
«Национальная система квалификаций – не отторгает мир компетенций, она просто включает их, превращая в квалификации там, где речь идет о рынке труда, профессиональной деятельности и т.д.», - заявил генеральный директор Национального агентства развития квалификаций Александр Лейбович в ходе совещания с участием представителей Национального совета при Президенте РФ по профессиональным квалификациям, Минтруда России, Минобрнауки России, Минэкономразвития России, ФНПР, Национального агентства развития квалификаций и крупного бизнеса (Сбербанк России, Ростелеком, МТС и др.). Обсуждались изменения в Программу «Цифровая экономика Российской Федерации» в разделы «Кадры и образование» и «Нормативное регулирование», утвержденную распоряжением Правительства РФ.
Открывая совещание, Председатель Национального совета, Президент РСПП Александр Шохин проинформировал участников о принятом накануне на заседании Бюро Правления решении о создании Комитета РСПП по цифровой экономике, который возглавит Президент ПАО «Ростелеком» Михаил Осеевский. Во взаимодействии с Национальным советом и АНО «Цифровая экономика» этот комитет формирует единую площадку для обсуждения вопросов формирования цифровой экономики в стране, отметил Александр Шохин.
Заместитель Министра труда и социальной защиты Российской Федерации Любовь Ельцова озвучила предложения министерства по внесению изменений в Программу «Цифровая экономика» в части направлений «Нормативное регулирование» и «Кадры и образование», подготовленные по результатам совещания у заместителя Председателя Правительства РФ Ольги Голодец и обсуждения в Правительственной подкомиссии по цифровой экономике.
Любовь Ельцова подчеркнула, что в соответствии с трудовым законодательством проекты изменений в нормы трудового права должны рассматриваться Российской трехсторонней комиссией и Национальным советом. Институты, которые отражают интересы работодателей и иных заинтересованных лиц в развитии квалификаций уже сформированы. Разработка новых форматов взаимодействия стейкхолдеров на рынке труда нецелесообразна.
По инициативе министерства, были также внесены изменения в законодательство, предусматривающие налоговые вычеты в связи с прохождением независимой оценки квалификации, ведется диалог с представителями бизнеса, в том числе на площадке РСПП. При этом развитие системы квалификаций далеко от завершения, поэтому взаимодействие бизнеса и власти следует налаживать через форсайт-сессии, опросы и иные инструменты, позволяющие быстро получать информацию о новых требованиях на рынке труда.
«За последние пять лет была создана инфраструктура системы квалификаций, нормативно-правовая база. Говорить о том, что мы хотим с нуля разрабатывать компетенции и выстраивать систему коммуникации с бизнесом, предлагать другие подходы, - с точки зрения государственных расходов это не целесообразно», - отметила заместитель министра, предложив выявить «узкие места» существующей системы для того, чтобы в диалоге с бизнесом была возможность её «подстроить», в том числе, с учетом специфики информационных технологий.
Основная дискуссия развернулась вокруг изменений в программу «Цифровая экономика», связанных с внедрением электронного кадрового документооборота и электронных трудовых книжек. По этим направлениям министерством готовятся дорожные карты, реализация мероприятий которых намечена на 2020-2024 годы. Как отметила замминистра, для того, чтобы эти новшества стали активно применяться, необходимо достичь договоренности между всеми хозяйствующими субъектами и быть уверенными, что они готовы к этой работе.
По мнению заместителя председателя Национального совета при Президенте РФ по профессиональным квалификациям, вице-президента РСПП Федора Прокопова, процесс замены трудовой книжки на «индивидуальную траекторию» необходимо дополнительно прорабатывать. Ряд вопросов имеется и к программе «Цифровая экономика» в целом.
