Итоговая или промежуточная государственная аттестация (ГИА), совмещенная с независимой оценкой квалификации (НОК) – это единый экзамен, позволяющий подтвердить квалификацию студента, полученную по итогу освоения образовательных программ.
Возможность совмещения ГИА и НОК возникает благодаря общей содержательной основе. Независимая оценка квалификации подтверждает соответствие квалификации работника требованиям профессиональных стандартов. Образовательные программы координируются с требованиями профессиональных стандартов и рынка труда посредством профессионально-общественной аккредитации.
На едином экзамене студенты демонстрируют способность выполнять профессиональную деятельность в реальных или модельных условиях. Экзамен может проходить как непосредственно в центре оценки квалификаций (ЦОК), так и в экзаменационном центре, организованном на площадке вуза или колледжа. В роли экзаменаторов выступают эксперты центров оценки квалификаций, включая представителей профильных предприятий.
Студенты, успешно сдавшие единый экзамен, получают два документа – диплом об образовании и свидетельство о квалификации. Прохождение независимой оценки квалификации повышает конкурентоспособность выпускников на рынке труда. Сдача профэкзамена совместно с ГИА позволяет студентам пройти его бесплатно.
Благодаря совмещению ГИА и НОК образовательные организации получают обратную связь о качестве образовательных программ и возможность прямого взаимодействия с профильными предприятиями отрасли. Работодатели, в свою очередь, могут формировать заказ на подготовку специалистов, снижая затраты, связанные с оценкой квалификации соискателей и доучиванием персонала.
В системе среднего профессионального образования проект по совмещению промежуточной и государственной итоговой аттестации и независимой оценки квалификации реализуется с 2018 года.
За это время профессиональный экзамен прошли около 6 тысяч студентов техникумов и колледжей. В проекте участвуют 27 субъектов Российской Федерации, 18 советов по профессиональным квалификациям.
В 2022 году 60,8% ГИА-НОК успешно сдали профессиональный экзамен, при этом колледжи, участвующие в проекте на протяжении трех лет дают более 70% успешных результатов.
С 2023 года профессиональный экзамен для студентов реализуется как направление в составе проекта Базового центра подготовки кадров «НСК – конструктор карьеры».
Поручение Президента РФ от 28.03.2020 г. №589 (п.1е абзац 4) содержит указание о реализации пилотного проекта независимых профессиональных экзаменов для студентов вузов. В 2022–2023 г.г. прошли две волны пилотного проекта ГИА-НОК, участниками которых стали 33 университета и 9 советов по профессиональным квалификациям (СПК). Проект осуществляется Минобрнауки России и Национальным агентством развития квалификаций при поддержке Рособрнадзора и советов по профессиональным квалификациям. В рамках «пилота» совмещенные экзамены прошли 830 студентов по 22 квалификациям, из них сдали успешно 72%.
В перспективе число вузов-участников проекта будет увеличиваться. По поручению Национального совета Национальное агентство совместно с Минобрнауки России, Рособрнадзором и заинтересованными советами по профессиональным квалификациям разработало методические рекомендации по реализации проекта ГИА-НОК для вузов. Документ был разослан Минобрнауки России летом 2023 г. Также Национальным агентством создаются информационно-мотивирующие материалы для студентов с разъяснением целесообразности прохождения независимой оценки квалификации и рекомендациями по подготовке к ней.
В 2022–2023 гг. в пилотном проекте ГИА-НОК приняли участие следующие вузы
- Белгородский государственный аграрный университет им. В. Я. Горина;
- Белгородский государственный технологический университет им. В. Г. Шухова;
- Вологодская государственная молочнохозяйственная академия им. Н. В. Верещагина;
- Воронежский государственный аграрный университет им. императора Петра Первого;
- Государственный университет по землеустройству;
- Донской государственный технический университет;
- Ивановский государственный энергетический университет им. В. И. Ленина;
- Казанский государственный энергетический университет;
- Казанский национальный исследовательский технологический университет;
- Крымский федеральный университет (КФУ) им. Вернадского;
- Кубанский государственный аграрный университет имени И.Т. Трубилина;
- Калужский филиал Российского государственного аграрного университета (МСХА им. К. А. Тимирязева);
- Московская государственная академия ветеринарной медицины и биотехнологии - MBA им. К. И. Скрябина;
- Московский информационно-технологический университет - Московский архитектурно-строительный институт (МИТУ-МАСИ);
- Московский технический университет связи и информатики (МТУСИ);
- Национальный исследовательский Московский государственный строительный университет (НИУ МГСУ);
- Национальный исследовательский университет «МЭИ»;
- НИУ Московский институт электронной техники (МИЭТ);
- Новосибирский государственный технический университет;
- Новосибирский государственный университет экономики и управления «НИНХ»;
- Псковский государственный университет;
- Российский государственный агарный университет (МСХА имени К.А. Тимирязева);
- Российский государственный университет туризма и сервиса (РГУТИС);
- Самарский государственный технический университет;
- Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет;
- Санкт-Петербургский государственный технологический институт;
- Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения (ГУАП);
- Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет «ЛЭТИ»;
- Северный (Арктический) федеральный университет им. М. В. Ломоносова;
- Северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова;
- Ставропольский государственный агарный университет;
- Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники;
- Южно-Российский государственный политехнический университет (НПИ) им. М. И. Платова.