В Санкт-Петербурге на онлайн-площадке информационного агентства ТАСС состоялась пресс-конференция, посвященная вопросам подготовки и востребованности квалифицированных кадров для работы в высокотехнологичных отраслях. Основное внимание было уделено модели кадрового обеспечения инжиниринговых команд для реализации инновационных проектов, разработанной по инициативе и при поддержке Фонда инфраструктурных и образовательных программ Группы РОСНАНО, при непосредственном участии Национального агентства развития квалификаций.
Руководство Северной столицы заинтересовано в создании работающей кадровой модели, которую можно было бы тиражировать на все отрасли города, и шире — под проекты развития, заявил председатель Комитета по труду и занятости населения Санкт-Петербурга Дмитрий Чернейко. «Для преодоления дефицита кадров надо не просто больше учить, решение находится на стыке производства, науки и образования. Задача нашего с Фондом инфраструктурных и образовательных программ проекта найти точки соприкосновения, обеспечить их тонкое взаимодействие и найти способ повторения в других сферах. Мы никуда не двинемся без создания цифрового двойника рынка труда, и такая работа с участием Фонда и Санкт-Петербургского политехнического университета сейчас ведется», — рассказал Дмитрий Чернейко.
«Создавая модель кадрового обеспечения, мы стремились ответить на вопрос, какими должны быть специалисты, способные обеспечить инновационный прорыв, — пояснила Ангелина Волкова, руководитель направления по развитию профессиональных квалификаций Фонда инфраструктурных и образовательных программ, ответственный секретарь рабочей группы по развитию системы оценки квалификаций Национального совета при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям. — Развитие технологий будет всегда создавать спрос на высококвалифицированные кадры, и отвечать мы должны быстро с учетом скорости происходящих технологических изменений. Делать это нужно, в том числе, с точки зрения повышения качества жизни наших граждан, предоставления им понятной траектории профессионального развития».
Предложенная Фондом модель значительно отличается от традиционного подхода, в ее основу положены инструменты Национальной системы квалификаций (НСК). «Инновационные проекты требуют командной работы, поэтому мы фокусируемся не просто на сборке специалистов, а команд. Мы предлагаем практикоориентированные решения, в процессе реализации задач конкретных проектов мы адаптируем свои инструменты под реальный запрос предприятия. Это позволит бизнесу быстро ориентироваться в подборе кадров для реализации инновационных проектов, избежать излишних затрат из-за кадровых просчетов, неадекватной подготовки специалистов, предлагаемых сейчас рынком образования, — уверена Ангелина Волкова. — Нужен простой, доступный механизм, который решает запросы производства, позволяет оптимизировать бизнес-процессы и дает адекватный сигнал системе образования с точки зрения подготовки кадров для новых рынков».
Ровно таким инструментом является модель кадрового обеспечения, предложенная Фондом. Она сейчас апробируется на разных пилотных площадках. Один проект на базе Центра оценки квалификации в наноиндустрии (на Заводе по переработке пластмасс имени «Комсомольской правды») уже завершен. Сейчас идет реализация проекта масштабирования модели совместно с Агентством развития человеческого капитала СЗФО, в котором участвуют как компании, так и вузы, а также представители служб занятости населения. Элементы модели также используются в совместной работе с Университетом ЛЭТИ, в рамках которой на рынок будут выведены абсолютно новые профессии по атомно-молекулярной архитектонике и дизайну, квалификационных требований к которым пока нет.
«Проекты Фонда, в которых мы участвуем, основаны на инструментах Национальной системы квалификаций, — отметила Алла Факторович, заместитель генерального директора Национального агентства развития квалификаций. — Во всем мире это рассматривается как механизм, который дает возможность управлять спросом и предложением квалификаций на рынке труда, выстраивать диалог между системой образования и работодателем на основании четких взаимных обязательств. НСК позволяет пройти путь от идентификации востребованной квалификации через описание и последующий заказ системе образования к оценке квалификации подготовленного специалиста, в том числе, способного решать круг принципиально новых профессиональных задач опережающей квалификации. Система позволяет выявлять те квалификационные дефициты, из-за которых работа выполняется не так качественно, как необходимо. Благодаря этой оценке мы можем делать программы обучения более адресными, индивидуально заточенными, особенно в том случае, когда работа идет на опережение, формируя «команду мечты» для решения задач, которые никто никогда не решал».