственной власти и иные заинтересованные организации, которые принимают участие в разработке документов стратегического планирования. Документ был разработан в целях формирования современного гибкого механизма кадрового обеспечения решения приоритетных задач научно-технологического и социально-экономического развития Российской Федерации в соответствии со Стратегией развития национальной системы квалификаций Российской Федерации на период до 2030 года.
В соответствии со статьей 7 Федерального закона от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» в качестве одного из принципов стратегического планирования установлен принцип ресурсной обеспеченности. Одним из источников ресурсного обеспечения в данном случае являются трудовые ресурсы, что влечет за собой необходимость отражения в отраслевых документах стратегического планирования вопросов кадрового обеспечения.
В Стратегии развития Национальной системы квалификаций Российской Федерации на период до 2030 года, одобренной Национальным советом при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям, протокол от 12 марта 2021 г. № 51, отмечается наличие ряда вызовов, связанных с решением задач развития кадрового потенциала:
-
дефицит квалифицированных кадров, вызванный внедрением современных технологий, возникновением новых отраслей и профессий, созданием новых рабочих мест;
-
несоответствие механизма обновления номенклатуры и содержания профессий и квалификаций темпам изменений потребностей экономики в кадрах;
-
отсутствие в большинстве основных программных механизмах социально-экономического развития страны, реализуемых национальных, федеральных, региональных и ведомственных проектах, а также государственных программах различного уровня необходимых задач кадрового обеспечения.
В связи с этим в отраслевых документах стратегического планирования и паспортах, носящих отраслевой характер национальных, федеральных и ведомственных проектов, а также государственных программах Российской Федерации, могут предусматриваться следующие мероприятия национальной системы квалификаций:
-
обеспечение мониторинга и прогнозирования рынка труда, разработки и актуализация профессиональных стандартов и квалификаций;
-
обеспечение актуализации основных образовательных программ университетов и организаций СПО, развития программ ДПО и программ корпоративного обучения;
-
развитие механизмов независимой оценки квалификаций и профессионально-общественной аккредитации образовательных программ;
-
развитие профессиональной ориентации;
-
обеспечение расширения участия работодателей в развитии и реализации образовательных программ университетов и организаций СПО.
При организации разработки и реализации положений отраслевых документов стратегического планирования, национальных, федеральных и ведомственных проектов в отношении развития кадрового потенциала в состав координационных и совещательных органов могут включаться представители советов по профессиональных квалификациям. Кроме этого, СПК могут участвовать в согласовании документов стратегического планирования и концепций подготовки кадров по закрепленным за ними видам профессиональной деятельности.
Национальный совет при Президенте РФ по профессиональным квалификациям имеет право:
-
заслушивать на своих заседаниях должностных лиц органов государственной власти Российской Федерации, запрашивать и получать в установленном порядке необходимые материалы и информацию от органов государственной власти Российской Федерации, а также от должностных лиц;
-
направлять членов Национального совета для участия в работе координационных и совещательных органов, образованных Правительством Российской Федерации или федеральными органами государственной власти, при рассмотрении ими вопросов, относящихся к компетенции Национального совета.
Федеральным органам исполнительной власти рекомендуется информировать Национальный совет о разработке концепций и планов (дорожных карт) подготовки кадров для отраслей экономики, а также документов стратегического планирования, паспортов национальных и федеральных проектов, направленных на развитие кадрового потенциала, а также при необходимости направлять их ему на рассмотрение.
Также для участия в деятельности рабочих групп могут приглашаться представители Минобрнауки России, Минпросвещения России, Минтруда России, АНО «Национальное агентство развития квалификаций», ВНИИ труда Минтруда России и др.
Юридические основания по этим вопросам указаны в тексте Рекомендаций.