Что изменится
Рассмотреть законопроект в первом чтении парламентарии могут уже в феврале, сообщил депутат Андрей Исаев.
— Новый закон о занятости разрабатывался на площадке Госдумы с участием представителей экспертных сообществ и ведомств, включая Минтруд России, — сообщили «Известиям» в Минтруде. — Цель новых норм — отразить изменения, которые произошли на рынке кадров, в том числе на законодательном уровне закрепить практики и меры поддержки, которые уже действуют.
В документе появятся две новые формы — самозанятость и платформенная занятость. При этом урегулировать их должны отдельным федеральным законом. Кроме того, прописывается возможность регистрировать гражданина в службе занятости не только по месту жительства, но и по месту пребывания. При этом благодаря единой платформе в сфере занятости «Работа в России» не возникнет задвоений — один человек не сможет получить пособия в двух регионах сразу.
Ожидается, что в законе появятся новые категории: граждане, находящиеся под риском увольнения, а также бывшие участники военной операции. Прописаны и меры поддержки — они теперь будут официально предоставляться не только безработным. Более того, услуги служб занятости станут доступны и для граждан, которые зарегистрировались для того, чтобы просто поменять работу, а не от безысходности.
Закон как кодекс
Руководитель экспертного центра «Деловой России» по трудовым отношениям и охране труда, партнер SRG Виталий Федин заметил, что в новом законе пытаются не просто обозначить основные принципы занятости населения, как это было ранее, но и дать правовое определение новым формам, а также максимально детально прописать категории занятых и положенные им гарантии.
— С одной стороны, можно приветствовать желание регулятора придать правовой статус сложившимся нормам трудовых отношений с одновременным стремлением повысить качество гарантий для занятых и безработных граждан, — сказал он «Известиям». — С другой стороны, новая редакция закона фактически выходит за рамки обозначения основных принципов системы поддержки занятости населения, частично приближаясь по уровню регулирования к Трудовому кодексу.
Виталий Федин предупреждает, что чрезмерная детализация мероприятий и стандартов может привести к трудностям в реализации положений закона. Если правоприменительная практика выявит нестыковки и пробелы, то корректировать федеральный закон будет гораздо сложнее, чем подзаконные акты.Новую редакцию «Закона о занятости» в целом стоит рассматривать как включение в нормативное поле практик, которые службы занятости де-факто уже оказывают, считает старший научный сотрудник лаборатории исследований пенсионных систем и актуарного прогнозирования социальной сферы ИНСАП РАНХиГС Виктор Ляшок. Тем же работникам, находящимся под риском увольнения, помощь уже оказывается и их учет ведется, отмечает эксперт.
Вице-президент Торгово-промышленной палаты (ТПП) РФ Максим Фатеев поясняет, что имеется в виду под понятиями «риск увольнения» и «граждане, находящиеся под риском увольнения»: речь идет не о конкретном человеке, который вдруг почувствовал, что может остаться без работы, а о ситуации, в которой оказался его работодатель.
— «Риск увольнения» — это макроэкономическая ситуация, когда достаточно большая численность работающих попадает под эту категорию, либо это ситуация в отрасли, регионе, организации, — сказал он «Известиям». — Важно выделить те критерии, по которым службы занятости могут уделять внимание и оказывать помощь нуждающимся гражданам. Ориентироваться можно только на конкретные параметры.
В Минтруде отмечают, что для работников, находящихся под риском увольнения, уже разработан комплекс мер поддержки — в частности, они могут бесплатно переобучиться по новой профессии в рамках нацпроекта «Демография» или стать участниками программ обучения промпредприятий, чтобы сохранить свою занятость на предыдущем месте работы, но с новой квалификацией.
— Сотрудники, находящиеся под риском увольнения, могут рассчитывать на полный спектр услуг центров занятости наряду с безработными — от профориентирования и психологической поддержки до помощи в открытии собственного дела, — рассказали в министерстве. — Эта мера начала действовать еще в прошлом году, но ее продлили до конца 2023-го.
Заместитель гендиректора Национального агентства развития квалификаций Алла Факторович поясняет, что изначально программа переобучения касалась молодых людей, которые более четырех месяцев не могли найти работу или не имели профессионального образования; студентов последних курсов вузов и колледжей, если для них отсутствует подходящая работа по полученной специальности; молодых мам, находящихся в декрете; неработающих мам дошкольников; предпенсионеров и пенсионеров. Но в последний год в периметре программы оказались и граждане, находящиеся под риском увольнения вне зависимости от возраста. В общей сложности на выбор предлагается более 20 тыс. программ по востребованным специальностям.
Исполнительный директор «Опоры России» Андрей Шубин подчеркивает, что мониторингом ситуации с рисками увольнения государство занимается и в целом с этим справляется, обеспечивая ускоренное трудоустройство и переквалификацию специалистов.
......
Полный текст статьи читайте на сайте газеты «Известия».
Фото Пресс-службы Департамента труда и социальной защиты населения г. Москвы