Совмещение государственной итоговой аттестации и независимой оценки квалификации

Государственная итоговая или промежуточная аттестация (ГИА, ПА), совмещенная с независимой оценкой квалификации (НОК), – это единый экзамен, позволяющий подтвердить квалификацию студента, полученную по итогам освоения образовательных программ.

Возможность совмещения ГИА и НОК возникает благодаря общему содержательному фундаменту: независимая оценка квалификации подтверждает соответствие квалификации работника требованиям профессиональных стандартов, эти же стандарты являются основой для разработки образовательных программ вузов и колледжей.

На едином экзамене студенты демонстрируют способность выполнять профессиональную деятельность в реальных или модельных условиях. Экзамен может проходить как непосредственно в центре оценки квалификаций (ЦОК), так и в экзаменационном центре, организованном на площадке вуза или колледжа. В роли экзаменаторов выступают эксперты центров оценки квалификаций, включая представителей профильных предприятий.

Студенты, успешно сдавшие единый экзамен, получают два документа – диплом об образовании и свидетельство о квалификации. Прохождение независимой оценки квалификации повышает конкурентоспособность выпускников на рынке труда.

С 2018 года в Российской Федерации возможность пройти процедуру ГИА (ПА) – НОК открыта для студентов колледжей и техникумов. В 2020 году вышло Поручение Президента РФ от 06.02.2020 г. №589 (п.1е абзац 4) о реализации пилотного проекта независимых профессиональных экзаменов для студентов вузов. С 2022 года были сформированы необходимые для этого условия. К настоящему моменту профессиональный экзамен, совмещенный с ГИА (ПА), прошли более 9500 студентов. В проекте принимают участие 36 вузов, более 300 колледжей и техникумов, 27 субъектов РФ, 23 совета по профессиональным квалификациям. Свою первую квалификацию смогли подтвердить студенты 25 направлений подготовки высшего образования и более 50 профессий (специальностей) СПО. Если в 2018 году только около 40% молодых людей успешно сдали профессиональный экзамен, то в 2024 году - уже почти 74%.

Объединение ГИА с НОК выгодно всем участникам. Образовательные организации получают обратную связь о качестве образовательных программ и возможность прямого взаимодействия с профильными предприятиями отрасли. Работодатели сокращают затраты на оценку квалификации кандидатов, доучивание и адаптацию персонала. Студенты бесплатно подтверждают свою первую квалификацию и получают свидетельство, признаваемое работодателями.

С опорой на многолетний опыт проведения совмещенной процедуры Национальным агентством разработаны методические рекомендации, которые помогают образовательным организациям включиться в проект, и информационные материалы для студентов с разъяснением целесообразности прохождения независимой оценки квалификации и рекомендациями по подготовке к ней. Совместно с советами по профессиональным квалификациям и федеральными учебно-методическими объединениями была сформирована таблица соответствия профессиональных квалификаций и направлений подготовки (специальностей) высшего образования. Она подскажет, какую профессиональную квалификацию можно получить и подтвердить по результатам освоения образовательной программы.

Среднее профессиональное образование
Проект реализуется с 2018 года
Узнать больше
Высшее образование
Пилотный проект реализуется с 2022 года
Узнать больше
Среднее профессиональное образование

В системе среднего профессионального образования проект по совмещению промежуточной и государственной итоговой аттестации и независимой оценки квалификации реализуется с 2018 года.


За это время профессиональный экзамен прошли около 8 тысяч студентов техникумов и колледжей. В проекте участвуют 27 субъектов Российской Федерации, 17 советов по профессиональным квалификациям.


В 2024 году 73,1% ГИА-НОК успешно сдали профессиональный экзамен.


С 2025 года профессиональный экзамен для студентов реализуется как направление в составе проекта Базового центра подготовки кадров «Кадры для высокотехнологичного предприятия».

Высшее образование

Поручение Президента РФ от 28.03.2020 г. №589 (п.1е абзац 4) содержит указание о реализации пилотного проекта независимых профессиональных экзаменов для студентов вузов. С 2022 года проект осуществляется Минобрнауки России и Национальным агентством развития квалификаций при поддержке Рособрнадзора и советов по профессиональным квалификациям. участниками проекта стали 36 университетов и 10 советов по профессиональным квалификациям (СПК). В рамках «пилота» совмещенные экзамены за три года (2022-2024 гг.) прошли более тысячи студентов (1227 человек) по 39 квалификациям, из них сдали успешно 74 %.


