Государственная итоговая или промежуточная аттестация (ГИА, ПА), совмещенная с независимой оценкой квалификации (НОК), – это единый экзамен, позволяющий подтвердить квалификацию студента, полученную по итогам освоения образовательных программ.
Возможность совмещения ГИА и НОК возникает благодаря общему содержательному фундаменту: независимая оценка квалификации подтверждает соответствие квалификации работника требованиям профессиональных стандартов, эти же стандарты являются основой для разработки образовательных программ вузов и колледжей.
На едином экзамене студенты демонстрируют способность выполнять профессиональную деятельность в реальных или модельных условиях. Экзамен может проходить как непосредственно в центре оценки квалификаций (ЦОК), так и в экзаменационном центре, организованном на площадке вуза или колледжа. В роли экзаменаторов выступают эксперты центров оценки квалификаций, включая представителей профильных предприятий.
Студенты, успешно сдавшие единый экзамен, получают два документа – диплом об образовании и свидетельство о квалификации. Прохождение независимой оценки квалификации повышает конкурентоспособность выпускников на рынке труда.
С 2018 года в Российской Федерации возможность пройти процедуру ГИА (ПА) – НОК открыта для студентов колледжей и техникумов. В 2020 году вышло Поручение Президента РФ от 06.02.2020 г. №589 (п.1е абзац 4) о реализации пилотного проекта независимых профессиональных экзаменов для студентов вузов. С 2022 года были сформированы необходимые для этого условия. К настоящему моменту профессиональный экзамен, совмещенный с ГИА (ПА), прошли более 9500 студентов. В проекте принимают участие 36 вузов, более 300 колледжей и техникумов, 27 субъектов РФ, 23 совета по профессиональным квалификациям. Свою первую квалификацию смогли подтвердить студенты 25 направлений подготовки высшего образования и более 50 профессий (специальностей) СПО. Если в 2018 году только около 40% молодых людей успешно сдали профессиональный экзамен, то в 2024 году - уже почти 74%.
Объединение ГИА с НОК выгодно всем участникам. Образовательные организации получают обратную связь о качестве образовательных программ и возможность прямого взаимодействия с профильными предприятиями отрасли. Работодатели сокращают затраты на оценку квалификации кандидатов, доучивание и адаптацию персонала. Студенты бесплатно подтверждают свою первую квалификацию и получают свидетельство, признаваемое работодателями.
С опорой на многолетний опыт проведения совмещенной процедуры Национальным агентством разработаны методические рекомендации, которые помогают образовательным организациям включиться в проект, и информационные материалы для студентов с разъяснением целесообразности прохождения независимой оценки квалификации и рекомендациями по подготовке к ней. Совместно с советами по профессиональным квалификациям и федеральными учебно-методическими объединениями была сформирована таблица соответствия профессиональных квалификаций и направлений подготовки (специальностей) высшего образования. Она подскажет, какую профессиональную квалификацию можно получить и подтвердить по результатам освоения образовательной программы.
В системе среднего профессионального образования проект по совмещению промежуточной и государственной итоговой аттестации и независимой оценки квалификации реализуется с 2018 года.
За это время профессиональный экзамен прошли около 8 тысяч студентов техникумов и колледжей. В проекте участвуют 27 субъектов Российской Федерации, 17 советов по профессиональным квалификациям.
В 2024 году 73,1% ГИА-НОК успешно сдали профессиональный экзамен.
С 2025 года профессиональный экзамен для студентов реализуется как направление в составе проекта Базового центра подготовки кадров «Кадры для высокотехнологичного предприятия».
Поручение Президента РФ от 28.03.2020 г. №589 (п.1е абзац 4) содержит указание о реализации пилотного проекта независимых профессиональных экзаменов для студентов вузов. С 2022 года проект осуществляется Минобрнауки России и Национальным агентством развития квалификаций при поддержке Рособрнадзора и советов по профессиональным квалификациям. участниками проекта стали 36 университетов и 10 советов по профессиональным квалификациям (СПК). В рамках «пилота» совмещенные экзамены за три года (2022-2024 гг.) прошли более тысячи студентов (1227 человек) по 39 квалификациям, из них сдали успешно 74 %.
По поручению Национального совета Национальное агентство совместно с Минобрнауки России, Рособрнадзором и заинтересованными советами по профессиональным квалификациям разработало методические рекомендации по реализации проекта ГИА-НОК для вузов. Документ был разослан Минобрнауки России летом 2023 г. Также Национальным агентством создаются информационно-мотивирующие материалы для студентов с разъяснением целесообразности прохождения независимой оценки квалификации и рекомендациями по подготовке к ней. Совместно с советами по профессиональным квалификациям и федеральными учебно-методическими объединениями сформирована таблица соответствия профессиональных квалификаций и направлений подготовки (специальностей) высшего образования.
В течение 2022–2024 гг. в пилотном проекте ГИА-НОК приняли участие следующие вузы
- Белгородский государственный аграрный университет им. В. Я. Горина;
- Белгородский государственный технологический университет им. В. Г. Шухова;
- Вологодская государственная молочнохозяйственная академия им. Н. В. Верещагина;
- Воронежский государственный аграрный университет им. императора Петра Первого;
- Государственный университет по землеустройству;
- Государственный университет просвещения;
- Донской государственный технический университет;
- Ивановский государственный энергетический университет им. В. И. Ленина;
- Казанский государственный энергетический университет;
- Казанский национальный исследовательский технологический университет;
- Крымский федеральный университет (КФУ) им. Вернадского;
- Кубанский государственный аграрный университет имени И.Т. Трубилина;
- Калужский филиал Российского государственного аграрного университета (МСХА им. К. А. Тимирязева);
- Московская государственная академия ветеринарной медицины и биотехнологии - MBA им. К. И. Скрябина;
- Московский информационно-технологический университет - Московский архитектурно-строительный институт (МИТУ-МАСИ);
- Московский технический университет связи и информатики (МТУСИ);
- Национальный исследовательский Московский государственный строительный университет (НИУ МГСУ);
- Национальный исследовательский университет «МЭИ»;
- НИУ Московский институт электронной техники (МИЭТ);
- Новосибирский государственный технический университет;
- Новосибирский государственный университет экономики и управления «НИНХ»;
- Псковский государственный университет;
- Российский государственный агарный университет (МСХА имени К.А. Тимирязева);
- Российский государственный университет туризма и сервиса (РГУТИС);
- Самарский государственный технический университет;
- Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет;
- Санкт-Петербургский государственный технологический институт;
- Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения (ГУАП);
- Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет «ЛЭТИ»;
- Северный (Арктический) федеральный университет им. М. В. Ломоносова;
- Северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова;
- Ставропольский государственный агарный университет;
- Томский политехнический университет (ТПУ);
- Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники (ТУСУР);
- Томский государственный архитектурно-строительный университет (ТГАСУ);
- Южно-Российский государственный политехнический университет (НПИ) им. М. И. Платова.