27 сентября состоялось награждение победителей Всероссийского конкурса лучших практик подготовки рабочих кадров и специалистов среднего звена кадров, который в 2023 году проводился по номинации «Наставничество на рабочем месте». Победители и призеры конкурса рассказали о своих практиках. В завершении конференции прошел круглый стол «Наставничество. Такое разное и такое похожее».
Открывая церемонию награждения победителей, генеральный директор Национального агентства развития квалификаций Артем Шадрин отметил, что на конкурс в 2023 году поступило 195 заявок, из них 115 - от организаций-работодателей, 80 - от образовательных организаций. Наибольшую активность в конкурсе проявили предприятия машиностроительной отрасли. Не последнюю роль в этом сыграл Совет по профессиональным квалификациям в машиностроении, функционирующий на платформе Союза машиностроителей России.
Результаты конкурса формируют базу данных лучших практик, размещенную в открытом доступе на сайте Базового центра подготовки кадров.«За каждым победителем и призером конкурса стоит история успеха и результативной работы, с которой можно уже сейчас ознакомиться, - подчеркнул Артем Шадрин.
Каждый кейс победителя или призера конкурса содержит не только презентацию и общее описание практики, но и детальный алгоритм ее реализации, включая целевые показатели, механизмы финансовой и нефинансовой мотивации, решение вопросов по отбору и подготовке наставников.
После награждения победители и призеры представили свои практики, поделились результатами и перспективами их дальнейшего развития.
Специалист первой категории отдела оценки персонала корпоративного института ООО «Газпром трансгаз Томск» Галина Мазур и психолог отдела оценки персонала корпоративного института ООО «Газпром трансгаз Томск» Анна Поликарпова рассказали о практике «Наставничество в ООО «Газпром трансгаз Томск»: преемственность, безопасность, надежность».
Практику «И один в поле - воин!», реализованную в АО «Ново-Вятка», представили начальник цеха №6 Александр Шихалеев, начальник бюро по развитию производственных систем Сергей Злотко, а также ведущий специалист по социальным программам группы управления персоналом Оксана Катаева.
Начальник отдела организации и сопровождения стажировки обучающихся в производственных цехах Производственно-учебного центра авиационного кластера государственной корпорации «Ростех» на базе ПАО «ОДК-УМПО» Нина Айнулина рассказала о практике «Система наставничества: от студента до будущего отечественного авиастроителя».
О совместной практике «Энергия молодости КТЗ» рассказали директор по персоналу Калужского турбинного завода Татьяна Витебская и директор Калужского кадетского многопрофильного техникума им. А.Т. Карпова Татьяна Драницина.
Еще две практики («Проект наставничества VeKтОр» Международного аэропорта «Внуково» и «Наставничество как актуальная персонал-технология» ПАО «ОДК-Сатурн») по поручению их носителей представил заместитель руководителя Базового центра подготовки кадров Егор Кулебякин.
Конференция завершилась работой круглого стола «Наставничество. Такое разное и такое похожее». Его участники обсудили опыт формирования и развития наставничества в службе занятости населения, наставничества студентов в проектной и исследовательской деятельности, а также наставничества детей и молодежи, находящихся в трудной жизненной ситуации. Экспертами по данным вопросам выступили заместитель руководителя агентства труда и занятости населения Красноярского края Сергей Селюнин, главный научный сотрудник лаборатории «Молодежная политика» НИУ ВШЭ, главный редактор журнала «Высшее образование в России» Владимир Никольский и директор Государственного бюджетного учреждения Республики Башкортостан Юго-восточного межрайонного центра «Семья» Лариса Таёкина.
Подводя итоги мероприятия, руководитель Базового центра подготовки кадров Ольга Клинк коснулась и вопросов разработки профессионального стандарта наставнической деятельности. Она отметила, что профессиональный стандарт, и это следует уже из названия, описывает профессиональную деятельность и не затрагивает деятельность наставников-волонтеров, тем более, не исключает ее. Разрабатываемый документ должен дать системное, четко структурированное описание того, что делают наставники, какие умения и знания необходимы им. Это поможет в определении должностных обязанностей, формировании требований к результатам подготовки наставников и в разработке соответствующих программ. Да, и сами наставники, анализируя профессиональный стандарт, смогут лучше разобраться в своем функционале, оценить соответствие своих компетенций заданным требованиям, и, при необходимости, спланировать дополнительное обучение.