По поручению Национального совета Национальное агентство совместно с Минобрнауки России, Рособрнадзором и заинтересованными советами по профессиональным квалификациям разработало методические рекомендации по реализации проекта ГИА-НОК для вузов. Документ был разослан Минобрнауки России летом 2023 г. Также Национальным агентством создаются информационно-мотивирующие материалы для студентов с разъяснением целесообразности прохождения независимой оценки квалификации и рекомендациями по подготовке к ней. Совместно с советами по профессиональным квалификациям и федеральными учебно-методическими объединениями сформирована таблица соответствия профессиональных квалификаций и направлений подготовки (специальностей) высшего образования.



В течение 2022–2024 гг. в пилотном проекте ГИА-НОК приняли участие следующие вузы


  • Белгородский государственный аграрный университет им. В. Я. Горина;
  • Белгородский государственный технологический университет им. В. Г. Шухова;
  • Вологодская государственная молочнохозяйственная академия им. Н. В. Верещагина;
  • Воронежский государственный аграрный университет им. императора Петра Первого;
  • Государственный университет по землеустройству;
  • Государственный университет просвещения;
  • Донской государственный технический университет;
  • Ивановский государственный энергетический университет им. В. И. Ленина;
  • Казанский государственный энергетический университет;
  • Казанский национальный исследовательский технологический университет;
  • Крымский федеральный университет (КФУ) им. Вернадского;
  • Кубанский государственный аграрный университет имени И.Т. Трубилина;
  • Калужский филиал Российского государственного аграрного университета (МСХА им. К. А. Тимирязева);
  • Московская государственная академия ветеринарной медицины и биотехнологии - MBA им. К. И. Скрябина;
  • Московский информационно-технологический университет - Московский архитектурно-строительный институт (МИТУ-МАСИ);
  • Московский технический университет связи и информатики (МТУСИ);
  • Национальный исследовательский Московский государственный строительный университет (НИУ МГСУ);
  • Национальный исследовательский университет «МЭИ»;
  • НИУ Московский институт электронной техники (МИЭТ);
  • Новосибирский государственный технический университет;
  • Новосибирский государственный университет экономики и управления «НИНХ»;
  • Псковский государственный университет;
  • Российский государственный агарный университет (МСХА имени К.А. Тимирязева);
  • Российский государственный университет туризма и сервиса (РГУТИС);
  • Самарский государственный технический университет;
  • Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет;
  • Санкт-Петербургский государственный технологический институт;
  • Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения (ГУАП);
  • Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет «ЛЭТИ»;
  • Северный (Арктический) федеральный университет им. М. В. Ломоносова;
  • Северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова;
  • Ставропольский государственный агарный университет;
  • Томский политехнический университет (ТПУ);
  • Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники (ТУСУР);
  • Томский государственный архитектурно-строительный университет (ТГАСУ);
  • Южно-Российский государственный политехнический университет (НПИ) им. М. И. Платова.
Таблица соответствия квалификаций и направлений подготовки (специальностей) высшего образования
В рамках выполнения решения Национального совета при Президенте РФ по профессиональным квалификациям (п. 1.5 протокола заседания от 26 сентября 2023 года) Национальным агентством развития квалификаций совместно с советами по профессиональным квалификациям и федеральными учебно-методическими объединениями высшего образования была разработана таблица соответствия профессиональных квалификаций и направлений подготовки (специальностей) высшего образования. Информация, размещенная в таблице, может применяться вузами для сопряжения аттестационных процедур с независимой оценкой квалификации, создания или актуализации образовательных программ, в том числе выбора их профиля (направленности), определения перечня дополнительных квалификаций, освоение которых возможно в рамках одной образовательной программы, а также для формирования требований к результатам и содержанию дисциплин, учебных курсов, модулей, практик. Подготовленная таблица будет оперативно обновляться по мере появления новых профессиональных квалификаций или новых направлений подготовки (специальностей).
Документы
PDF
Государственная итоговая (промежуточная) аттестация обучающихся вузов с применением независимой оценки квалификаций
PDF
Методические рекомендации по реализации независимой оценки квалификации в системе высшего образования
pdf 4.63 МБ
28.06.2023
PDF
Среднесрочный план деятельности Национального агентства развития квалификаций на 2023–2025 годы
Согласие на обработку файлов cookies
Продолжая использовать сайт, Вы даете АНО НАРК (ИНН 7 710 475 530), согласие на обработку файлов cookies и пользовательских данных. Если Вы не хотите, чтобы Ваши вышеперечисленные данные обрабатывались, просим отключить обработку файлов cookies и сбор пользовательских данных в настройках Вашего браузера или покинуть сайт.