Российские вузы и колледжи зачастую выпускают студентов, которым не хватает практических навыков для работы по специальности. Одно из возможных решений проблемы — дуальное обучение, ориентированное на прикладные навыки. Учебная модель позволяет максимально приблизить обучение студентов к потребностям рынка. Метод хорошо зарекомендовал себя в Германии и ряде европейских стран. Применима ли такая модель в России и что мешает ее развивать — в материале «Известий».
Чужой среди своих
Несмотря на многочисленные дискуссии о подходе к обучению, ориентированном на практические навыки, выпускники отечественных вузов и колледжей имеют достаточно поверхностные представления о прикладной стороне полученной специальности, считают специалисты Национального агентства развития квалификаций (при Минтруде РФ). В качестве одного из способов решения этой проблемы предлагают систему дуального обучения.
По данным кадрового мониторинга в среднем профессиональном образовании (СПО) за 2021 год, по практикоориентированной (дуальной) модели в РФ обучаются 5,89% студентов, подсчитали в НАРК. Ее распространение сдерживает инерция, присущая системе традиционного профессионального образования, а также объективные сложности и риски. В дуальном обучении доля практических занятий доходит до 70%, а оставшиеся 30 приходятся на получение знаний в аудитории. Этот метод широко применяется в системе образования Германии и других европейских стран. В последнее десятилетие практика стала приживаться в российских колледжах и вузах.
В 2022 году в России стартует новая программа «Профессионалитет» — это технология среднего профессионального образования с упором на практику. Программа призвана максимально приблизить уровень образования учащихся колледжей к потребностям рынка.
— Особенностью проекта является добровольное подключение предприятия к совместной работе с образовательной организацией, оказание посильной помощи в части разработки программ, обновления материально-технической базы, — рассказывает начальник Центра сопровождения программ развития региональных систем среднего профессионального образования ИРПО Елена Маклина. — Такой подход к среднему профессиональному образованию позволит сделать обучение более гибким, адаптированным к реалиям и способным своевременно восполнять дефицит кадров.
Кластеры проходят конкурсный отбор на получение субсидий в размере 100 млн рублей. Их предоставляют на модернизацию материально-технической базы колледжа или техникума в соответствии с оснащением опорного работодателя. В итоге это дает возможность бесшовного перехода от обучения к трудоустройству. Уже 1 сентября более 150 тыс. студентов приступят к обучению по практикоориентированным программам в 70 кластерах.
Считается, что дуальное образование в Германии появилось в 60-х годах прошлого века в результате анализа и адаптации советского профессионально-технического образования. Сейчас оно вернулось под новым названием.
— Сильным отличительным моментом немецкого дуального образования является то, что к практическому обучению на предприятии могут привлекаться только те мастера, которые прошли специальное обучение по педагогике, — рассказал завкафедрой профессионального образования Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования Николай Панов. — У нас этого, к сожалению, нет. Более того, на сегодняшний день даже многие мастера производственного обучения в колледжах не имеют педагогического образования. А это влияет на качество обучения.
Проблемы в распространении дуального образования связаны и с оплатой труда наставников на производстве. Если этот вопрос решен, то с заинтересованностью специалистов и с оттоком кадров проблем нет.
Руководитель базового центра подготовки кадров Национального агентства развития квалификаций Ольга Клинк сомневается в том, что классическую модель дуального обучения можно реализовать на российском рынке. В Германии число учеников на предприятии, как правило, зависит от его масштаба и кадровых потребностей. В образовательной организации изучается только «теория». Практическую подготовку осуществляет и финансирует работодатель. Уже со второго или третьего года обучения он окупает расходы за счет участия ученика в производственном процессе.
— России в силу различий в устройстве профессионального образования и рынка труда нужно создавать собственную модель дуального обучения, используя лучшее из мирового опыта, — уверена Ольга Клинк.
Полную версию статьи читайте на сайте «Известия»