В СПбГЭТУ «ЛЭТИ» обсудили пути гармонизации профессиональных и образовательных стандартов
Актуальные вопросы развития Национальной системы квалификаций обсудили представители работодателей и вузов на совместном заседании президиума Федерального Учебно-методического объединения по укрупненной группе специальностей и направлений подготовки «Электроника, радиотехника и системы связи» и Совета по профессиональным квалификациям в области телекоммуникаций, почтовой связи и радиотехники (СПК связи).
4 апреля в Санкт-Петербургском государственном электротехническом университете «ЛЭТИ» прошло совместное заседание президиума Федерального Учебно-методического объединения по УГСН 11.00.00 «Электроника, радиотехника и системы связи» и Совета по профессиональным квалификациям в области телекоммуникаций, почтовой связи и радиотехники.
На заседании были рассмотрены современные инструменты управления качеством подготовки кадров, механизмы гармонизации сферы образования и сферы труда России, новые тренды независимой оценки квалификации, формирование компетенций инженерного корпуса для цифровой экономики, вопросы подготовки кадров в отрасли телекоммуникаций, почтовой связи и радиотехники в условиях перехода на профессиональные стандарты.
С приветственным словом к участникам заседания обратился президент СПбГЭТУ «ЛЭТИ», сопредседатель Ассоциации производителей и разработчиков электроники Санкт-Петербурга Владимир Кутузов.
В заседании приняли участие: заместитель генерального директора Национального агентства развития квалификации (Национальное агентство) Алла Факторович, ответственный секретарь рабочей группы Национального совета при Президенте Российской Федерации (НСПК) по вопросам оценки квалификаций и качества подготовки кадров, руководитель направления по развитию профессиональных квалификаций Фонда инфраструктурных и образовательных программ (группа РОСНАНО) Ангелина Волкова, председатель СПК связи, президент Международной академии связи Анастасия Оситис, заместитель председателя СПК связи, директор направления ПАО «Ростелеком» Юрий Мельников, руководитель Комитета по профессиональному образованию СПК связи, руководитель секции «Образование» научно-технического совета Федерального агентства связи, ректор МТУСИ Сергей Ерохин, декан факультета электроники СПбГЭТУ «ЛЭТИ» Александр Соломонов, а также представители вузов, входящих в состав Федерального УМО по УГСН 11.00.00 «Электроника, радиотехника и системы связи».
«В современных условиях, когда вузы и работодатели «обречены» работать в тандеме, нам необходимо договариваться о взаимодействии по широкому кругу вопросов, главным из которых является гармонизация профессиональных и образовательных стандартов. На поиск эффективных механизмов такого взаимодействия в сфере связи и телекоммуникаций и нацелено совместное заседание президиума Федерального УМО и СПК связи», – рассказал Александр Соломонов.
«ЛЭТИ в течение двух лет развивает сегмент национальной системы квалификаций в высокотехнологичных отраслях экономики. Мы взаимодействуем с рядом советов по профессиональным квалификациям – в наноиндустрии, в области телекоммуникаций, почтовой связи и радиотехники, в судостроении и морской технике, в автомобилестроении. С 2017 года на базе ЛЭТИ работает экзаменационный центр по независимой оценке квалификаций в наноиндустрии. В перспективе планируется создание мультиотраслевого экзаменационного центра. Эксперты ЛЭТИ имеют опыт разработки профессиональных стандартов, оценочных средств для проведения независимой оценки квалификаций. С учетом этого, проведение совместного заседания ФУМО с СПК связи на базе ЛЭТИ является достаточно логичным», – подчеркнул Владимир Кутузов.
Алла Факторович в своем выступлении отметила: «В Национальной системе квалификаций сформированы современные инструменты, которые позволяют выстраивать конструктивный диалог системы образования и сферы труда. Профессиональные стандарты – это четко артикулированные требования профессионального сообщества к результатам подготовки выпускников. Система квалификаций, разрабатываемых на основе профессиональных стандартов, задает требования к структуре подготовки кадров, к номенклатуре профессий, специальностей, направлений подготовки. Независимая оценка квалификаций – механизм подтверждения готовности выпускников к самостоятельной профессиональной деятельности. Результаты профессиональных экзаменов – обратная связь для образовательных организаций, которая позволяет совершенствовать образовательные программы, внося обоснованные изменения. Проекты, реализуемые сегодня в связи с модернизацией Национальной системы квалификаций (актуализация перечней профессий и специальностей СПО, сопряжение государственной итоговой аттестации и независимой оценки квалификации), обеспечивают реальное партнерство представителей работодателей и педагогического сообщества, совместную работу по улучшению качества и повышению ценности квалификаций».