Совет по профессиональным квалификациям в сфере образования провел опрос «Роль профессионального лидерства в эмоциональном выгорании и приверженности педагогов», респондентами которого стали школьные учителя
Соорганизаторами исследования выступили Российское общество «Знание», Сетевой университет «Знание» и Фонд «Национальные ресурсы образования».
Исследователи искали ответы на вопросы, как лидерство и выгорание связаны с лояльностью педагогов к рабочему контексту, какие факторы влияют на принятие педагогами решения покинуть школу или вовсе оставить профессию. Респондентами опроса стали 426 учителей. Большая часть участников относится к возрастным диапазонам 26-35 лет (28,4%), 46-55 лет (26,3%), 36-45 лет (22,1%).
В основу исследования были положены такие методические материалы, как «Опросник выгорания для преподавателей MBI-ES для измерения характеристик выгорания, включая психоэмоциональное истощение, деперсонализацию и редукцию личных достижений» и опросники организационной приверженности, субъективного благополучия учителя и школьного лидерства. Исследователи изучали корреляцию между ответами на вопросы о выгорании и данными опросников о профессиональной деятельности.
Основные выводы:
-
Большинство респондентов не жалеют о выбранной профессии и остаются верны ей, считая себя компетентными, а свои методы преподавания профессиональными и успешными. Одновременно на вопросы относительно атмосферы на рабочем месте и отношения/статуса в профессиональном сообществе многие педагоги дали достаточно пессимистичные ответы.
-
Педагоги Москвы испытывают большую лояльность к организациям, в которых они работают, чем педагоги из регионов.
-
Большинство опрошенных учителей показывают средний уровень профессионального выгорания, при этом исследователи отмечают отрицательную связь между психоэмоциональным выгоранием и организационной приверженностью.
-
Существует взаимосвязь между эмоциональным выгоранием и утверждениями «Я действительно могу быть самим собой в этой школе» и «Я чувствую, что люди в этой школе заботятся обо мне». Даже очень сильные и успешные учителя при отсутствии поддержки и понимания со стороны руководства попадают в зону профессионального выгорания.