Новости
19.09.2022
На международном конгрессе в Сочи обсудили практики проектного обучения в СПО

16 сентября 2022 года в рамках XVI Международного конгресса-выставки «Молодые профессионалы. Готовим кадры для экономического роста», прошедшего в Сочи, состоялась панельная дискуссия «Построение эффективных практик внедрения проектного обучения в СПО: подходы и решения». На площадке форума встретились руководители организаций, обладающие экспертизой в вопросах внедрения проектного обучения в организациях среднего профессионального образования

«Национальное агентство развития квалификаций одновременно выполняет две главные функции: сопровождает деятельность советов по профессиональным квалификациям, которые отвечают за развитие Национальной системы квалификаций в вверенной им сфере деятельности, а с другой стороны – осуществляет функции базового центра по подготовке рабочих специальностей, – сказал генеральный директор Национального агентства Артем Шадрин. – Реализуя эту функцию, мы, в частности, занимаемся изучением лучших практик наставничества, профориентации, проектного обучения».

Шадрин отметил, что в 2022 году Всероссийский конкурс лучших практик подготовки рабочих кадров и специалистов среднего звена, ежегодно проводимый Национальным агентством, по предложению Минпросвещения России был посвящен проектному обучению. «Проектное обучение позволяет совмещать две задачи – совершенствовать узконаправленные профессиональные компетенции и развивать soft skills – навыки работы в команде, выполнение функций организатора, работа точно в срок – то есть те компетенции, которые востребованы работодателями на рынке труда», – подчеркнул руководитель Национального агентства.

Победителями конкурса «Проектное обучение – шаг в будущее» среди учреждений среднего профессионального образования стали Тюменский колледж производственных и социальных технологий и Тюменский техникум индустрии питания, коммерции и сервиса, призерами – Колледж туризма Санкт-Петербурга и Елецкий колледж экономики, промышленности и отраслевых технологий. Участники представили полный комплект материалов, описывающих процесс проектного обучения, включая внутренние нормативные документы. Эта документация легла в основу разработанных совместно с Институтом развития профессионального образования методических рекомендаций по организации проектного обучения в СПО.

Шадрин рассказал, что изучение практик победителей конкурса показало наличие у них системы отбора тематик ученических заданий, использование в работе информационных систем мониторинга хода реализации проектов, прохождение командами проектов промежуточной и публичной итоговой защиты, а также наличие проектного офиса в учебном заведении, который работает с внешними партнерами и проводит обучение и настройку мотивации учащихся.

Одного из победителей конкурса Национального агентства – Тюменский техникум индустрии питания, коммерции и сервиса на панельной дискуссии представила его директор Марина Галанина. Образованный на базе техникума Межрегиональный центр компетенций в области искусства, дизайна и сферы услуг реализует проект #МЦК_Бизнесу, в рамках которого студенты решают реальные задачи партнеров техникума.

О проведении проекта по внедрению практик проектного обучения в СПО рассказали начальник Центра содержания и оценки качества Института развития профессионального образования (ИРПО) Ирина Казакова и заместитель начальника Центра Евгения Миньяр-Белоручева.

ИРПО планирует реализовать проект в три этапа. В настоящее время проходит тестирование внедрения проектной деятельности на 12 площадках, 9 из которых – педагогические колледжи. Одновременно проводится подготовка к следующему этапу – пилотному проекту. ИРПО проводит отбор заявок – уже 101 образовательная организация готова пройти отбор и внедрить у себя проектное обучение. Институт разрабатывает типовые локальные нормативные акты, регулирующие проектную деятельность в учебной организации. Также участникам пилота будет предоставлен шаблон дорожной карты – план-график, который поможет освоить проектную деятельность. После проведения «пилота» в 2022/2023 учебном году будет реализован третий этап, когда проектное обучение будет внедряться во всех организациях СПО России.

Источниками учебных задач могут быть индустриальные партнеры, региональные органы исполнительной власти, а также кластеры, образованные пулами работодателей в рамках проекта «Профессионалитет».

«Задания для учащихся должны быть реализуемы в СПО. Поскольку это не вузы, в техникумы поступают ребята после 9-го класса школы, у них немного другое психо-эмоциональное развитие и понимание ответственности, чем у студентов университетов. Поэтому в этом проекте нам лучше подойдут школьные практики – вот почему мы взаимодействуем с Университетской гимназией МГУ им. М.В. Ломоносова, – говорит Евгения Миньяр-Белоручева. – В проекте ИРПО есть также партнер из реального сектора экономики – компания СИБУР, у которой есть опыт построения образовательной экосистемы проектной деятельности, одной их лучших в России».

Об опыте организации проектной деятельности в школе рассказал директор Университетской гимназии МГУ им. М.В. Ломоносова Александр Леонтович. Особенностью этой уникальной школы-интерната, в которой учатся одаренные дети из более чем 50 регионов России, является уход от организации традиционного урока к технологиям, связанных с проектной исследовательской деятельностью, благодаря чему достигается профессиональная ориентированность обучения. Это позволяет выпускникам продолжить свое развитие, обучаясь на факультетах МГУ и далее работая в высокотехнологичных отраслях экономики.

Темы междисциплинарных проектов учащихся Университетской гимназии берутся из реальных кейсов промышленности и науки от организаций-партнеров – Роскосмоса, Росатома, СИБУРа и др. В учебном заведении создан проектный офис, который адаптирует эти кейсы для занятий ребят. Обязательных результатов реализации учебных проектов должно быть три: образовательный эффект, продукт и исследовательское содержание. Каждый проект продолжается 2 учебных года, или 370 учебных часов. Хотя все проекты командные, каждый учащийся реализует личную образовательную траекторию.

Главный эксперт Корпоративного университета компании СИБУР Виталий Скоморохов рассказал про образовательную экосистему компании, включающую школы, техникумы, вузы и корпоративный университет. Благодаря такому подходу достигается бесшовная профориентация, которая стартует в 7-м классе школы, и далее в зависимости от выбранного пути – в СПО или же в старших классах школах и институте. Профориентация продолжается также после трудоустройства на рабочем месте с помощью корпоративных программ обучения. Учащиеся выполняют проекты, которые базируются на реальных производственных кейсах компании.

Согласие на обработку файлов cookies
Продолжая использовать сайт, Вы даете АНО НАРК (ИНН 7 710 475 530), согласие на обработку файлов cookies и пользовательских данных. Если Вы не хотите, чтобы Ваши вышеперечисленные данные обрабатывались, просим отключить обработку файлов cookies и сбор пользовательских данных в настройках Вашего браузера или покинуть сайт.