10 и 11 декабря в рамках международной конгресс-выставки «Global Education — Образование без границ», посвященной развитию среднего профессионального образования, подготовки и повышению квалификации рабочих кадров приняли участие руководители Национального агентства развития квалификаций (АНО НАРК).
Генеральный директор АНО НАРК Александр Лейбович выступил по вопросам качественного образования и эффективной занятости, новых моделей компетенций выпускников и образовательных программ СПО.
«Когда мы говорим о появлении новых профессий, должен быть какой-то фильтр. Иногда появление новой технологии, нового метода, нового оборудования воспринимают как появление новых профессий, а это не всегда так. Чаще всего это необходимый «апгрейд» уже существующей профессии, существующих квалификаций… Когда появляются принципиально новые функции, новые качества или продукт, можно говорить о новой профессии»., - отметил в своем выступлении Александр Лейбович.
По его мнению, советы по профессиональным квалификациям и учебно-методические объединения как раз и выступают теми самыми фильтрами, которые формируют профессионально-квалификационные структуры.
Александр Лейбович подчеркнул, что существуют регионы России, которые уже много лет анализируют различные объявления о найме со стороны работодателей с описанием функционала работника и на основе этой информации фиксируют запросы на новые компетенции, которые затем превращаются в новые образовательные программы.
Национальное агентство развития квалификаций выступило организатором панельной дискуссии «Подготовка кадров для отрасли: эффекты партнёрства работодателей и системы профессионального образования». Модерировала обсуждение заместитель генерального директора Национального агентства Алла Факторович. В своем выступлении она представила статистику по результатам мониторинга рынка труда, проведенного АНО НАРК, по теме взаимодействия работодателей и профессиональных образовательных организаций.
«По данным опроса, трое из четырех выпускников СПО сталкиваются с трудностями при трудоустройстве, при этом 38,6% выпускников СПО - специалистов среднего звена и 40,5% выпускников - квалифицированных рабочих устраиваются не по полученной специальности (профессии).
В свою очередь, работодатели тотально не удовлетворены качеством знаний и квалификаций выпускников – около 91% опрошенных. Среди причин участники мониторинга рынка труда традиционно указывают невысокое качество подготовки в системе образования. Однако не меньшее влияние на ситуацию оказывает то, что студенты и даже выпускники не всегда понимают, что такое квалификация, какие требования к ней предъявляются, какие перспективы на рынке труда открывает та или иная квалификация. В школах и колледжах не учат строить профессиональную и карьерную траекторию, хотя это одна из наиболее востребованных современных компетенций. Важно научить их использовать инструменты НСК», - отметила Алла Факторович.
Руководитель Базового центра подготовки кадров Ольга Клинк рассказала, что, по результатам мониторинга, развитие наставничества на производстве уверенно лидирует в перечне условий укрепления партнерства работодателей и колледжей. Так считают три четверти респондентов, представляющих образовательные организации, и почти половина опрошенных работодателей.
Она подчеркнула, что просто реанимировать советский опыт сегодня невозможно. Изменились социально-экономические условия, психология студентов, стажеров и наставников. Как показал Всероссийский конкурс лучших практик наставничества на производстве, проведенный агентством при поддержке Минтруда России, бизнес подходит к развитию наставничества прагматично, в первую очередь, задается вопросами: «Какие задачи и с какой эффективностью позволяет решать этот инструмент?
«Для работодателей важны и экономические эффекты, связанные со снижением среднего срока стажировки, текучести кадров, длительности адаптационного периода и т.п., и социально-психологические (рост удовлетворенности работников, оценки престижности работы в компании и возможностей карьерного роста и т.д.). Успешные практики взаимодействия колледжей и предприятий - практики взаимовыгодного сотрудничества.
Наставничество – уникальный механизм управления персоналом и знаниями организации. Особенно очевидным это становится в условиях быстрого технологического развития. Однако правовой статус наставника в России до сих пор не определен. Участники проекта «Квалификация НАСТАВНИК» в результате обсуждения пришли к выводу о необходимости его закрепления в профессиональном стандарте и уже начали работу в этом направлении», - подчеркнула Ольга Клинк.
В дискуссии также приняли участие председатель СПК в сфере гостеприимства Игорь Бухаров, заместитель генерального директора АНО «ЦРПК в сфере ЖКХ» Лариса Лапина, заместитель директора по научно-методической и инновационной деятельности ГАУ ДПО ИО «Региональный институт кадровой политики и непрерывного профессионального образования» Ольга Кондратьева.
Об опыте перехода от теории к практике модельного признания квалификаций в индустрии красоты и автомобилестроении в России и Германии рассказал советник по региональному развитию и международным связям Иван Митрофанов на круглом столе «Интернационализация TVET: перспективы международного сотрудничества в подготовке рабочих кадров».
«Одной из задач, заявленных в «дорожной карте» по развитию НСК до 2024 года, является создание условий для признания квалификаций в рамках международного обмена трудовыми ресурсами… Проекты по модельному признанию квалификаций «Парикмахер» и «Автомехатроник», реализованные в 2018 и 2019 годах, соответственно, создают своего рода «задел» для подписания соглашения о взаимном признании квалификаций между Россией и Германией в будущем», - отметил Иван Митрофанов.
Во второй день работы Конгресса руководитель Департамента систем оценки квалификаций Национального агентства Алексей Перевертайло принял участие в обсуждении необходимых навыков работников, которые наиболее востребованы в связи для развития приоритетных отраслей экономики и инвестиционных проектов регионов.
Ольга Клинк приняла участие в конференции «Обновление механизмов финансирования программ СПО: основные принципы и каналы внедрения». Она рассказала о финансировании промежуточной и итоговой аттестации студентов в условиях их совмещения с докладом об итогах сопряжения итоговой и промежуточной аттестации студентов с независимой оценкой квалификации. Важное место в выступлении было отведено вопросам оптимизации затрат при сохранении достоверности и надежности оценки. При проведении независимой оценки квалификации достоверность и надежность достигаются при разработке оценочных средств за счет объективизации критериев оценки, а при проведении профессионального экзамена за счет разделения собственно оценки (проводит независимый эксперт, исключается конфликт интересов) и принятия решения о подтверждении квалификации (осуществляется советом по профессиональным квалификациям на основе анализа документированных результатов экзамена, включая его видеозапись).
Организатором XIII Международной Конгресс-выставки «Global Education - Образование без границ» выступил Департамент государственной политики в сфере профессионального образования и опережающей подготовки кадров Минпросвещения России. Цель конгресса – совершенствование и стимулирование развития различных уровней среднего профессионального, дополнительного и непрерывного образования, выявление успешного опыта реализации совместных программ с работодателями, организациями общего образования, высшего образования, социально ориентированными некоммерческими организациями, международными образовательными центрами, а также привлечение внимания к успешным региональным программам модернизации системы профессионального образования в субъектах Российской Федерации.