Перспективы развития пилотного проекта «Профессиональный экзамен для студентов» (совмещение промежуточной и итоговой аттестации обучающихся с независимой оценкой квалификации) обсудили в Группе компаний «Россети».
Обсуждение прошло в рамках деловой программы Открытого корпоративного чемпионата профессионального мастерства Группы компаний «Россети» по методике WorldSkills.
В мероприятии приняли участие специалисты HR-служб и корпоративных учебных центров ГК «Россети» и ГПО «Белэнерго» (Республика Беларусь), представители Свердловского областного союза промышленников и предпринимателей, Министерства образования и молодежной политики Свердловской области (СОСПП), руководители разлиных образовательных организаций, а также энергетики из Казахстана и Киргизии.
Круглый стол вела руководитель Базового центра подготовки рабочих кадров Национального агентства развития квалификаций (АНО НАРК) Ольга Клинк. В своем выступлении она отметила существенное расширение масштабов проекта (в 2019 году количество участников-студентов возросло более чем в 5 раз) и акцентировала внимание на том, что проект не сводится к проведению экзаменов, а представляет систему мероприятий, обеспечивающих подготовку кадров в соответствии с требованиями рынка труда. Обязательным элементом системы является повышение квалификации методистов, мастеров производственного обучения и преподавателей по вопросам применения профессиональных стандартов и независимой оценки квалификации в подготовке кадров, организация стажировок по преподаваемой профессии (специальности), в том числе на базе центров оценки квалификации. Накоплен опыт успешного взаимодействия советов по профессиональным квалификациям, центров оценки квалификации и региональных методических центров Национальной системы квалификаций, растет мотивация колледжей к прохождению профессионально-общественной аккредитации образовательных программ.
Исполнительный вице-президент СОСПП Татьяна Кансафарова рассказала, что недостаточность и высокая стоимость квалифицированных кадров входят в топ-5 факторов, влияющих, по мнению работодателей, на экономическое состояние предприятий. Этот фактор оказывается значимым для большего числа опрошенных (36,2%), чем тарифы естественных монополий (30,5%), проверки надзорных и правоохранительных органов (25,7%) и административные барьеры и забюрократизированность процедур (24,8%). Также в выступлении была подчеркнута необходимость вовлечения в процедуру независимой оценки квалификации всех категорий граждан трудоспособного возраста (студенты СПО и вузов, работающие специалисты, предпенсионеры 50+). Именно это, с точки зрения докладчика, позволит создать эффективную систему непрерывного образования, особенно востребованную в условиях цифровой экономики.
Директор Межотраслевого центра развития квалификаций Уральского федерального университета Валентина Федотова обратила внимание на повышение успешности прохождения студентами независимой оценки квалификации в 2019 году. Сказалась работа по корректировке образовательных программ, их ориентации на освоение квалификаций, востребованных в Свердловской области, повышению квалификации методистов, преподавателей и мастеров производственного обучения. Важность такой работы поддержал в своем выступлении Григорий Мельников, главный специалист Министерства образования и молодежной политики Свердловской области.
В то же время Валентина Федотова отметила, что сегодня только 22% мастеров производственного обучения колледжей Свердловской области имеют свидетельства о квалификации, а в идеале цифру надо довести до 100%: тот, кто учит профессии (специальности) должен уметь работать в соответствии с требованиями профессионального стандарта.
После выступления руководителя Межрегионального энергетического центра квалификаций «Россети Урал» Элины Морозовой развернулась оживленная дискуссия по вопросам проведения демонстрационного экзамена как формы государственной итоговой аттестации студентов колледжей, сопряжения в рамках такого экзамена независимой оценки квалификации и оценки по стандартам WorldSkills, совершенствования профессиональных стандартов, оценочных средств, образовательных программ с учетом результатов пилотного проекта.
Кроме того, Ольга Клинк приняла участие в геймсторминге «Эффективное наставничество как инструмент управления». В ходе деловой игры специалисты HR-служб представляли и обсуждали различные идеи по развитию наставничества на производстве, что позволило пополнить методическую копилку, а также апробировать в кругу экспертов подходы к определению нормативного правового статуса наставника и формированию системы наставничества в организации, разрабатываемые в рамках проекта Национального агентства развития квалификаций «Квалификация «Наставник».