«В программе используются понятия «компетенции» и «модели компетенций». При этом не совсем понятно, что это такое. Четыре года назад, стоя у истоков формирования НСПК, мы осознанно отказались от термина «компетенция», заменив его «квалификацией» – некими требованиями, связанные со знаниями и умениями, предъявляемыми работнику для решения отдельных профессиональных задач», - отметил Федор Прокопов, добавив, что общая задача – формирование единой цифровой платформы системы квалификаций, куда могли бы быть погружены не тексты профессиональных стандартов, а разобранные по составляющим, в том числе, требования к знаниям и умениям.
«Там могли бы быть отдельные квалификации или модели компетенций, подготовленные в рамках цифровизации», - подчеркнул он.
Директор Департамента государственной политики в сфере высшего образования Минобрнауки России Александр Соболев поддержал коллег из Минтруда России о внесении корректировок в Программу. По его словам, министерство совместно с Национальным советом провело большую работу по созданию механизма для сопряжения профессиональных стандартов с ФГОС и образовательными программами. Создание альтернативной системы цифровых компетенций в отрыве от той работы, которую уже несколько лет ведут государство и бизнес, является малоэффективной и очень затратной задачей.
«Минобрнауки России готово рассмотреть вопрос о дополнении макета ФГОС версии 3+++ новой восьмой универсальной компетенцией, отражающей требования цифровой экономики. Не исключена и возможность выделения Computer Science в качестве самостоятельного укрупненного направления подготовки кадров, поскольку сегодня подготовка специалистов в области ИКТ распределена по ряду направлений «Инженерия» и др.», - отметил представитель Минобрнауки.
Генеральный директор Национального агентства развития квалификаций Александр Лейбович подчеркнул, что понятия квалификаций и компетенций не могут быть разделены и противопоставлены друг другу. Необходимо договориться о терминах, в основе которых должна лежать общая методология.
«Как только профессиональное сообщество договаривается, какими компетенциями должен обладать работник, выстраивая систему их признания, оценки и выдачу документов, они становятся квалификациями», - констатировал руководитель Национального агентства.
Александр Лейбович поставил по сомнение утверждение о медленном транслировании Национальной системой квалификаций в систему профессионального образования сигналов о потребности работодателей в квалифицированных кадрах, а с момента начала разработки профессионального стандарта до выпуска первого специалиста проходит 10-11 лет, не учитывает альтернативные возможности по внедрению профессиональных стандартов.
«Требования профессиональных стандартов могут быть непосредственно (параллельно с актуализацией ФГОС, если она требуется) имплементированы в образовательные программы ДПО или «короткие программы» (программы профессионального обучения), что существенно сокращает временной разрыв между инициацией разработки профессионального стандарта и его воплощением в жизнь», - подчеркнул Александр Лейбович.
Говоря о планах, глава Национального агентства отметил, что в 2018 году стоит задача объединить в рамках Единой цифровой платформы Национальной системы квалификаций 8 существующих информационных систем, в числе которых специальные он-лайн сервисы для разработки и обсуждения профессиональных стандартов и квалификаций.
В завершение совещания Александр Шохин отметил, что цифровые компетенции не могут существовать параллельно с Национальной системой квалификаций, отдельно от нее. Формирование цифровой экономики предполагает изменения и в самой Национальной системе квалификаций. Все профессиональные стандарты будут актуализированы с учетом требований цифровой экономики, а вновь разрабатываемые – оцениваться на соответствие этим требованиям. Необходимо определить механизмы и критерии для проведения такой оценки.
«Должно быть максимально глубокое проникновение «цифры» в работу по созданию профессиональных стандартов, по их актуализации, независимой оценке, по системе трансформации профстандартов в образовательные стандарты, программы подготовки и т.д.», - подчеркнул Александр Шохин.
Подводя итоги встречи, он предложил обсудить на площадке Российской трехсторонней комиссии по урегулированию социально-трудовых отношений вопросов по внедрению электронного кадрового документооборота и электронных трудовых книжек, а также предусмотреть задачи, связанные с формированием цифровой экономики в проекте Генерального соглашения между сторонами социального партнерства, подписание которого запланировано в декабре этого года.