Совмещение государственной итоговой аттестации и независимой оценки квалификации

Итоговая или промежуточная государственная аттестация (ГИА), совмещенная с независимой оценкой квалификации (НОК) – это единый экзамен, позволяющий подтвердить квалификацию студента, полученную по итогу освоения образовательных программ.

Возможность совмещения ГИА и НОК возникает благодаря общей содержательной основе. Независимая оценка квалификации подтверждает соответствие квалификации работника требованиям профессиональных стандартов. Образовательные программы координируются с требованиями профессиональных стандартов и рынка труда посредством профессионально-общественной аккредитации.

На едином экзамене студенты демонстрируют способность выполнять профессиональную деятельность в реальных или модельных условиях. Экзамен может проходить как непосредственно в центре оценки квалификаций (ЦОК), так и в экзаменационном центре, организованном на площадке вуза или колледжа. В роли экзаменаторов выступают эксперты центров оценки квалификаций, включая представителей профильных предприятий.

Студенты, успешно сдавшие единый экзамен, получают два документа – диплом об образовании и свидетельство о квалификации. Прохождение независимой оценки квалификации повышает конкурентоспособность выпускников на рынке труда. Сдача профэкзамена совместно с ГИА позволяет студентам пройти его бесплатно.

Благодаря совмещению ГИА и НОК образовательные организации получают обратную связь о качестве образовательных программ и возможность прямого взаимодействия с профильными предприятиями отрасли. Работодатели, в свою очередь, могут формировать заказ на подготовку специалистов, снижая затраты, связанные с оценкой квалификации соискателей и доучиванием персонала.

Среднее профессиональное образование
Проект реализуется с 2018 года
Узнать больше
Высшее образование
Пилотный проект реализуется с 2022 года
Узнать больше
Среднее профессиональное образование

В системе среднего профессионального образования проект по совмещению промежуточной и государственной итоговой аттестации и независимой оценки квалификации реализуется с 2018 года.


За это время профессиональный экзамен прошли около 6 тысяч студентов техникумов и колледжей. В проекте участвуют 27 субъектов Российской Федерации, 18 советов по профессиональным квалификациям.


В 2022 году 60,8% ГИА-НОК успешно сдали профессиональный экзамен, при этом колледжи, участвующие в проекте на протяжении трех лет дают более 70% успешных результатов.


С 2023 года профессиональный экзамен для студентов реализуется как направление в составе проекта Базового центра подготовки кадров «НСК – конструктор карьеры».

Высшее образование

Поручение Президента РФ от 28.03.2020 г. №589 (п.1е абзац 4) содержит указание о реализации пилотного проекта независимых профессиональных экзаменов для студентов вузов. В 2022–2023 г.г. прошли две волны пилотного проекта ГИА-НОК, участниками которых стали 33 университета и 9 советов по профессиональным квалификациям (СПК). Проект осуществляется Минобрнауки России и Национальным агентством развития квалификаций при поддержке Рособрнадзора и советов по профессиональным квалификациям. В рамках «пилота» совмещенные экзамены прошли 830 студентов по 22 квалификациям, из них сдали успешно 72%.


В перспективе число вузов-участников проекта будет увеличиваться. По поручению Национального совета Национальное агентство совместно с Минобрнауки России, Рособрнадзором и заинтересованными советами по профессиональным квалификациям разработало методические рекомендации по реализации проекта ГИА-НОК для вузов. Документ был разослан Минобрнауки России летом 2023 г. Также Национальным агентством создаются информационно-мотивирующие материалы для студентов с разъяснением целесообразности прохождения независимой оценки квалификации и рекомендациями по подготовке к ней.



В 2022–2023 гг. в пилотном проекте ГИА-НОК приняли участие следующие вузы


  • Белгородский государственный аграрный университет им. В. Я. Горина;
  • Белгородский государственный технологический университет им. В. Г. Шухова;
  • Вологодская государственная молочнохозяйственная академия им. Н. В. Верещагина;
  • Воронежский государственный аграрный университет им. императора Петра Первого;
  • Государственный университет по землеустройству;
  • Донской государственный технический университет;
  • Ивановский государственный энергетический университет им. В. И. Ленина;
  • Казанский государственный энергетический университет;
  • Казанский национальный исследовательский технологический университет;
  • Крымский федеральный университет (КФУ) им. Вернадского;
  • Кубанский государственный аграрный университет имени И.Т. Трубилина;
  • Калужский филиал Российского государственного аграрного университета (МСХА им. К. А. Тимирязева);
  • Московская государственная академия ветеринарной медицины и биотехнологии - MBA им. К. И. Скрябина;
  • Московский информационно-технологический университет - Московский архитектурно-строительный институт (МИТУ-МАСИ);
  • Московский технический университет связи и информатики (МТУСИ);
  • Национальный исследовательский Московский государственный строительный университет (НИУ МГСУ);
  • Национальный исследовательский университет «МЭИ»;
  • НИУ Московский институт электронной техники (МИЭТ);
  • Новосибирский государственный технический университет;
  • Новосибирский государственный университет экономики и управления «НИНХ»;
  • Псковский государственный университет;
  • Российский государственный агарный университет (МСХА имени К.А. Тимирязева);
  • Российский государственный университет туризма и сервиса (РГУТИС);
  • Самарский государственный технический университет;
  • Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет;
  • Санкт-Петербургский государственный технологический институт;
  • Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения (ГУАП);
  • Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет «ЛЭТИ»;
  • Северный (Арктический) федеральный университет им. М. В. Ломоносова;
  • Северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова;
  • Ставропольский государственный агарный университет;
  • Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники;
  • Южно-Российский государственный политехнический университет (НПИ) им. М. И. Платова.
Документы
PDF
Методические рекомендации по реализации независимой оценки квалификации в системе высшего образования
pdf 4.63 МБ
28.06.2023
PDF
Среднесрочный план деятельности Национального агентства развития квалификаций на 2023–2025 годы
Согласие на обработку файлов cookies
Продолжая использовать сайт, Вы даете АНО НАРК (ИНН 7 710 475 530), согласие на обработку файлов cookies и пользовательских данных. Если Вы не хотите, чтобы Ваши вышеперечисленные данные обрабатывались, просим отключить обработку файлов cookies и сбор пользовательских данных в настройках Вашего браузера или покинуть сайт.